Цели:
- Закреплять материал, полученный на уроках чтения.
- Развивать мышление, умение правильно выражать свои мысли, навык чтения.
- Воспитывать бережное отношение к книгам, интерес к чтению.
Материалы: проектор, магнитофон, выставка рисунков, плакаты, тетради, презентация PowerPoint, шапочки буквами, листочки с буквами, карточки с пословицами, грамоты.
Незаметно пролетело время, за которое вы ребята
научились читать и писать.
Подходит тот момент, когда вы должны попрощаться
со своей первой учебной книгой.
Слайд 1
Ведущая:
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет…
Все взволнованы немножко…В чем секрет?
Ученик 1:
Мы собрали пап и мам
Но не для потехи,
Мы сегодня рапортуем
О своих успехах.
Ученик 2:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид:
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Ученик 3:
Наконец пришла весна,
Солнышко лучится!
А нам сегодня предстоит
С Азбукой проститься!
Ученик 4:
Смех и слезы, радость и печаль
За полгода довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать!
Ученик 5:
В день осенний, В день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Ученик 6:
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Ученик 7:
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Ученик 8:
Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Все:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
(Раздаётся стук в дверь)
Ведущая: А вот и в гости к нам кто-то пожаловал!
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети: (хором)
Это он, это он,
Наш весёлый почтальон!
Почтальон:
Здравствуйте дорогие ребята!
Ой, как вас много и какие вы все красивые!
А первоклассники-то здесь есть?
Дети: Да!
Почтальон: Ну тогда получите посылку!
Ведущая: Интересно, что же в этой посылке?
Почтальон: А вы отгадайте:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.
Дети: Это книга!
Почтальон: Правильно, это книга! Но она необыкновенная, она волшебная!
(Почтальон достаёт азбуку)
Слайд 2
Ведущая: Да это же ваша, ребята, азбука! Обыкновенная азбука, не пойму, почему же она волшебная?
Почтальон: Она волшебная! Она может ожить, а для этого ребята должны дружно похлопать в ладоши!
(Ребята хлопают в ладоши, несколько ламп в зале отключается)
Ведущая:
Тише, тише, свет погас,
Настаёт волшебный час,
Дверь откройся,
Свет зажгись,
Сказка правдой к нам явись!
(Выходит старшеклассница в костюме Азбуки)
Азбука:
Вот и я, мои друзья!
Я вам рада очень!
Слышать добрые слова
Кто же не захочет!
(Появляется Незнайка)
Ведущая: Здравствуй мальчик, ты откуда?
Незнайка: Я из цветочного города, вам большой привет от моих друзей!
(Незнайка, разглядывает Азбуку)
Незнайка: Ух ты, живая Азбука! А у меня дома тоже книги есть всякие разные.
Ведущая: Незнайка, так ты пришел в школу учиться читать?
Незнайка:
В школу мне зачем идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В интернете пропадать.
Азбука:
Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!
Незнайка:
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю!
(Азбука показывает на букву Р).
Азбука: Эту тоже?
Незнайка: Ну а как же!
Знает каждый во дворе –
Перед нами буква “рэ”!
Буква Р:
Я не “рэ”, не “рэ”, не “рэ”,
Хоть пишусь я во дворе!
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква “эр”!
Незнайка:
Извините, я не знал,
Но я правильно читал!
Ведущая: Уважаемая Азбука! А давайте проверим, знают ли дети названия букв – имена твоих подданных.
Ведущая: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я!
Азбука:
Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Слайд 3
(Дети читают стихи о каждой букве. У каждого ученика шапочка той буквы, о которой он читает.)
– Арбуз мы выбрали умело.
Внутри он красный – значит спелый.
– Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
– Вишни спелые в саду.
Собирать я их иду.
– Грибы растут в лесной глуши.
Пришёл искать их – не спеши.
– Дом с трубой на красной крыше,
Дом хороший очень вышел.
– Ели выросли в тиши,
Стали ели хороши!
– Ёж сердитый, старый ёж,
Ты куда, скажи, идёшь?
– Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет?
– Зонтик красненький из ситца
Летом может пригодиться.
– Индюк живёт у нас давно,
Приходит часто под окно.
– Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
– Кукла с бантом в красном платье.
Куклу подарили Кате.
– Лиса живёт в большом лесу.
Все знают хитрую лису.
– Мёд в лесу медведь в лесу нашёл.
Мало мёду, много пчёл!
– Ножницы подстригли ловко
Волосёнки на головке.
– Очень состарился дедушка мой,
Очки у него постоянно с собой.
– Петух поёт среди двора:
“Ку-ка-ре-ку, вставать пора!”
– Роет землю старый крот,
Разоряет огород.
– Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
– Таракан живёт за печкой, –
То-то тёплое местечко.
– Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
– Флаги взяли на парад
Двое маленьких ребят.
– Хлеб к обеду купим чёрный,
Он отлично пропечённый.
– Цапля любит у реки
Забираться в тростники.
– Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
– Шар из рук рванулся сразу,
Значит, плохо был привязан.
– Щука в речке спит на дне,
Стайка рыб плывёт над ней.
– Всё назвали по порядку.
Букву “ы” запомним так.
Пригодятся, вероятно,
Твёрдый знак и мягкий знак.
– Этажерка есть у Нади,
Там и ручки, и тетради.
– Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.
– Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы!
Азбука:
Это русский алфавит,
Буква к букве – в ряд стоит.
Ученик 9:
Хоть не просто это – пусть!
Всё заучим наизусть!
К букве – буква,
К слову – слово –
Родилась родная речь!
Ведущая: А мы можем не просто назвать все буквы алфавита, но даже пропеть их (дети пропевают алфавит на мотив песни «В лесу родилась ёлочка»).
Азбука:
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Ученик 10:
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!
Ученик 11:
Станем книжки мы читать,
Мир огромный изучать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!
Незнайка:
Понял много я сейчас.
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.
Азбука: Буквы, встали!
Ученик 12:
Вы приказали –
Буквы встали,
Но мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?
Азбука:
Ну что ж, немножко можно.
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь…
Слайд 4
Игровая программа
Разминка. Физминутка (А.Л. Барто «Звериная зарядка», а дети выполняют)
Раз – прыжок,
И два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят сладко потянуться.
Обязательно зевнуть.
Ловко хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый
Широко разводит лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинайте все сначала!
Задание 1 «Буквенный листопад» (Дети собирают наперегонки листочки с гласными и согласными буквами).
Задание 2 «Живая азбука». Игра на внимание. (Учитель называет слова, а дети составляют из своих букв слова).
Задание 3 «Прочитай-ка».
Ведущая: Я знаю, что теперь вы все умеете читать. А как вы читаете, сейчас мы проверим.
(Дети читают стихотворение “Как Коля читал”)
Слайд 5
Коля книги не читал –
Он их попросту глотал:
За едой и пред сном,
В лодке с поднятым веслом,
На уроках и в саду,
Лёжа, стоя, на ходу.
Слайд 6
За обедом проглотил он
“Гулливера “ с “Буратино”.
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто.
А в аптеку шёл пока,
Скушал томик Маршака.
Скушал “Робинзона Крузо”.
Слайд 7
Наконец, собравшись спать,
Взял Хоттабыча в кровать.
У него спросили в школе:
– Что прочёл сегодня, Коля?
И ответил Коля так:
Слайд 8
– Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам,
Был верёвками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа Карабас…
Слайд 9
Дружный смех раздался в школе.
Отчего – не понял Коля.
Знает кто-нибудь из вас,
Почему смеялся класс?
Ведущая: Почему смеялся класс? Героев каких книг перепутал Коля?
Задание 4 «Составь пословицу». (По команде учителя дети наперегонки составляют из карточек пословицы).
- Азбука – к мудрости ступенька.
- Кто много читает, тот много знает.
Ведущая: Молодцы, ребята! Но нам
пора прощаться с нашей верной помощницей,
Азбукой!
Ведущая: Спасибо, Азбука!
Ученик 13:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут,
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Ученик 14:
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Ведущая: Да, всего чему научила вас «Азбука», не перечислить. Она учила вас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми. Книга учила вас дружить, помогать друг другу. Но прежде всего, вы узнали все буквы алфавита и научились читать. Давайте дружно скажем: «Спасибо, Азбука!» и подарим ей танец.
Дети: Спа-си-бо! Спа-си-бо! Спа-си-бо!
(Девочки танцуют танец с азбуками)
Азбука: Спасибо, ребята! Мне очень понравился ваш праздник! Пора нам расставаться. До свидания, ребята! (Уходит).
Ученик 15:
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Ведущая: А сейчас пришло время познакомиться с другой книгой – помощницей в обучении чтению. Для этого вам придется еще немного потрудиться, чтобы отгадать название новой учебной книги.
Слайд 10
1. Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только встанут в ряд,
Сразу вдруг заговорят. (Буквы)
2. Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белу свету пройдет –
Каждый след его поймет. (Карандаш)
3. В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души. (Пенал)
4. То я в клетку,
То в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
5. Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь... (линейка)
6. Есть, ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (Коньки)
7. Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга)
8. Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (Машина)
Слайд 11
1. Её учу послушной быть,
Сидеть, стоять, лежать, ходить,
Чтоб зря не лезла в драку
Любимая… (собака)
2. Приласкать, поговорить,
Чисто вымечко помыть.
Молочко парного
Даст тогда… (корова)3. Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)4. Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)
5. Бабке с дедкою яичко
Не такое, как обычно,
Подарила умница–
Рябенькая… (курица)
6. Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)
Ведущая: А теперь сложите буквы, выделенные красным цветом и прочитайте что получилось («капельки» и «солнца»). Именно так называется наша новая книга, которая поведет нас в мир удивительных историй и приключений. («Капельки солнца») Встречайте новую гостью.
Слайд 12
Ученик 16:
Здравствуй, гостья дорогая!
Проходи сюда скорей.
Расскажи нам про Отчизну
Про природу
Про друзей,
Расскажи про все на свете.
Рады мы с тобой дружить!
Будем дружбой дорожить!
Учебная книга: Ребята, поздравляю вас с праздником и хочу передать поздравления от сказочных героев. Я буду читать телеграмму, а вам надо угадать героя.
Слайд 13
Ученик 17:
Поздравленья, телеграммы
В этот день всегда мы ждем.
Пишут их друзья и мамы.
Мы их с радостью прочтем.
1) Поздравляю всех с праздником букваря . Не ссорьтесь. Ребята, давайте жить дружно. (Кот Леопольд). Слайд 14
2) Я от бабушки ушел. Я от дедушки ушел. Скоро буду на празднике. (Колобок). Слайд 15
3) Поздравляю с окончанием букваря. Приехать не могу, потеряла туфельку. (Золушка). Слайд 16
4) Я убежала от крота. Ласточка несёт меня на крыльях к вам на праздник. (Дюймовочка). Слайд 17
Учебная книга: Молодцы, ребята! Вы прочитали немало книг и наверняка знаете, как надо обращаться с ними. Давайте прочитаем эти правила и постараемся их запомнить:
Слайды 18-19
1. Берите книгу чистыми руками. 2. Не перегибайте книгу – от этого выпадают страницы. 3. Не кладите в книгу карандаши и другие предметы – от этого рвется переплет. 4. Не загибайте страницы, пользуйтесь закладкой. 5. Не читайте книгу во время еды. 6. Чтобы книга и учебник дольше служили, оберните их. |
Ведущая: Молодцы, ребята! Вы научились читать и без труда прочитаете любую книжку. И у вас никогда не случится так, как у наших следующих героев.
(Сценка по сказке Д. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»).
Ведущая: Вот так бывает, но думаю, что ваши мамы и папы прочитали вам в детстве много интересных сказок и без труда отгадают названия сказок. Я предлагаю сыграть им в игру «Сказка наоборот». За каждый правильный ответ, мама получает жетон.
Слайд 20
Игра «Сказка наоборот»
- Синяя бейсболка («Красная шапочка»)
- Квадратик («Колобок»)
- Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)
- Собачья конура («Кошкин дом»)
- Мышка домоседка («Лягушка – путешественница»)
- Солнечный принц («Снежная королева»)
Слайд 21
Игра «Трудный путь»
Надо вспомнить, на чем путешествовали:
- Элли в Волшебную страну (в домике);
- Незнайка в Зеленый город (воздушном шаре);
- Мюнхгаузен в лагерь турецкого войска (на ядре);
- Дюймовочка в теплые края (на ласточке);
- лягушка-путешественница на юг (на утках);
- девочка Герда к снежной королеве (на олене).
Ведущая: Молодцы, мамы! Я хочу подарить самой читающей маме подарок. Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению удостоверений.
Ученик 18:
Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению пятерки.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения.
Слайд 22
Ученик 19:
Нам сегодня выдают удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
(Вручение дипломов)
Ведущая:
Поздравленья принимайте.
Много книжек прочитайте.
Вам наказ даю – дружить!
Крепко дружбой дорожить.
Вместе с другом веселей,
Вместе с ним – надежно.
Песню спеть и то друзья,
Веселее можно.
(Дети исполняют песню «Вместе весело шагать». Праздник окончен. Чаепитие)