Цель: обучить учащихся практическим навыкам оказания первой медицинской помощи при закрытых травмах - научить правилам иммобилизации конечностей; сформировать у учащихся потребность в соблюдении правил безопасного поведения во время перемен, при занятиях спортом, на прогулках, экскурсиях.
Задачи: систематизировать знания учащихся в области медицины; научить определять открытые и закрытые травмы; познакомить с наиболее распространёнными видами закрытых травм - растяжением, вывихом, переломом, характеризующими их симптомами; познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при растяжении, вывихе, переломе; научить правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья; профилактика травматизма в повседневной жизни.
Оборудование: бинты, импровизированные шины и лёд - пенопласт, таблица классификации травм и ПМП, рисунок аптечки ПМП, рисунки растяжения, вывиха, закрытого перелома, рисунок иммобилизации предплечья, видеомонтаж м/ф “Ну, погоди”, презентация “ПМП при закрытых травмах”, в/ф “Правила наложения шин при закрытом переломе предплечья”, рисунок “Что лучше приложить к месту вывиха и перелома”, памятка учащимся “Правила и способы наложения шин”.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Сегодня мы продолжим тему “Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи”. Вы уже знаете, что для оказания ПМП необходимо иметь с собой индивидуальную аптечку. Отправляясь в поход, дальнюю поездку, за грибами, на велосипедную прогулку, аптечку обязательно нужно брать с собой. В ней должны быть минимум средств для оказания, в случае необходимости, первой медицинской помощи или самопомощи.
Какие средства и препараты должны находиться в индивидуальной аптечке?
На моём рисунке изображены средства, входящие и не входящие в аптечку первой медицинской помощи. Внимательно рассмотрите, назовите средства, определите их принадлежность, обоснуйте свой ответ (ответы учащихся).
К сожалению, в жизни могут произойти ситуации, когда нужно уметь оказать само- или взаимопомощь, но использование только средств индивидуальной аптечки недостаточно. Травма намного серьезнее.
3. НОВАЯ ТЕМА.
Рассмотрим ситуации, при которых можно получить такие травмы. Посмотрите фрагменты мультфильма “Ну, погоди” и ответьте на вопрос: в каких ситуациях Волк получал травмы?
(просмотр фрагментов м/ф “Ну, погоди”).
Ответы детей: падение с дерева, с высоты многоэтажного дома, нарушение координации движения, удар о твёрдый предмет, травмы при занятиях спортом, прыжках, движение на неровном, скользком месте…
Учитель: Волк получал травмы из-за своего необдуманного, неосторожного, неправильного поведения. Надо быть очень внимательными, аккуратными, обязательно соблюдать правила безопасного поведения в спортивном зале, на прогулке, в лесу, при посещения музея... Как же нужно помочь пострадавшему в таких случаях? (ответы учащихся).
Тема нашего урока: Первая медицинская помощь при закрытых травмах.
Мы познакомимся с тремя видами закрытых травм: растяжением, вывихом, переломом. Узнаем симптомы, по которым их можно различить, а главное – как нужно оказывать первую медицинскую помощь при этих травмах. На практике научимся наложению импровизированных шин при закрытом переломе предплечья.
- Что такое закрытые травмы и как оказывать первую медицинскую помощь при них?
- Рассмотрим понятие “закрытые” травмы. Какие травмы называют закрытыми? (учащиеся выясняют на основе рисунков).
Закрытые травмы - травмы, при которых не нарушается целостность кожных покровов. Если кожа повреждена, имеет рану, то такая травма называется открытой.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим три виды закрытых травм: растяжение, вывихи, переломы. Узнаем правила оказания первой медицинской помощи при каждой.
(Просмотр презентации)
Растяжением называется чрезмерное перенапряжение мышечных тканей. Растяжения происходят при внезапных резких движениях или падении. Чаще всего травмируются связки голеностопного сустава, когда подвёртывается стопа.
Симптомы при растяжении:
- острая боль в момент травмы,
- припухлость,
- кровоизлияние, через некоторое время изменение цвета кожи, синюшность,
- движение конечностью ограниченно и болезненно.
Первая медицинская помощь при растяжении:
- наложение холода на поврежденное место,
- наложение тугой повязки,
- придание поврежденной конечности возвышенного положения,
- обеспечение покоя поврежденной поверхности.
Вывихом называется смещение суставных концов костей относительно друг друга. Чаще вывихи происходят при падении или ударе о твёрдый предмет. Различают полный и неполный вывих. Полный вывих – суставные концы костей полностью не соприкасаются друг с другом. Неполный вывих - суставные концы костей частично соприкасаются.
Врачи утверждают, что чаще всего происходят вывихи плечевого сустава, так как, падая, мы опираемся на руку. На втором месте - вывихи локтевого сустава.
Симптомы при вывихе:
- боль,
- резкая деформация сустава,
- кажущееся укорочение конечности.
Первая медицинская помощь при вывихах:
- обеспечить покой поврежденной конечности,
- наложить тугую повязку,
- обезболить.
Главная задача – быстро, не причиняя вреда доставить пострадавшего в больницу! А вправлять вывихи – врачебная процедура!
Перелом – полное или частичное повреждение целостности кости. Различают открытый и закрытый перелом. Открытый перелом – кожа повреждена, закрытый перелом – кожа не повреждена. Переломы происходят при сильных ушибах и падении. Врачи утверждают, что чаще всего происходят переломы конечностей – рук и ног.
Симптомы при переломах:
- сильная боль,
- деформация конечности,
- кровоизлияние,
- нарушение опороспособности.
Любой перелом опасен осложнениями!
Первая медицинская помощь при переломах:
Главная задача – обеспечить неподвижность поврежденной конечности. Благодаря этому уменьшается боль и не вызывается дополнительное смещение кости.
При закрытом переломе:
- обеспечить неподвижность конечности,
- обезболить.
При открытом переломе:
- остановить кровотечение, прижав крупные кровеносные сосуды выше или ниже раны,
- обработать края раны йодом, перевязать рану, наложив стерильную повязку,
- обезболить,
- обездвижить.
Направить в лечебное учреждение!
Помни: правильно оказанная помощь сбережет здоровье человека и даже может спасти жизнь!
Для закрепления новой темы повторим материал урока по таблице.
(работа с таблицей).
4. Динамическая пауза на профилактику травматизма “Я здоровье сберегу – сам себе я помогу”.
Упражнение АИСТ. У аиста длинные ноги, он стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь на пятки. Сделайте несколько раз.
Упражнение ПТИЦЫ. Птицы хлопают крыльями вверх-вниз, назад-вперед, чтобы летать. Стоя сделайте несколько раз такие же движения руками.
Упражнение ЖИРАФ. Жираф имеет длинную, тонкую шею и может наклонять и вытягивать её, совершать круговые движения, поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз. Стоя повторите шеей движения жирафа.
5. Практическая работа.
Главная цель нашего урока не просто познакомиться с видами закрытых травм, а приобрести практические навыки по оказанию первой медицинской помощи при них. Сегодня мы научимся правилам наложения шин при закрытом переломе предплечья. Посмотрите видеофильм, обратите внимание на эти правила.
(просмотр видео ролика с участием медицинского работника и учащегося школы – “пострадавшего”)
Эти правила в виде памятки лежат на ваших партах для использования во время практической работы.
Наш класс поделен на группы. В каждой группе выберите одного пострадавшего, окажите ему помощь использую набор шин, комплект перевязочного материала, инструкцию и памятку. Помните о правилах безопасности при работе с колющими и режущими предметами. В конце практической части результат вашей работы соотнесем со стандартом (висит на доске в виде рисунка).
(практическая работа в группах)
Прошу “пострадавших” выйти к доске. Результат работы каждой группы оцениваются всем классом.
6. Домашнее задание.
Вместе с родителями прочитайте материал урока на страницах 106-109 учебника. Выберите одного родителя пострадавшим и окажите ему помощь при закрытом переломе руки или ноги. Кроме папы или мамы пострадавшими могут быть кукла или плюшевый мишка. Чтобы не забыть правила повторите свои действия несколько раз.
7. Обобщение.
Итак, мы сегодня на уроке познакомились с тремя видами закрытых травм – растяжением, вывихом, переломом. Научились накладывать импровизированные шины при закрытом переломе. Ответьте на вопрос: какие предметы изображенные на рисунке могут служить шинами при вывихах и переломах?
(работа по рисунку “Что лучше приложить к месту вывиха или перелома”).
8. Подведение итогов, выставление оценок за урок.