Цель занятия: формирование произвольных целенаправленных действий с материальными объектами.
Коррекционно-обучающая задача.
- Учить выполнять объемные постройки по графическому образцу, с помощью взрослого планировать последовательность выполнения.
- Учить сравнивать элементы строительного набора, по величине (большой, маленький, высокий - низкий), по расположению (внизу – наверху).
- Учить последовательности выделения каждого предмета (строительного материала), (в пределах 5) на основе использования зрительного анализатора.
- Закреплять представления основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
- Упражнять в умении различать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник.
Коррекционная задача.
- Развивать устойчивую мотивацию к предметной деятельности.
- Формировать приемы предметной деятельности.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
- Развивать мелкую моторику, координацию обеих рук.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать пространственно-топографические представления.
Коррекционно-воспитательная задача.
- Формировать положительный настрой на работу с педагогом.
- Воспитывать бережное отношение к выполненным конструкциям – собственным и чужим.
Материал и оборудование: коробка для конструктора, конструктор разноцветный, квадратной, прямоугольной формы. Схема-рисунок постройки.
Содержание.
- Сюрпризный момент.
- Дидактическая игра “Построй башню”.
- Пальчиковая гимнастика.
- Дидактическая игра “Строители”.
- Физкультминутка.
- Подведение итогов.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Входит педагог, держит в руках красивую коробку с конструктором и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка). Загадывает загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья,
Очень они разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться. (Конструктор)
Предлагается посмотреть, что в коробке: (Конструктор)
- Посмотри, здесь какой строительный материал, из него многое, что можно построить. Давай поиграем с тобой в интересную игру.
2. Дидактическая игра “Построй башню”.
Показывается картинка с башней.
- Что здесь нарисовано? (Башня).
- Сейчас мы будем строить башню.
Строится башня из конструктора. Предлагается посмотреть и построить так же, по подражанию.
- Что у тебя получилось? (Башня).
- Молодец.
- Из какого конструктора мы строили башню? (Из разноцветного).
- Давай сравним наши постройки, чем отличаются эти две башни? (Одна большая, другая маленькая).
- Молодец.
3. Пальчиковая гимнастика.
Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями).
4. Дидактическая игра “Строители”.
- Мы построили с тобой две башни, а хочешь узнать, как строят такие башни настоящие строители? Давай поиграем с тобой в игру “Строители”. Мы построим сейчас башню, по строительной схеме. Как это делают строители.
Демонстрируется рисунок-схему состоящий из 1 детали конструктора.
- Здесь нарисована 1 деталь конструктора, скажи, на какую геометрическую фигуру похожа эта деталь и какого цвета? (Прямоугольник, красного цвета).
- Правильно, молодец.
- Найди конструктор и положи на стол, столько деталей, сколько нарисовано на схеме и такого же цвета. (Берет одну деталь конструктора, красного цвета и кладет на стол).
Демонстрируется схема состоящая из 2 деталей конструктора, лежащих рядом.
- Сколько деталей здесь нарисовано? Давай посчитаем. (Две).
- Какого они цвета? (Красного).
- Найди конструктор и положи на стол, столько деталей, сколько нарисовано на схеме, такого же цвета. (Берет две детали конструктора красного цвета и кладет на стол одну рядом с другой).
- Молодец.
- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).
- Молодец. У тебя все получилось правильно.
- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему состоящей из 3 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду, и одна наверху, посередине, синего цвета).
- Сколько деталей здесь нарисовано? На какую геометрическую фигуру они похожи? (На прямоугольник). Давай подсчитаем, сколько здесь всего деталей? (Три). Какого они цвета? (Две красного и одна синего).
- Найди конструктор и добавь деталь, такого же цвета. (Берет деталь синего цвета и добавляет к остальным деталям конструктора).
- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем)
- Молодец. У тебя все получилось правильно.
- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему, состоящую из 4 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду, красного цвета и две детали сверху, расположенных одна над другой, синего и желтого цвета).
.- Сколько деталей здесь нарисовано? Давай посчитаем? (4), какого они цвета? (Красного, синего и желтого цвета).
- Как расположены детали на рисунке? (Две снизу красного цвета и две сверху, одна над другой, синего и желтого цвета).
- Найди конструктор и добавь, столько деталей, сколько нарисовано на схеме, такого же цвета. (Берет деталь желтого цвета и добавляет к деталям конструктора).
- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).
- Молодец. У тебя все получилось правильно.
- Теперь посмотри следующую схему. (Показываю схему состоящей из 5 деталей конструктора, лежащих две детали в нижнем ряду красного цвета, две детали сверху синего и желтого цвета, расположенных одна над другой и одна деталь наверху посередине, зеленого цвета).
- Сколько деталей здесь нарисовано и какого они цвета? Всего (5). (Красного, синего, желтого и зеленого цвета).
- На какие геометрические фигуры похожи эти детали? (Прямоугольник и квадрат).
- Как расположены детали на рисунке? (Две снизу красного цвета и две сверху, одна над другой, синего и желтого цвета, и одна на верху зеленого цвета по форме похожей на квадрат).
- Найди конструктор и добавь, столько деталей, сколько нарисовано на схеме. (К двум деталям конструктора красного цвета, двум сверху, синего и желтого цвета, добавляет одну деталь зеленого цвета, по форме на квадрат).
- Теперь давай проверим, правильно ли ты поместила детали на столе? Для этого возьмем нашу схему и приложим к конструктору. (Прикладываем).
- Молодец. У тебя все получилось правильно.
7. Физкультминутка:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток берем мой друг,
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов зовем гостей!
Приходите побыстрей!
8. Подведение итогов:
- Чем мы сегодня занимались в начале занятия? (Строили башню из конструктора).
- Какую башню мы строили? (Маленькую и большую).
- В кого мы играли? И что мы делали? (В строителей, строили башню из строительного материала, по схеме-рисунку).
- Молодец. Ты все задания выполнил.