Праздник бабочек

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Задачи праздника:

  • вызвать интерес к бабочкам;
  • способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся;
  • активизировать творческие способности детей;
  • учить диалогу;
  • использовать субъектный опыт ученика;
  • используя содержание отрывка мультфильма “Мотылек” и презентации “Рождение бабочки”, слайды и фотографии бабочек, художественные тексты стихотворений, формировать умения учащихся воспринимать красоту природы;
  • воспитывать в детях доброту и отзывчивость.

Оборудование: мультимедийный проектор, весенние мелодии, слайды с изображением бабочек, ромашки из бумаги, изготовленные детьми бабочки в технике “монотипия”, презентация “Рождение бабочки”, слайды к фрагментам мультфильм “Мотылёк”, костюмы бабочек.

Ход праздника

Учитель: Чтобы узнать, о ком пойдёт речь на нашем празднике, отгадайте загадку:

Спал цветок, и вдруг проснулся:
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (бабочка)

Все вы видели когда-нибудь бабочек. Расскажите, какие они? (игривые, лёгкие, воздушные, красивые...) А я бы добавила, что бабочки: изящные, утонченные, стремительные, беспечные, лучезарные, невесомые...

- На что похожа бабочка?

- А как вы думаете, почему бабочки похожи на цветы?

Если бы я облетела весь свет,
Я собрала бы чудесный букет.
В нём бы цветочками стали
И лепестками махали
Бабочки, бабочки, бабочки...

Танец бабочек в исполнении девочек.

Учитель: Мы приветствуем сегодня бабочек не случайно: по народному календарю именно в апреле они вылетают на свет божий, радуя нас своими красивыми нарядами. Конечно, самые крупные и яркие виды обитают в тропиках и субтропиках. Российские бабочки не столь впечатляющи, как их южные сородичи, но среди 7 тысяч наших соотечественниц есть множество пленяющих изяществом и своей тонкой красотой.

- А знаете ли вы, как появились первые бабочки на Земле?

Презентация 1 “Как появилась первая бабочка?”

Слайд 1

Под спокойную музыку учитель читает рассказ:

На высоком холме, под сенью старого клена, в тени огромного серого валуна рос маленький цветок. Он был такой маленький, что видеть он мог только небо, да и то, если только ветер раздвигал ветки клена.

Каждый день на холм приходил Старый Волшебник и читал старинную книгу, сидя на валуне. И каждый день цветок здоровался с Волшебником, качая своей головой, а Волшебник здоровался с цветком.

Однажды Старый Волшебник заметил, что цветок плачет.

- Почему ты плачешь, цветок? - спросил его Волшебник.

- Мне грустно оттого, что я такой маленький, - отвечал цветок. - Каждый день птицы прилетают на клен и рассказывают, что они видели, а я могу видеть лишь небо, да и то, только тогда, когда его не закрывают ветки клена... Вот если бы я стал выше, то я тоже смог бы увидеть что-нибудь кроме травы и веток клена...

Волшебник подумал, немного поколдовал и сделал так, что цветок стал ростом с валун.

Несколько дней цветок наслаждался видом с холма, но однажды днем Волшебник снова застал его в слезах.

- Что случилось? - спросил он. - Почему ты снова плачешь? Теперь ты стал выше и можешь видеть даже лес, который начинается за лугом.

- Я плачу оттого, что мне очень интересно, что же находится за лесом, но я не могу этого видеть... - отвечал цветок. - Вот если бы я стал таким же, как клен...

- Я, конечно, могу сделать тебя таким же высоким, - отвечал Волшебник, - но учти, что если подует сильный ветер, то он может сломать твой стебель, и ты умрешь...

- Ничего, - ответил цветок, - может быть ветра не будет долго-долго, и я успею увидеть то, что за лесом...

Волшебник покачал головой, но не стал отказывать цветку. Он снова поколдовал, и стебель цветка вытянулся высоко-высоко, и синие лепестки цветка оказались почти вровень с самой высокой веткой дерева.

А ночью была сильная буря .... Хлопали деревянные ставни дома Старого Волшебника, и он почти всю ночь не спал, переживая за цветок. Ранним утром, когда дождь кончился, Волшебник уже спешил на холм.

У подножия холма, в грязи лежал изломанный ветром и дождем стебель цветка. Синие лепестки, к удивлению Волшебника, были целы, но уже немного подвяли на жарком утреннем солнце.

- Я же говорил тебе, что ветер может сломать твой стебель, - грустно сказал Волшебник, поднимая цветок с земли, - я же говорил....

- Это ничего, - слабо прошептал цветок, - я успел увидеть, что за лесом - море... Когда ветер оторвал меня от стебля, я поднялся так высоко, что увидел что-то белое на волнах... Что это было? Вот если бы я мог летать...

И цветок совсем поник в руках Волшебника. И тогда Волшебник превратил цветок в бабочку.

Маленькая синяя бабочка вспорхнула с ладони Старого Волшебника и взлетела высоко-высоко. Выше травы, выше камня, выше самого высокого дерева в лесу и полетела к морю.

Через несколько дней Старый Волшебник снова сидел в тени клена, читая свою книгу. Он уже почти совсем собрался уходить, когда на его ладонь села синяя бабочка. Она принялась рассказывать обо всем, что успела увидеть за это время, и луговые цветы с завистью слушали ее рассказ. А когда бабочка снова улетела, многие цветы стали просить Волшебника и их превратить в бабочек. И Волшебник не стал отказывать в их просьбе. А поскольку цветы были разноцветные, то и бабочки тоже получились разными.

Правда, некоторые цветы не захотели становиться бабочками. Например, розы и лилии. Кто-то же должен слушать рассказы бабочек, верно? А некоторые так и не решили, кем они хотят быть - бабочками или цветами? Поэтому они хоть и похожи на бабочек, но продолжают оставаться цветами.

С тех пор бабочки и летают над цветами, и рассказывают им, где побывали. А зимой бабочки, как и цветы, исчезают... Но весной появляются снова. Может быть, из бутонов, как и цветы?

1 чтец:

Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
Т. Нестерова

2 чтец:

Летела бабочка, летела
Устала, на ладошку села
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула.

Слайд 2

3 чтец:

Я с бабочкой белой хотел подружиться,
Она прилетела и стала кружиться,
И, кажется, даже коснулась крылом -
Немного щекотно, приятно, тепло...
Она так красиво на стебле качалась-
Взмахнула крылом - и не попрощалась.
Я с бабочкой только хотел поиграть,
Но я, как она, не умею летать.
А. Сергей

Слайд 3

4 чтец:

Маленькая девочка вышла на лужок,
Нарвала букетик жёлтеньких цветов...
Прямо на нос бабочка опустилась, вдруг!
Всё от удивления выпало из рук.
Что это за диво, что за чудеса?
Лишь поймать хотела - взмыла в небеса!
Маленькая девочка побежала вслед
И кричит восторженно: "Бабочка, привет!"
М. Тропина

Слайд 4

5 чтец:

На лужайке бабочки
На цветочки сели
И цветочную пыльцу
Аппетитно ели
Аппетитно уплетали
Аж за обе щеки
Да росою запивали
С лепестков осоки
Отраженьем любовались
В капельке росинке
Ах, красивые какие
Будто на картинке.
Крылышки свои расправив,
Полетели дальше
На клубничную поляну
Пить нектар там слаще.
И. Ксюмапаж

Слайд 5

6 чтец:

На ромашковой полянке,
Состоялся Летний Бал!
Там, Сверчок играл на скрипке,
Жук с Козявкой танцевал!
Легким крылышком взмахнула,
Закружилась, как юла!
Наша Бабочка плясунья,
Лучше всех она была!
"Ах, какая, просто прелесть!"-
Вдруг, Кузнечик вслух сказал.
Он давно за ней в сторонке
С вдохновеньем наблюдал!
А. Айнбергер

Инсценировка стихотворения

7 чтец:

На лужайке
Оделись
Две бабочки
В новые платьица
И друг перед дружкой
Никак не нахвалятся:

1 бабочка: - Моё из капрона!

2 бабочка: - Моё из нейлона!

1 бабочка: - И скроено ладно!

2 бабочка: - И очень нарядно!

Подружки
Легко
Над лужайкой
Порхают!
А жук
В холодочке
Сидит
И вздыхает! ...
Леонид Епанешников

8 чтец:

Что за чудная пора,
Порхала бабочка с утра,
Крылышками всё махала,
Танец славно танцевала...
Е. Эрато

Учитель:

Музыка звучит для нас,
Бабочки танцуют вальс!

Вальс бабочек и цветов (Танец “Раз, два, три на носочки”)

Учитель: - Каждому, наверное, хотелось бы на миг превратиться в бабочку. А я сейчас превращу в бабочку Алину.

Инсценировка стихотворения

Стала наша бабочка старенькою бабушкой

Вспоминает бабочка давние года.

- Кем была ты, бабочка?

Отвечает бабочка:

- Утром, в раннем детстве, я куколкой была.

- Кем была ты куколка, в своем раннем детстве?

- Гусеницей маленькой на листике жила.

- Кем была ты, гусеница, расскажи ребятам?

- В колыбельке маленькой я рассвет ждала.

Учитель: - А вы знаете, как рождаются бабочки? (Ответы детей)

Презентация 2 “Рождение бабочки” (рассказывает ученик)

Учитель: - Ребята, а хотите все превратиться в бабочек?

Физминутка

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.

- Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны? На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.

Слайд 6

Но люди всегда любовались и восхищались красотой бабочек. Посмотрите, какие еще бабочки к нам сегодня прилетели: и красные, и желтые, и зеленые, и синие, и даже разноцветные. (рассматривают фотографии бабочек) Правда красиво?

Слайд 7

  • А теперь интересные факты о Бабочках (рассказывают дети):
  • Сегодня на земном шаре насчитывается около 165 000 видов бабочек, и ежегодно энтомологи совершают новые открытия.
  • Бабочки есть везде! Некоторые из них обитают на канадском острове Королевы Елизаветы в 750 километрах от Северного полюса. Единственный континент, где их не было найдено – Антарктида.
  • Некоторые бабочки способны летать со скоростью 60 км\час.
  • Самая крупная ночная бабочка в мире — Attacus altas. Размах ее крыльев более 30 см и ее часто ошибочно принимают за птицу.
  • В Стокгольме есть клиники, в которых пациенты лечатся от стрессов в оранжереях с цветами и бабочками.
  • Среди бабочек огневок (Pyralididae) есть такие, которые питаются животной пищей, а у некоторых из них наблюдаются приспособления к обитанию в водной среде, они способны жить под водой.
  • В тропиках Старого и Нового Света встречаются ночные бабочки, которые сосут слёзы животных.
  • У бабочек удивительный аппетит, некоторые из них могут выпить раствор сахара в количестве, превышающем их собственный вес в два раза.

Слайд 8

Учитель: Существует много разных легенд о бабочках. Вот некоторые из них.

Легенды о бабочках (рассказывают дети)

Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоуханье всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.

Во многих странах бабочка - это символ любви, счастья и благополучия. Считается, что исполнится самое заветное желание, подержав бабочку в руке и отпустив ее на волю (к небесам).

В мифах Эллады бабочки часто являлись символом любви, а на древнегреческом языке бабочка и душа назывались одним словом – “психе”.

В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью: бабочка символизирует все лучшее в жизни человека. Поэтому ритуальный “танец бабочек”, выражающий радость жизни, традиционно открывает в этой стране торжественные шествия и праздники.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Народы Юго-Восточной Азии с благоговением относятся к бабочкам. Здесь считают, что увидеть бабочку у себя в доме – к счастью, ведь она символизирует все самое лучшее в жизни человека.

Древние римляне считали, что бабочки – это цветы, которые сорвал ветер.

Бабочки олицетворяют наши сокровенные мечты. Кому же не хочется быть красивым, свободным, окрыленным счастьем! Они напоминают нам: жизнь быстротечна - зачем же тратить ее на уныние? Принимайте каждый день как подарок, радуйтесь и дарите радость другим.

9 чтец:

Я в руки взял большой сачок
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
Николай Грахов

Учитель: Всё меньше в природе становится прекрасных бабочек.

- Почему исчезают бабочки? (ответы и рассуждения детей)

- Сегодня, когда мы смотрели на бабочек и восхищались их красотой, то, наверняка, желали бы иметь таких в своей коллекции. Очень часто, мы видим, что-то красивое и говорим: вот бы мне такую! Но давайте признаемся, что поймать бабочку, это значит убить ее.

Мультфильм “Мотылёк”

- Мы посмотрели мультфильм, который назывался “Мотылек”.

- Что же там произошло с папой Лисом? (ответы детей).

- Папа Лис рассказывает лисенку о том, что в детстве случайно погубил мотылька. Чтобы спасти его, маленький лисенок и папа решают вернуться в прошлое. И что мы видим? (ответы детей)

- Удалось ли им исправить ошибку папы, совершённую в детстве?

- Что же делать, как сохранить красоту, не убивая ее? (ответы детей....)

- Исполнение песни Бабочек.

Открывается на доске полянка с ромашками.

Учитель: - На одном из уроков изобразительного искусства вы рисовали замечательных красивых бабочек. Перед вами цветочная полянка из ромашек. Что мы можем сделать, чтобы полянка ожила? (Посадить своих бабочек на цветочки.)

- Ребята, сотворите это чудо. Возьмите свою бабочку и посадите ее на любой цветочек. Какая красота! Сегодня в наш класс пришло настоящее лето!

Учитель: И напоследок я расскажу вам одну историю, которая заставляет задуматься над смыслом и взрослого, и ребёнка.

(Звучит тихая спокойная музыка)

Слайд 9

Жила была в Чёрно-белом Мире чёрно-белая Бабочка. Всё, что её окружало, было либо чёрным, либо белым. А значит либо хорошим, либо плохим. Из древних мифов бабочка знала, что когда-то всё вокруг было цветным, но что это значит - быть цветным, не помнили уже даже самые старые жители Мира. Ещё в этом Мире был Край – непроницаемая плотная пелена, которая отделяла Мир от чего-то, что было неведомым и потому очень пугающим. Считалось, что тот, кто ушёл за Край Мира, уже никогда не сможет вернуться назад...

Когда Бабочка появилась на свет, она была чисто-белой, без единого чёрного пятнышка, а значит – очень-очень-очень хорошей. Но со временем, на её крылышках стали появляться чёрные полосочки. И Бабочка знала, что они появляются, когда она что-то делала плохо. Были в её Мире совсем белые бабочки, но их было мало, особенно взрослых. Были и совсем чёрные – от таких Бабочка старалась держаться подальше – они были очень-очень-очень плохие. А, в основном, все вокруг были чёрно-белые. Но, как каждая уважающая себя бабочка, наша героиня хотела быть совсем белой. Она очень огорчалась, замечая на себе новые чёрные полосочки, осуждала чёрных бабочек и стремилась дружить только с теми, у которых белого цвета было больше.

И вот, когда она уже стала почти взрослой, заметив появление ещё одной чёрной полоски, наша Бабочка решила поискать новый путь к полному обелению. В своём Мире она попробовала все пути, и потому направилась она за Край Мира. Конечно, ей было очень страшно, но неизведанное так манило её, и таинственная пелена сулила ей нечто новое... и, главное, Бабочке казалось, что именно там скрывается ответ на мучивший её вопрос - “Как быть всегда только хорошей?”

С опаской подлетала она к пелене, не зная, что ждёт её там... Набравшись смелости, решительно пролетела она барьер, разделяющий эти Миры... И...

Слайд 10

Как громом поражённая, замерла Бабочка, очутившись на другой стороне Мира. Что это был за Мир! Первое, что увидела Бабочка, было огромное, яркое сияющее Солнце. Оно было таким тёплым, ласковым и добрым!

“Кому предназначается это тепло и свет?” - подумала Бабочка. И ответ пришёл сам по себе: “Всем!”.

Потом Бабочка увидела необъятное голубое небо, и такой же необъятный синий океан. “Кому же это великолепие?” - вновь возник вопрос. И вновь из ниоткуда – ответ: “Всем!”. Зелёная шелковистая травка и ярко-красные розы, благоухающие вокруг, поразили воображение Бабочки.

“Такая красота может быть подарена только самым хорошим” - по привычке решило юное создание. “Она для всех!”- донеслись слова.

“Как же так? За что? Ведь это надо заслужить!”- не унималась наша спорщица.

“В каждом есть Свет, потому каждый достоин лучшего!”- возникло уже в голове самой Бабочки.

И тут она всё поняла... Рухнул барьер, разделяющий её сознание на хорошее и плохое, чёрное и белое.

“В каждом есть Свет!”- повторяла она, как заклинание – “Только надо увидеть его!”

И как только эта мысль проникла ей в самое сердце, на её крылышках вспыхнули маленькие желтые кружочки, совсем как солнышки. Сами крылышки окрасились голубым и синим цветом, точно, как небо и океан. А по краям пролегли ярко-красные узоры, повторяя изгибы лепестков роз!

И вся душа Бабочки наполнилась такой любовью к этой красоте, окружающей её, что вся она засияла и засверкала всеми цветами радуги, которой она никогда прежде и не видела.

“Я должна принести эту красоту в свой мир” - тут же решила она. “Все должны знать, что нет ничего только белого или только чёрного, только хорошего или только плохого. Во всём есть Свет! И тогда весь наш Чёрно-белый Мир, вновь станет цветным”.

И, захватив с собой сияние радуги, полетела она в обратный путь, домой. Что её ждало дома, она не знала. Но одно она усвоила твёрдо – “Каждое живое существо в любом Мире достойно Любви, Света и Тепла, Красоты, Радости и Счастья!”

Слайд 11

Приложение “ФОТОГАЛЕРЕЯ С ПРАЗДНИКА”

Используемая литература

  1. Журнал “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 2007 г
  2. Журнал “Весёлый колобок” № 4, 2011 г
  3. Интернет-ресурсы