Цели: ввести понятия "дружба", "друзья"; обобщить правила общения; развивать речевые умения.
Оборудование: пословицы, рисунки с изображением сказочных героев.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,А если и споткнется вдруг.
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Слайд 2
– Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть читать новую книгу или секретничать о чем-то. Произносишь слово "дружба" – и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книг, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение- общение с другом. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
Русские пословицы призывают:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друга ищи, а найдешь – береги.
- Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Слайд 3
2. Работа по учебнику
– С кем вы чаще всего общаетесь? Кого называете своим другом? Что вы делаете вместе? Что вам нравиться в ваших друзьях? Знаете ли вы увлечения своих друзей? Как называют учеников, которые учатся с вами в одном классе? Дружный ли у вас класс? Есть ли у вас друзья среди одноклассников? Где вы бываете вместе?
3адание № 1.
Отвечаем на вопросы:
Когда день прошел удачно?
Любите ли вы ходить на дни рождения к своим друзьям?
О чем вы думаете, когда выбираете подарок другу?
Составьте и разыграйте диалоги между ребятами, дарящими и принимающими подарки. Не забывайте волшебные слова.
3адание № 2.
Найдите продолжение пословиц:
Доброе братство
Двое не один, Старый друг Новых друзей заводи, Друг познается Нет лучше дружка, |
старых береги. лучше новых двух. милее богатства. маху не дадим. чем родная матушка. в беде. |
Слайд 4
3. Фронтальная работа
– Однажды у древнего восточного мудреца спросили: "У кого ты учился благовоспитанности?" – "У невоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они".
К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?
Мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или в театр, на улице бросают обертки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкаются и не считают нужным извиниться. Как называются такие люди? (Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)
Слайд 5–6
Игра "Сказочные друзья".
– Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Забавные бурундуки Чип и ... (Дейл).
Прекрасная Русалочка и ... (рак Себастьян).
Добрая Белоснежка и ... (семь гномов).
Забавный Винни-Пух и ... (Тигра).
Добрый Малыш и ... (Карлсон).
Доверчивый Буратино и ... (Мальвина, Пьеро, папа Карло).
Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка).
Учитель читает стихотворение.
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер
Нашей дружбы не порвет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел,
Мыс тобой живем на свете
Для хороших, слабых дел.
Игра "Слова с корнем -друж-".
– Вспомните слова с корнем -друж-. Дружить, общаться с людьми надо учиться с детства. Человек человеку друг, товарищ и брат. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет на свете один раз, поэтому каждый день нужно творить добро.
Какое надежное и емкое слово "дружба"! Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить надо уметь. Очень много есть пословиц о дружбе.
Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать не спеши.
– Сейчас каждый получит карточку, на которой написана половина пословицы.
Найдите свою пару:
Верный друг лучше сотни слуг.
Дальний путь, да ближний друг.
Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
Друг лучше старый, а платье новое.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Слайд 7
4. Итог урока.
– Кого называют другом? Что такое дружба?
Слайд 8