Экологическая тропинка в помещении ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям. А.Макаренко

Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Яркие эмоциональные впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Любовь к природе заключается в воспитании человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, мы отбираем, систематизируем знания о ней, продумываем и рассказываем то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной. А помогает нам “Экологическая тропа”, которая способствует развитию ребёнка, создаёт условия для общения с природой. Зимой, когда деревья спят, мы используем благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательное посещение разных видовых точек внутри детского сада, обеспечивающих формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Для воспитания нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

Работу по экологическому воспитанию в нашем детском саду проводят воспитатели. Задачи включаются в планы воспитательно-образовательной работы, контролирует её старший воспитатель.

Зимой, когда на улице холодно и деревья стоят голые, свою работу по знакомству с природой мы организуем в самом помещении детского сада мы создаём экологические тропинки.

Они помогают нам расширять знания о природе, учат быть наблюдательными, проводить всевозможные опыты. Занятия по экологии проводим в соответствии с проходящим блоком (зима, весна, деревья, грибы, птицы животные и т.д.), формируем представления о природе.

Хозяева видовых экологических точек разные: кот Кеша, Мудрая сова, домовёнок Кузя, Пингвинчик, Старичок-Лесовичок, лягушка Квакуша, клоун Вася, говорливый Петушок и др.

Обычно перед путешествием получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами путешествий, записками и т.п.

Сказочные герои предлагают отыскать клады, отгадать загадки, сделать игрушки, послушать сказки, разучить песенки, провести опыты, нарисовать что-нибудь.

На видовых точках используем сюрпризные моменты. Детей встречают сказочные герои:

  1. Мышонок-Удивлёнок, ему всё интересно, что говорят о природе.
  2. Бабка-Ёжка присылает письмо и приглашает в гости, а попасть к ней можно только через всевозможные препятствия.
  3. Приходит Буратино и просит научить его премудростям, которые дети знают.
  4. Прилетает Чебурашка на воздушных шариках и предлагает решить логические задачи на экологическую тему.
  5. Прибегает Мишка-Торопыжка и просит помочь найти выход из разных ситуаций.
  6. Появляется мальчик-Пачкуля, которого дети учат уму разуму.
  7. В окно стучится птица Каркуша и просит рассказать, что такое “Красная книга”.
  8. В гости приходит Кошечка-Крошечка, сделанная из шариков, учит детей играть.
  9. Вносятся игрушки из кукольного театра: зайчик, волк, бабушка, дедушка и др., которые помогают найти выход из конфликтных ситуаций.
  10. Почтальон приносит посылку с волшебным зонтиком, который знакомит детей с маленькими сказками (исполняют дети).
  11. Девочка Почемучка проводит эксперименты с песком, водой, снегом.
  12. Домовёнок Кузя всё видит, всё слышит, помогает вести себя в природе.
  13. Любимые герои Незнайка и Карлсон учат детей играть в экологические игры.
  14. Лягушка-Квакуша рассказывает о невероятных приключениях в природе.
  15. Лепестки Цветика-Семицветика знакомят детей с правилами поведения в природе.

Путешествуя по экологической тропе, дети занимаются разной деятельностью, читают, делают поделки, ставят опыты, участвуют в выставках, театральных представлениях, экологических праздниках, играют в настольно- печатные игры.

Предметно-развивающая среда в каждой группе разнообразна, способствует развитию ребёнка с общением с природой.

Экологическая тропинка помогает воспитывать бережное отношение ко всему живому. Именно мы, воспитатели, учим детей понимать природу, проявлять интерес к ней, видеть её, слышать, ценить, даём новые знания.

Формирование гуманного отношения к природе начинается в стенах детского сада, здесь дети учатся воспринимать окружающий мир.

Видовые точки детского сада:

Коридор. Уголок “Удивительная природа”

Уголок природы группы “Говоруши” (календарь природы, растения, дневник наблюдений, коллекция примет, бабочек).

Мы знакомим воспитанников с разными видами комнатных растений, наблюдаем за условиями, необходимыми для их роста, ростом растений.

Летом во время экскурсий, в парке, на даче с родителями дети находят шишки, палочки, листочки и приносят в детский сад. Из этого природного материала мы выполняем поделки. Интересные работы изготавливаем вместе с родителями из овощей и фруктов.

Уголок “Песочная терапия

Помогает детям развивать мелкую моторику рук, тренирует пальчики.

Уголок “Волшебная кисточка”

Библиотека

В группах имеются такие книжки:

- “Окно в мир. Экологический атлас”.

- “Живая природа: Энциклопедия для детей”.

- Атлас “Мир и человек”.

- Нуждина Т.Д. “Энциклопедия для малышей”.

- Чудо – всюду. “Мир животных и растений”.

Чтение художественной литературы помогает, уточняет и расширяет знания детей, развивает умение чётко и последовательно излагать свои мысли. Знакомство со стихами делает детей эмоционально отзывчивыми, наблюдательными, бережно относящимися к растениям, животным. С помощью стихов дети учатся чувствовать красоту природы.

Рассматривание картин занимает значительное место в беседах о природе. А вопросы: “Какая эта картина, грустная или весёлая?” помогает понять настроение пейзажа, изображённого на ней.

Коридор. Тропинка дошкольника (тропа здоровья)

Рассмотрим эту видовую точку: “Тропинка дошкольника”.

Цель игры: Развивать способности ребёнка, вестибулярный аппарат через балансировку, стимулировать движение.

Задачи игры:

  1. Познавательная – чему мы должны научить, какие способы хотим передать.
  2. Воспитательная – способы сотрудничества, которые следует прививать детям.

В основе игр лежат следующие принципы:

  1. Эффективное средство воспитания и обучения.
  2. Совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения (отличительная особенность развивающей игры).
  3. Постепенное усложнение обучающих задач.
  4. Взаимосвязь внешней и внутренней (умственной) активности.

Реализуя эти принципы, мы создаём условия, которые способствуют развитию у детей самооценки, самоконтроля, организованности.

Такие игры учат детей жить в коллективе (играть по очереди, соблюдать правила, помогать товарищам, если они ошиблись, не подсказывать, выбирать для игры тех детей, которые ещё не играли).

Если летом мы ходили на участке, мы ходили по тропинке с песком, шишками, камешками или просто по земле босиком, то зимой используем тропинки, изготовленные из крагиса, с нарисованным изображением предметного и растительного мира.

Для младших дошкольников характерна заинтересованность объектами предметного мира. Поэтому тропинка у них с крупным рисунком, способствует сенсорному развитию: следы разного цвета. В этом возрасте дети знакомятся с домашними животными и игрушками. На дорожке можно рассматривать, трогать, рассказывать стихи, сажать на цветы бабочек такого же цвета.

Во второй младшей группе дети задание выполняют более сложное, им предлагается что-либо найти, выполнить определённые движения, побудить детей к игре. Тропинка украшена фруктами, овощами, ягодами, грибами.

В средней группе с помощью тропинки дети закрепляют знания о диких животных, птицах, растениях сада и огорода. Организуются игры “Что растёт на грядке, “Вершки и корешки”.

В старшей группе обучающие задачи требуют от детей активных умственных и волевых усилий. На тропинке изображаются животные и птицы наших лесов, Севера, жарких стран. В этом возрасте расширяются представления детей о природных явлениях, природных связях.

В подготовительной группе тропинка выполняет решение более сложных задач, знакомит с разумным и бережным использованием природы, с её объектами, происходящими изменениями, последствиями, с правилами поведения в ней. Дети могут знакомиться с планетами солнечной системы.

По тропинке дети ходят босиком по следам, бегают змейкой, развивают тактильные ощущения при ходьбе по кружкам, развивают умение сохранять равновесие, нерешительность. С помощью дорожки дети закрепляют знания об окружающем мире, о знаниях времён года и т.д.

Хождение по таким тропинкам делает детей счастливыми, предупреждает развитие плоскостопия, нарушение осанки, повышает интерес к физкультуре, развивает способность любить себя и окружающий мир, разумно относиться к природе, учит сохранять её, учит естественным и экологическим понятиям.

Для того чтобы игра увлекла и затронула каждого ребёнка, мы становимся непосредственными её участниками. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми мы помогаем им преодолеть затруднения, одобряем хорошие поступки, поощряем соблюдение правил.

В таких развивающих играх перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх является важным показателем творческой инициативы ребёнка. В процессе ознакомления, постигая новое, дети учатся использовать данный материал в различных ситуациях.

Физкультурный зал. Центр здоровья (зона подвижных игр и отдыха)

Кабинет ИЗО. “Твори, выдумывай, пробуй”

Здесь с помощью красок, карандашей, фломастеров дети делают зарисовки, отображают впечатления, увиденные на прогулке разными нетрадиционными способами.

Уголок экспериментирования (чудесный песок, природный материал, встречайте, ракушки, волшебная вода, в гостях у камней)

Ребенок сам самостоятельно, через опыты познаёт мир природы. Знакомим с материалами мини-лаборатории, используем их для проведения опытов.

Важно вовремя поддерживать в ребенке любовь ко всему прекрасному, что есть в природе.

Уже в младшей группе дети могут наблюдать за объектами неживой природы: водой, песком, землей, камнями, находить отличительные свойства:

- песок (мокрый, влажный, сыплется, липнет);

- земля (сухая, влажная);

- вода (теплая, холодная);

- камни (разной поверхности и величины).

Кабинет психолога. Уголок доброты (зона релаксации, голоса природы, сказка терапия)

Методический кабинет. Знакомьтесь: “Всё обо всём”

Медицинский кабинет. Уголок доктора Нехворайки “Сам себе я помогу”

Медсестры детского сада рассказывают о правилах личной гигиены, пользе занятий физкультурой. В игровой форме дают практические умения по оказанию первой помощи, советы по питанию, здоровому образу жизни.

Татарский кабинет. Музей “Татарская изба”

Коридор. Экология в картинках

Проходя по нему, дети рассматривают сказочные изображения, любуются природой, беседуют с нарисованными героями, рассказывают об их жизни в лесу. Благодаря своим высказываниям, систематизируют знания о родном крае.

Музыкальный зал (слушаем музыку, экологические праздники, логоритмические упражнения)

Здесь дети получают возможность чувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе (пение птиц, журчание ручьёв, шелест листьев и т.д.). Исполнение песен о природе раскрепощает малышей. Выполнение логоритмических упражнений доставляет им огромное удовольствие.

Уголок ПДД

Театральная студия “До-ми-соль-ка” (показ спектаклей)

Коридор. Корабль надежды

Всем известно, что в дошкольном возрасте усвоение знаний происходит в игре успешней, чем на занятии. Да и практика работы по экологическому воспитанию показывает, что одним из эффективных средств воздействия на детей являются дидактические игры. Познавательные и игровые задачи вызывают заинтересованность детей, способствуют усвоению новых знаний.

Наша группа логопедическая и дети, имея определённые знания, затрудняются самостоятельно ответить на вопрос, правильно построить предложения или сформулировать свой ответ, употребляют в речи неполные предложения. Поэтому мы стараемся объяснить, как происходит то или иное явление, показываем элементарные связи в природе, зависимость предметов и явлений. Поощряем самостоятельные высказывания, развёрнутые ответы, формулировки своих суждений. Например: На улице зима, выпало много снега, поэтому холодно. Если бы было тепло, то снег растаял.

Используем в работе такие игры, как “Парочки”, “С какого дерева лист”, “Во саду ли в огороде”, “Узнай и назови птицу”, “Что, где растёт”, “Найди пару”, “Звёзды на небе”, “Птицы Красной книги”, “Кто в домике живёт”, “Чьи детки”, “Сложи картинку”, “Удивительные цветы”, “Экологическая тропа” и т.д. Игры позволяют детям отдохнуть от занятий, улучшают здоровье, делают деятельность детей интересной, полезной, познавательной, снимают усталость. Содержание знакомых игр изменяем, учитывая индивидуальные способности детей. Во время таких игр малообщительные и малоактивные ребята учатся общаться в коллективе.

Ребёнок, увлечённый новой игрой, не замечает того, что он учится, хотя и сталкивается с трудностями. В игре он решает свои собственные задачи. Он стремиться научиться тому, чему он ещё не научился.

Посещая разные точки экологической тропинки, малыши стали более наблюдательными, у них появилось много вопросов, на которые они находят исчерпывающие ответы в энциклопедиях, приобретённых родителями. Благодаря своей ласке, доброте дети безвозмездно и бескорыстно делятся со своими меньшими друзьями, со всем живым, что их окружает, учатся без отвращения общаться с природой. Это взаимодействие ребёнка с природой и есть экологическим воспитанием.

Хождение по экологической тропинке в разное время года позволяет играть на струнках детской души.

Все сказанное выше, поможет воспитателям формировать у детей на практике не отрывочное представление, а целостное восприятие окружающей действительности, поднять интеллектуальный уровень дошкольников, даст возможность проявить творчество и в зависимости от конкретных “местных региональных и прочих” условий, что-то в своей работе с детьми повторить, что-то изменить или добавить. Высокое мастерство педагога в сочетании с его творчеством и фантазией сделают работу по экологическому воспитанию удивительной и неповторимой.