Задачи: формирование орфографических умений применять правило определения спряжения глаголов по их неопределенной форме; определять, каким правилом регулируется написание личных окончаний глаголов; осуществлять орфографический самоконтроль.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
- Закончите формулировку “Имена склоняются, а глаголы ...(спрягаются)”
- Что значит проспрягать глагол? (изменить по лицам и числам)
- В любом ли времени можно спрягать глаголы? (кроме прошедшего)
- Склонений три, а спряжений ..? (2)
- Какая буква чаще повторяется в I спряжении? Во II спряжении?
Задание 1. Впишите, где возможно, окончания глаголов. Определите спряжения.
Ид .м, (ты) стро . шь, вез . т, вы лов . т ., лет . т.
- В каких глаголах вы без труда вписали окончания и определили спряжения? (Идем, везет, летит)
- Как вы определили, какие окончания писать и к какому спряжению относится каждый глагол? (В данных словах личные окончания ударные, определять спряжение по ударным окончаниям мы уже умеем)
- Какие затруднения вызвали остальные глаголы? (Окончания данных глаголов безударные, труднее выбрать нужную букву и определить спряжение)
- А нужно ли определять спряжение глаголов? (Нужно, так как именно спряжение подсказывает какое окончание выбрать с е или и, ут (ют) или ат (ят)?)
- Какую учебную задачу поставим? (Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?)
3. Изучение новой темы. Определение спряжения глаголов по н.ф. Правописание личных окончаний глаголов.
Открыть второй способ определения спряжения глаголов вам помогут имена существительные. Какое первое действие вы выполняли, чтобы узнать склонение, к которому относится слово? (Ставили слово в начальную форму)
- Предположите, какое первое действие надо выполнить, чтобы узнать спряжение глагола? ( Найти его неопределенную форму)
- Давайте вспомним памятку “Как найти н.ф. глагола?”
1. Поставь вопрос к форме глагола и узнай, есть в вопросе приставка –с или нет.
2. Задай вопрос неопределенной формы с приставкой –с или без нее.
3. Назови неопределенную форму нужного глагола.
Задание 2. Найди неопределенную форму данных глаголов, пользуясь памяткой.
Наблюдает, мечтает, говорит, угонит, помешает.
- Перед нами стоял вопрос “Нужно ли определять спряжение глаголов и как это сделать?”
Что вы уже знаете для ответа на заданный вопрос, а чего еще не знаете? (Спряжение нужно определять, чтобы написать нужную букву в окончании. Спряжение можно определить по ударному окончанию, либо поставив глагол в неопределенную форму.)
- Какую следующую учебную задачу поставим? (Необходимо узнать, как по неопределенной форме глагола определить спряжение)
Задание 3. Определите спряжение глаголов и впишите безударные личные окончания глаголов, пользуясь схемой. Помога . т, крут . т, наблюда . т.
Неопр. ф. на –ить или нет?
на – ить | не на - ить |
II спр. | I спр. |
- Попробуем воспользоваться полным алгоритмом действий, необходимых для решения орфографической задачи в безударных личных окончаниях глаголов для выполнения Упражнение 60 (с. 80): Найдите глаголы с безударными личными окончаниями и определите их спряжение, пользуясь заданной цепочкой действий.
1.
2. ? к гл.
3. ? неопр. ф.
4. Неопр. ф.
5. На – ить?
6. Спр.
7. Л.,ч.
8. Оконч.
Знакомство со словами-исключениями.
Задание 4. Спишите глаголы, выделите окончания, рядом с каждым глаголом запишите его н.ф. Определите спряжение, пользуясь таблицей.
Держит, моросит, смотрит, летает.
- Что заметили? (Спряжение глаголов держит, смотрит не определяется по таблице)
Так сложилось в русском языке, что по законам II спряжения стали писать не только глаголы на – ить, но и еще 11 глаголов: 4 на – ать и 7 на –еть. Эти глаголы нарушают принятые правила деления на спряжения. Вот почему их назвали глаголами – исключениями. (Чтение правила в учебнике на с. 82.)
Предлагается стихотворение для заучивания.
Проблемная ситуация.
Задание 5. Определить спряжение глаголов.
Лить, шуметь.
– Попробуйте предположить, какого спряжения первый глагол. (Второго, т.к. оканчивается на – ить)
– Какого спряжения глагол шуметь? (Первого, т.к. оканчивается не на – ить)
Давайте проверим, правильно ли вы рассуждали. Для этого образуйте формы 2 лица ед.ч., 2 и 3 лица мн.ч. Что получилось? (Первый глагол оказался первого спряжения, второй – второго)
- Как вы определяли спряжение? (По ударным личным окончаниям)
- Подтвердились ли ваши предположения? (Нет)
– Почему? (Мы приняли во внимание только н.ф.)
- Что вы теперь будете помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя)
- В каком случае поможет неопределенная форма? (Если окончание глагола безударное)
4. Закрепление.
Задание 6. Какие слова написаны верно? Поставь над ними +, а ошибки исправь. Все слова запиши правильно. (Если необходимо, пользуйся памяткой “Как записывать свои мысли и слова”)
Встречает, обидешь, рисуешь, ездет, нагреваит, чистит.
Проверка.
5. Итоги урока.
- Какие учебные задачи ставили в течение урока?
- Какие способы определения спряжения узнали?
- Всегда ли помогает неопределенная форма?
- Назовите глаголы – исключения.
Дом. задание. Выполнить упражнение 65 на с. 83.