Цели урока:
- показать практическое применение понятия масштаб;
- формировать у учащихся практические умения и навыки, связанные с математическими вычислениями при решении текстовых задач;
- способствовать развитию умения делать выводы на основе собственных наблюдений, сравнения, обобщения, использования личного опыта; развивать логическое мышление и пространственные представления;
- закрепить навыки, связанные с преобразованием величин.
Оборудование: компьютер, мультимедийная разработка урока, проектор, модели машинок, копии планов квартир с БТИ, модели геометрических тел, географическая карта.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Устный счёт, устная работа. (слайд2)
1) выразите в километрах:
а)32000000см;
б)600000см;
в)32000см;
г)5000000см.
- Что нужно сделать, чтобы выразить данные величины в км? /так как 1км = 100000см, то нужно разделить на 100000./
2) выразите в метрах:
а)32000000см;
б) 600000см;
в)32000см;
г)5000000см.
- Что необходимо сделать?
Актуализация знаний.
- Скажите, а с чем вы сейчас работали, какие знания применили? / Меры длины/.
Без них нам сегодня на уроке никак не обойтись. Вспомним перевод одних единиц в другие (Слайд 3).
Молодцы. Тема, которую нам сегодня предстоит изучить, покажет практическое применение отношений.
3. Изучение нового материала
1)) Подготовительная работа. (слайд4)
- Составьте отношения:
а) 1см к 4000м;
б) 1см к 120 м;
в) 1см к 10000 км;
г) 1 см к 25 см.
- Что сначала необходимо сделать?/привести в одинаковые единицы измерения/
Работа с понятием “масштаб”.
- Хорошо. Запишем все величины в сантиметрах.
Решение:
а) 1: 400000;
б) 1 : 12000;
в) 1 : 1000000000;
г) 1 : 25.
- Мы с вами знаем, что участки земной поверхности, детали машин и многое другое изображают на бумаге в уменьшенном виде.
- Если на карте, плане или чертеже встретите такие отношения, то это масштаб карты, плана или чертежа.
- Что же мы будем сегодня изучать? /Масштаб/ Запишите тему урока в тетрадочку. (слайд 5)
Уточнение понятия с опорой на имеющиеся знания.
- Итак, “масштаб”. О чем вам говорит это слово?
Ответы детей можно дополнить демонстрацией реальных моделей предметов (глобус земли, географическая карта, показом моделей машинок)
- Мы увидели, что использование масштаба позволяет создавать модели реальных предметов.
- Само слово “масштаб” пришло к нам из немецкого языка. Maс означает: “мера”, штаб означает “размер”, что уже говорит о связи с математикой. Слово “масштаб”, придя из немецкого языка, хорошо прижилось в нашей речи. Какие родственные слова к нему вы можете назвать? (масштабный, крупномасштабный). Реже используется слово “масштабировать”, что означает – изменять все размеры в определенное количество раз. Это слово сегодня нам понадобится.
(Слайд 6). Полное определение “масштаба” звучит так: Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом. Аналогично можно сказать о чертеже или плане.
Масштаб - жезл размеренный или мерило, мерник, размерник, мера линейная, принятая для чертежа или иной работы. (Из толкового словаря В.И. Даля.) (слайд7)
Вернёмся к уже написанным отношениям. Объясните, что означают данные масштабы (слайд 8-9)
/ответы учащихся: а) если масштаб карты 1 : 400000, то на этой карте длина каждого отрезка уменьшена в 400000 раз. На такой карте расстояние, равное 4 км, будет изображаться в 1см.
- Масштаб карты 1 : 400000 говорит, что карта сделана в масштабе одначетырёхсоттысячная и.т.д.
Хорошо. Молодцы. Выполните такую задачу. (слайд10)
Расстояние от школы до дома, в которой учится Коля, равно 200 м. Изобразите это расстояние отрезком в масштабе 1:4000.
Запись решения в тетради. Выразим 200 м в см. 200 м = 20000 см. Масштаб 1:4000 означает, что 1 см на плане будет в 4000 раз меньше расстояния на местности.
20000 : 4000 = 5 (см)
Ответ: длина отрезка равна 5 см.
Проверка (Слайд 11-12)
Задача. (слайд13) Длина отрезка на карте 15 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1 : 10000.
- Что означает масштаб 1 : 10000?
- Решим данную задачу, оформив краткую запись в виде таблицы.
Решение: Пусть х(м) – расстояние на местности.
Расстояние | Масштаб | |
На карте На местности |
15 см х |
1 10000 |
15 : х = 1 : 10000
Х = 150000(см) =1500 м= 1,5 км
1,5 км расстояние на местности
Ответ: 1,5 км
Физкультминутка.
Закрепление изученного материла, практическая работа по учебнику № 820 стр 134
- Прочитайте задание. Можем сразу найти расстояние?
- Что нужно знать? /Длину отрезка на карте/
- Как узнать длину отрезка на карте? /измерить линейкой/
- Измерьте расстояние на карте. Что означает масштаб 1 : 100000? /1см на карте равен 100000см на местности/
Запишем краткую запись в виде таблицы
Расстояние | Масштаб | |
На карте На местности |
3 см х |
1 100000 |
Составим пропорцию: 3 : х =1 : 100000; х =300000см = 3000 м =3 км – расстояние на местности
Ответ: 3 км.
№ 821 стр 134 (слайд16)
- Прочитайте задачу. Что известно? Что нужно найти? Что означает данный масштаб? /1см на карте равен 1000000см на местности/
Решение:
Пусть х(м) – расстояние на местности.
Расстояние | Масштаб | |
На карте На местности |
8,5 см х |
1 1000000 |
Составим пропорцию: 8,5 : х =1 : 1000000; х =8500000см = 85 км – расстояние на местности
Ответ: 85 км.
Задача. Длина отрезка на местности 300 км. Найдите длину соответствующего отрезка на карте, если масштаб карты 1:1000000.
- Чем интересна эта задача?
Для решения составим табличку – краткую запись.
Расстояние | Масштаб | |
На карте На местности |
х 300 км = 30000000 см |
1 1000000 |
Составим пропорцию: х : 30000000 = 1 : 1000000; х =1*30000000 : 1000000 =30см – длина на карте
Ответ: 30 см.
№ 822 самостоятельно, с последующей проверкой.(слай 17)
Расстояние | Масштаб | |
На карте На местности |
х см 650км = 65000000см |
1 10000000 |
Составим пропорцию: х : 65000000= 1 : 10000000;х =1*65000000 : 10000000=6,5см
Ответ: 6,5см
Возможность масштабирования заложена и в фотоаппаратах и видеокамерах: мы приближаем и отдаляем объекты для съемки. При этом все их размеры одинаково увеличиваются или отдаляются.
Работа в группах - парах
Масштаб квартиры 1 : 100. Определить по плану, какие размеры имеют комнаты №1, №2, №3 и какова их площадь в действительности.
Решение: По плану размеры первой комнаты 27мм * 41мм; второй комнаты 38мм*43мм, третьей комнаты 30мм*28мм. Если масштаб 1:100, то размеры первой комнаты 2700мм*41мм = 2м 70см * 4м 10см; второй комнаты 3800мм*4300мм = 3м 80см * 4м 30см, третьей комнаты 3000мм*2800мм = 3м * 2м 80см.
Ответ: Площадь первой комнаты 11,07м2; площадь второй комнаты 16,34м2; а площадь третьей комнаты 8,4м2.
Домашнее задание: задача № 842, 844, № 846 (а).
Творческое задание: придумать и красиво оформить свою задачу по теме: “Масштаб”.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня?
- На какие вопросы получили ответы?
- Какие новые вопросы появились?
- Какие виды заданий вызвали затруднения?
- Какие моменты урока вас обрадовали или огорчили?
Я надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”.