"Надымский сувенир". 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формировать навыки конструирования из цветной бумаги. (Слайд 2).

Задачи:

  • развивать творческие способности, умения составлять правильно стилизованные детали сувенира, развивать глазомер и мелкую моторику рук;
  • воспитывать терпение и аккуратность; интерес и любовь к национальной культуре ненецкого народа.

Инструменты, оборудование, материалы:

  • Цветная бумага, цветная фольга, цветной картон, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш, фломастеры, шаблоны, мультимедийный проектор.

Тип урока.

  • Закрепление материала.

Форма занятия.

  • Индивидуальная.

Межпредметные связи.

  • Окружающий мир (знание своей национальности).
  • Технология (правила работы с ножницами).
  • Развитие речи (обогащение словарного запаса).

Вид урока

  • Практическая работа.

Оснащение занятия:

Ход занятия

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к занятию.

Сообщение темы и цели задания.

II. Проверка пройденного материала.

Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей: русские, ненцы, коми, селькупы и т.д. (Слайд 3). Каждый народ разговаривает на своем языке, носит свою национальную одежду. Народные мастера используют для украшения одежды разные цвета. Посмотрите, как красиво расположены на национальной одежде орнаменты. Рассмотрите их (Слайд 4). Вспомните, что такое орнамент?

Обучающийся: Орнамент - это узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья, мебели и т.д.

Педагог: На ненецком языке орнаментназывается “МАДАВЫ” (Слайд 5). Скажите, пожалуйста,где живут ненцы?

Обучающийся: Ненцы живут в тундре.

Педагог: Правильно. Они живут в тундре.Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?

Обучающийся:Жилище ненцев называется чум.

Педагог: Правильно(Слайд 6). Чум на ненецком языкеназывается “МЯ”.Дети,скажите, какое природное явление отличает солнце севера от солнца Средней полосы России?

Обучающийся: Отличие в том, что солнце на севере светит день и ночь целых полгода.

Педагог: На ненецком языке солнце называется “ХАЕРАКО” (Слайд 6).Дети, а кто знает, чем отличается зимняя национальная одежда от летней?

Обучающийся: Зимняя сшита из меха оленя, летняя одежда сшита из материала.

Педагог: Правильно, молодцы. Хозяйственным занятием ненцев является оленеводство.

Для ненца олень - это пища, транспорт, одежда (Слайд 7).

Сегодня мы с вами здесь вспомнили: орнамент, чум, солнце, оленя (Слайд 8).

Посмотрите, какой сувенир вы можете изготовить сами. (Показать готовое изделие)

А сейчас приступим к нашему занятию. Материал для предстоящей работы перед вами. (На столе перед каждым обучающимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)

Педагог: Ребята, давайте вспомним правила техники безопасности (Слайд 9)

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.  При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Педагог: Суров наш край:бесконечно тянется метельная зима, ненадолго появляется на сером зимнем небе холодное солнце, жестокие морозы сковывают почти до дна многочисленные озера и реки. Но богат и разнообразен животный мир нашего края. Какие животные живут на Крайнем Севере.

Загадки с использованием ИКТ. 

Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут...(песец). (Слайд 10)

Лежит у порога меховое кольцо -
Чужого в дом не пускает (собака). (Слайд 10)

В наших северных лесах
Есть красавица в мехах.
Черно-серебристая
Шубонька пушистая,
Пышный хвост-ее краса.
Черно-бурая… (лиса). (Слайд 11)

Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (волк). (Слайд 11)

Посмотри, какой он рябенький
И задиристый на вид,
И уже на ножках слабеньких,
Хоть качаясь, но стоит! (олененок). (Слайд 12)

Он снег глубокий разгребает,
И ягель вкусный добывает,
Копает он порой весь день
Полярный северный...(олень). (Слайд 12)

Маленький зверек
С пушистым хвостом
На высоком дереве
Выбирает дом.
В дупле-в тепле
Зимой живет,
Собранные летом
Орешки грызет (белка). (Слайд 13)

III. Практическая работа

1. Проверим наличие трафаретов: орнамента, чума, солнца и трафарета оленя.

2. Проверим наличие клея, ножниц, простого карандаша, фломастеров, цветной бумаги, цветной фольги и белого картона (Слайд 14).

Знакомство обучающихся с последовательным выполнением сувенира.

1. Просмотрим пошаговую инструкцию по выполнению сувенира,используя мультимедийное устройство.

2. Обратим внимание на готовый образец, на то, к чему вы должныстремиться выполняя работу.

3. Приложим к изнаночной стороне белого картона трафарет чума, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 15).

4. Зарисуем коричневым фломастером шесты у чума, нарисуем веревки обтягивающие чум (Слайд 16).

5. Приложим к изнаночной стороне цветной фольги трафарет орнамента, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 17).

6. Приложим к изнаночной стороне желтой бумаги или фольги трафарет солнца, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 18).

7. Приложим к изнаночной стороне цветной бумаги или фольги трафарет оленя, обведем простым карандашом, вырежем (Слайд 19).

8. Нарисуем глаз и закрасим черным фломастером копыта (Слайд 20).

Физкультминутка (Слайд 21)

У оленя дом большой,
Он сидит, глядит в окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
“Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой”.
“Зайка, зайка, забегай!
Лапку мне давай”.

(Руки над головой – изображаем крышу дома.

Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой   поддерживаем правую.

Бег на месте.

Топот ногами, руки на поясе.

Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.

Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.

Зазывание движения рукой.

Протягиваем руки с открытой ладонью)

9. Смажем клеем изнаночную сторону оленя и приложим на середину чума (Слайд 22).

10. Приложим за чум солнце в верхней части нашего изделия и посмотрим, как будет выглядеть, затем приклеим (Слайд 23).

11. Приклеим к нижнему основанию чума орнамент (Слайд 24).

12. Пока сохнет сувенир, приберем рабочее место.

13. Выставка работ.

IV. Итог занятия

Устный опрос

  • Ребята! Чем сегодня мы занимались?
  • А для чего мы их делали?
  • Вам понравилось занятие?

Рефлексия.

Спасибо вам за работу!