Цели урока:
- Повторить материал главы 2 «Функции», подготовиться к контрольной работе по данной теме.
- Развивать умение строить графики и работать по ним (находить: значение функции по заданному значению аргумента; значение аргумента по заданному значению функции; точку пересечения графиков; точки пересечения с осями координат).
- Воспитывать чертёжную культуру, аккуратность, внимательность.
План урока:
- Организационный момент.
- Устная работа.
- Работа по графику.
- Работа по вариантам на вычисление значений функции.
- Определение принадлежности данной точки графику.
- Нахождение точки пересечения графиков.
- Работа по вариантам на построение графиков функций.
- Подведение итогов работы учащихся на уроке и итога урока.
- Определение домашнего задания.
Ход урока
Ребята! Сегодня мы должны с вами повторить и обобщить все знания по теме «Функции».
Весь урок мы будем выполнять различные задания и сразу их проверять. За каждое правильно выполненное задание вы получаете «+». От количества заработанных «+» будет зависеть уровень вашей подготовки к контрольной работе и ваша оценка за урок.
Желаю вам успешных решений!
Устная работа.
Ответьте на мои вопросы.
- Что называется функцией?
- Что называется аргументом?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется графиком функции?
- Какая функция называется линейной? Что является её графиком? Приведите примеры.
- Какая функция называется прямой пропорциональностью? Что является её графиком? Приведите примеры.
Спасибо за правильные ответы! (Некоторые учащиеся уже могут получить дополнительный «+»)
Выполним задание №1. Решим тест.
Тест:
-
Какая из функций не является линейной?
а)У=-3х+7
б) у=5х
в) у=2x2-1 -
График какой функции не пересекает ось Ох?
а) У=-2х
б) У=3
в) у=3х+11 -
Какие из графиков параллельны?
а) у=-8х+3
б) у=2х-15
в) у=7-8х -
Какой из графиков проходит через точку (0;11)?
а) у=-8х+3
б) у=2х-15
в) у=3х+11
Проверим правильность выполнения теста:
- В
- Б
- А и В
- В
Сосчитали количество правильных ответов? Молодцы! Запишите ответ на полях.
№2 Поработаем с графиком в учебнике на стр. 62 рисунок 17.
- Назовите значение функции при значении аргумента -2; 0; 2; 4.
Проверим правильность выполнения
Ответ: У= 1; 1,5; 3; 2.
Продолжим! №3.
- Назовите значения аргумента при значении функции -2; 0; 2.
Проверим правильность выполнения
Ответ: х= -4; -3; 0,2; 2,3; 4; 6.
Сосчитали количество правильных ответов? Молодцы! Запишите ответ на полях.
№4 Выполни задание!
Дана функция
- 1 вариант: У = 2 х+ 7
- 2 вариант: у = 2 х - 7
Найди:
- значение функции при значении аргумента 4; 0,1; -7.
- значение аргумента при значении функции 9.
- Поверь себя!!! Будь честным!
1 вариант
- Х=4 , у=15
х=0,1, у=7,2
х=-7, у=-7 - У=9, х=1
2 вариант
- Х=4 , у=1
х=0,1, у=-6,8
х=-7, у=-21 - У=9, х=8
Проверь своё решение!
1 вариант | 2 вариант |
У=2х+7 Если Х=4, то у=2*4+7=15 Если Х=0,1, то у=2*0,1+7=7,2 Если Х=-7, то у=2*(-7)+7=-7 |
У=2х-7 Если Х=4, то у=2*4-7=1 Если Х=0,1, то у=2*0,1-7=-6,8 Если Х=-7, то у=2*(-7)-7=-21 |
Если У=9, то 2х+7=9 2х=9-7 2х=2 Х=2:2 Х=1 |
Если У=9, то 2х-7=9 2х=9+7 2х=16 Х=16:2 Х=8 |
Ты смог заработать четыре «+»?
№5 Принадлежат ли графику функции У=-0,5х следующие точки?
- А(0; 1)
- В(-1; 0,5)
Проверь своё решение!
У=-0,5х
А (0; 1)
1=-0,5*0
1=0 нет
Ответ: А не принадлежит графику у=-0,5х
В (-1; 0,5)
0,5=-0,5*(-1)
0,5=0,5 да
Ответ: В принадлежит графику у=-0,5х
Ты смог заработать два «+»?
№6 Пересекаются ли графики данных функций? Если да, то в какой точке?
- У=4х-2 и у=-6 х+8
- У=-3х+8 и у=-5-3х
Запишите решение в тетрадь.
Проверим ответы.
Ответы:
- Пересекаются в точке (1; 2 ).
- Не пересекаются.
Проверим решение:
-
у=4х-2 и у=-6х+8
4х-2=-6х+8
4х+6х=8+2
10х=10
Х=10:10
Х=1
У=4*1-2=2
Ответ: графики пересекаются в точке (1; 2) -
у=-3х+8 и у=-5-3х
-3х+8=-5-3х
-3х+3х=-5-8
0х=-13
Ответ: графики не пересекаются, т.к. уравнение не имеет решения.
Ты смог заработать два «+»?
№7 Давайте построим графики!
1 вариант
- У=2х-3
- У=2х+4
- У=2х
2 вариант
- У=-3х+2
- У=1,5х+2
- У=2
Напиши ответ на вопрос: Каково взаимное расположение графиков?
ОТВЕТ:
1 вариант: Графики параллельны.
2 вариант: Графики пересекаются в точке (0; 2)
Можно получить дополнительные «+» выполнив следующие задания:
- Установи соответствие графиков и коэффициента К. (приложение 1)
- Установи соответствие графиков и формул линейных функций. (приложение 2)
Cосчитай «+»!
Поставь себе оценку:
- 24–26 – оценка «5»
- 20–23 – оценка «4»
- 16–19 – оценка «3»
Подведём итоги урока.
Какие вы получили оценки? Как вы готовы к контрольной работе? Подумайте над этими вопросами и у вас есть целый день, чтобы исправить все недочёты и ошибки.
- Домашнее задание
№ 402, № 423.
Повторим.
- Что называется функцией?
- Что называется аргументом?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется графиком функции?
- Какая функция называется линейной? Что является её графиком? Приведите примеры.
- Какая функция называется прямой пропорциональностью? Что является её графиком? Приведите примеры.
Урок окончен.