Оборудование: Презентация, 2 нарисованные ёлки, 21 вырезанный солдатик, вырезанные мерки- 1см2,1дм2,1м2, макет зеркала, “светофорчики”.
Цель урока: познакомить с новой единицей измерения площади - квадратным метром; закреплять знания таблицы умножения и деления, умения решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи; строить суждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
Орг. Момент.
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок, у нас сегодня гости. Ребята, повернитесь к гостям и поздоровайтесь. Садитесь. Все вы знаете, что скоро приближается большой праздник. Главная героиня этого праздника станет.
Слайд 2
Устный счёт.
Правильно - ёлочка. И мы сегодня потренируемся украшать ёлку. А в конце урока нас будет ждать сюрприз.
- А чем украшают ёлочку? Правильно, а на нашей ёлочке не хватает гирлянд. Но мы же на уроке математике, поэтому и гирлянда будет математической.
Вот вам работа- на две группы забота
Сосчитайте сколько в ряд у вас солдатиков стоят
Один считает, другие - проверяют
Если верный дан ответ - подними зелёный цвет
Коль ошибочным считаешь - красный сразу поднимаешь.
Выиграет та команда, кто быстро и правильно сосчитает примеры и прикрепит солдатиков на ёлку.
(на доске прикреплены 2 ёлки и солдатики, рядом написаны примеры из таблицы умножения).
Сообщение новой темы.
Молодцы. Ёлка украшена. А мы то с вами хорошо ли выглядим? Всё ли у нас в порядке с причёской? Поправьте причёску, одежду.
- А что нам нужно чтобы увидеть как мы выглядим?
Правильно - это зеркало, но у нас маленькое зеркало.
Говорят под новый год, что не пожелается, то всегда произойдёт, то всегда сбывается.
Поэтому я побуду волшебницей и наколдую нам зеркало побольше, чтобы и наши гости смогли себя увидеть.
(Показываю зеркало).
У моего зеркала длина равна 10дм. Сколько квадратных метров отразится в таком зеркале?
- Какие новые слова вам встретились в этой задаче? (квадратный метр)
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?
Слайд 3
- Правильно. Тема нашего урока - “Квадратный метр”. Вернёмся к нашей задаче.
- Какой формы наше зеркало? (квадрат)
- Что мы знаем про эту фигуру? (что у неё все стороны равны)
- Чему равна длина нашего зеркала? А ширина?
- Как найти площадь этого зеркала? (нужно длину умножить на ширину)
На доске учитель пишет 10 * 10=100дм2
- 100 дм2=1м2 (учитель пишет на доске). Получается, что площадь нашего зеркала 1 м2. А это и есть новая мера площади. Мы с вами получили новую мерку (переворачиваю зеркало, а там написано 1м2).
- Как вы думаете, зачем такая мерка нужна? Что мы будем ей измерять?
- Правильно. Вот у нас кабинет, нам к празднику нужно купить ковролин, а сколько его купить мы не знаем. Для этого нам нужно померить площадь класса. Давайте его измерим. Длину измеряет Матвей и Лера, а ширину Андрей и Егор. Остальные внимательно считаю, сколько ребята намеряют. Выберите себе подходящую мерку. (на столе мерки 1 см2, 1дм2,1м2)
- Почему вы не взяли другие мерки?
(Измеряем кабинет). А теперь посчитаем площадь нашего класса.
Пол мы застелили, но к празднику надо украсить весь кабинет. Надо нам в тетрадь зарисовать наш кабинет. Как это сделать, ведь класс в тетрадь не поместиться? (уменьшить)
- Правильно. Большие площади на бумаге изображают в уменьшенном виде и называют планом.
Слайд 4
Изобразим план нашего класса. Для этого надо выбрать условную единицу. Возьмём за 1м2 - одну клетку нашей тетради. (дети чертят план)
- А теперь откроем учебники на стр.18 читаем текст №2(1).
Ребята, а где вы встречаете новый год? Некоторые из вас на зимние каникулы поедут в деревню, на дачу. Там тоже надо украшать и участок и дом. План такого участка у вас в учебнике на стр.18 №2(2). Давайте найдём площадь сада, огорода (устно).
Физ. Минутка
После любой работы следует отдых. Давайте и мы отдохнём. Встаём с места.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем
Там стена, а там окно
Это знаем мы давно
На стене висит пример
Сколько нужно нам присесть?
(На стене висит табличка: Во сколько раз 3 меньше 9)
Мы размяться все успели
И на место снова сели.
Работа над пройденным материалом.
- Какое правило применили, выполняя задание в физ. минутке? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее)
В каждый дом на праздники приглашают гостей. Вот и нас есть такие гости. Посмотрели на стр.19 №5(1).
- Что предлагается узнать в первой задаче?
- Что значит старше? (больше)
Сделайте краткую запись задачи. У доски краткую запись задачи сделает…
Проверяем, подняли “светофорчики”. У доски решит задачу… Проверяем, подняли “светофорчики”. Посмотрели по сторонам, представили наше волшебное зеркало. Закрыли глаза, посчитали до 5 и загадали желание, гости тоже могут закрыть глаза и загадать желание.
(На доске появляется шифр)
Открываем глаза. Расшифровать эту фразу нам помогут примеры на стр. 19№4. 3 человека решают примеры у доски. Проверяем с помощью “светофорчиков” (Получается фраза- ёлка гори).
Молодцы! А вот и обещанный сюрприз. Наша ёлочка тоже зажглась.
Слайд 5
Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие темы мы повторили?
- Оценки сегодня получили….
Открываем дневники и записываем домашнее задание: учебник стр.19 - задания на смекалку, тетрадь - стр. 55-56 №148,151. Дежурные соберите тетради на проверку. Попрощайтесь с нашими гостями. Урок окончен.