Подробный конспект урока
Цели урока: | образовательные: – показать неизбежность изменения советской экономической системы в середине 60-х годов; – раскрыть основные направления экономической реформы 1965 года в сельском хозяйстве и промышленности, реформы хозяйственного механизма в 1979 году; – определить причины неудач реформирования и сущность нарастания застойных явлений в экономике и социальной сфере. развивающие: – умение соотносить исторические знания с социальными реалиями их отражающими; – анализировать и классифицировать информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, диаграмма, таблица); – устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и терминами и понятиями; – формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. воспитательные: – воспитывать уважительное отношение к истории своей страны; – формировать негативное отношение к директивному типу экономической системы как несоответствующей демократическому политическому режиму. |
|
Задачи урока: | Продемонстрировать ресурсы
академического школьного учебника «История.
Россия в XX – начале XXI века» под редакцией А. А. Данилова, (Москва, «Просвещение», 2011 год) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА по истории. |
|
Используемые педагогические технологии, методы приемы | – метод учебного исследования; – ИКТ. |
|
Время реализации урока | 1 академический час | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут и закрепят ученики в ходе урока | 1. Усвоение знаний по теме урока в
форме основного вывода: Период 70 – начала 80 годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризовавшийся следующими явлениями: – развитие экономики по экстенсивному пути; – усилением централизованного управления; – возвратом к количественным показателям, а не к качественным. 2. Развитие познавательного интереса к данной проблеме. 3. Формирование следующих компетенций: общекультурная компетенция (обобщенные способы деятельности, позволяющие присваивать культурные образцы и создавать новые); коммуникативная компетенция (получение, использование, передача информации в процессе взаимодействия): личностное самоопределение (знание о человеке, его ценностях и идеалах) |
|
Необходимое оборудование и материалы | – компьютер, экран, проектор; – презентация; – рабочий лист (Приложение 1) – словарь ключевых понятий и терминов (Приложение 2) – экспресс-тест (Приложение 3) |
|
Дидактическое обеспечение урока | – академический школьный
учебник «История. Россия в XX – начале XXI века» под
редакцией А. А. Данилова (Москва, «Просвещение»,
2011 год); – мультимедиа учебник «История России. XX век», (Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, Клио Софт) |
|
Ход и содержание урока | ||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
I этап урока. Мотивация
учащихся Слайд № 2 Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов. Перед нами проблема: советская экономика 1965 – 1984 годов – расцвет? Кризис? Застой? Слайды № 3, 4 Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо решить задачи, сформулированные в вашем рабочем листе и повторить основные понятия и термины. Слайды № 5, 6 В ходе нашего исследования вы приобретете следующие знания о периодизации и содержании процессов в социально-экономической сфере страны. |
I этап урока. Мотивация учащихся Слайд № 2 Просмотр видеофрагментов («Полет Ю. А. Гагарина» и «А. Райкин. Миниатюры») и фотоматериалов.
Слайд № 3, 4 Знакомятся с задачами (Приложение 1) и словарем урока (Приложение 2).
Слайды № 5, 6 Ознакомление с рабочим листом (Приложение 1). |
|
II этап урока. Изучение нового
материала Слайд № 7 Ознакомьтесь с планом урока в вашем рабочем листе (Приложение 1)
|
II этап урока. Изучение нового
материала Слайд № 7 План урока: 1. Причины проведения экономической реформы 1965
года. |
|
I. Причины проведения
экономической реформы 1965 года. Слайд № 8 Используя понятия и термины (Приложение
2), а также материал учебника (§ 45, с. 158),
определите причины, вызвавшие необходимость
проведения реформ. Самостоятельно сформулируйте
меры по их преодолению. |
I. Причины проведения экономической
реформы 1965 года. Слайд № 8, рабочий лист (п.1) Причины: 1. Неэффективность административного диктата
(директивная экономика). Меры: 1. Внедрение элементов рыночной экономики. |
|
II. Содержание экономической
реформы 1965 года в сельском хозяйстве. Слайд № 9 На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 158-159) определите дату, направления и итоги реформы в сельском хозяйстве. Заполните таблицу в рабочем листе (п.2).
III. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности Слайд № 10 На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 159-160) определите дату, направления и итоги реформы в промышленности. Заполните таблицу в рабочем листе (п.3).
IV. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма Слайд № 11 На основе анализа текста учебника (§ 45, с. 160) определите дату и меры реформирования хозяйственного механизма страны. Заполните таблицу в рабочем листе (п.4).
V. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ) Слайды № 12,13 На основе анализа диаграмм сформулируйте основные выводы о результатах сворачивания экономических реформ в 1979 году. Результаты занесите в таблицу на рабочем листе (п. 5) |
II. Содержание экономической
реформы 1965 года в сельском хозяйстве. Слайд № 9, рабочий лист (п.2) Дата: март 1965 год. Направления: 1. Решение социальных проблем села; Меры: 1. Повышение закупочных цен; Итоги: 1. Деятельность колхозов убыточна; Причины: 1. Ставка власти на административные рычаги
управления; III. Содержание экономической реформы 1965 года в промышленности Слайд № 10, рабочий лист (п.3) Дата: сентябрь 1965 год. Направления: 1. Изменение условий планирования; Меры: 1. Сокращение числа планируемых показателей; Итоги: 1. Рост объема производства в 1,5 раза; Причины: 1. Снижение количества трудоспособного
населения; IV. Содержание экономической реформы хозяйственного механизма Слайд № 11, рабочий лист (п.4) Дата: 1979 год. Меры: 1. Совершенствование хозяйственного механизма
(возврат к директивной экономике); V. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ) Слайды № 12,13, рабочий лист (п.5) Результаты сворачивания реформ: 1. Национальный доход – падение в 2 раза; |
|
Слайд № 14 III этап урока. Закрепление полученных знаний Сделайте вывод урока в соответствии с поставленной проблемой, вывод урока запишите в рабочий лист. Пройдите экспресс-тест. (Приложение 3). |
Слайд № 14 III этап урока. Закрепление полученных знаний Вывод: период 70-х – первой половины 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой, характеризующийся развитием экономики по экстенсивному пути, усилением централизации управления, возвратам к количественным показателям. А не к качественным. Результаты тестирования. |
|
IV этап урока. Домашнее
задание: § 44, вопросы и задания; Задания по выбору: 1. Презентация по теме: «Благосостояние
городских жителей в 1965 – 1984 гг.» |
||
Список учебной и
дополнительной литературы для подготовки
рефератов по индивидуальным темам:
Ссылки на Интернет-ресурсы: http://histori.standart.edu.ru |