Урок-практикум "Микены и Троя". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и их участникам.

Ход урока

1) В городе Микены. Рассказ учителя: Первые города в Греции появились уже в 3 тыс. до н.э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Как же жили жители этого города? Судите сами.

Дополнительный материал на партах учащихся.

Дополнительный материал

Генрих Шлиман (1822-1890)

Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая мириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. За последующие несколько лет Шлиман сменил ряд профессий и к 25 годам стал достаточно опытным торговцем. Занимаясь международной торговлей, он по собственному методу овладел в совершенстве многими языками - английским, французским, голландским, испанским, португальским, русским, шведским, польским, древнегреческим.

В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что “Илиаду” Гомера следует рассматривать не просто как литературное произведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что заставила отказаться от погони за дальнейшими богатствами и обратила к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Он поспешил телеграфировать королю Греции о том, что найдены могилы с погребальными масками и останками Агамемнона и его жены Клитемнестры. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман проводил работы в Тиринфе, Орхоменеи на Крите, опубликовал несколько книг - о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.

2) Решение задачи для активитизации мотивации учащихся: при раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, доа знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями-списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевником, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

Ответы учащихся:

а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так кА в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных дощечках есть списки рабынь.

Б) По перечесленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

В) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.

3) Работа с историческими источниками.

Надписи из архива Пилосского дворца:

А) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, (девочек) 10, (мальчиков) 5.

Чинильщиц (женщин) 12, (девочек) 16, (мальчиков) 8...

Прядильщиц (женщин) 37, (девочек) 26, (мальчиков) 4...

Банщиц (женщин) 38, (девочек) ...

Подсобных работниц (женщин) 4...

Служанок (женщин) 32, (девочек) 26...

Швей ( женщин) 38, (девочек) 20...

Б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, (мальчиков) 1.

В Пилосе

Сыновей швей (мужчин) 22, (мальчиков) 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

4) Анализ мифа о Троянской войне

Стр. 122 – 124 п.3 параграф 25 учебника А.А.Вигасина “История древнего мира”

А) Какие причины Троянской войны изложены в мифе?

Б) Как вы думаете, соответствуют ли данные причины действительности?

В) Что в мифе является историческим фактом, а что вымыслом? Почему?

5) Презентация “Троянская война”.

6) Домашнее задание:

А) пересказ мифа о Троянской войне;

Б) Развёрнутый ответ на тему: “Почему началась Троянская война”;

В)Объясните смысл данного выражения “яблоко раздора”?

По вопросу презентации обращайтесь к автору.