Цель: Построение жизненных перспектив с опорой на собственный потенциал воспитанника.
Задачи:
- Формирование позитивного отношения к себе, веру в свои силы.
- Обучение социально приемлемым способам разрешения проблем.
- Развитие личностного потенциала и коммуникативных навыков.
Оборудование: Презентация по теме мероприятия; чистые листы А4 по числу учащихся; “Памятки”, таблицы для целей, “Целевые карточки” и листы “Недописанных предложений” по числу учащихся.
Ход занятия
– Добрый день ребята. Сегодня у нас занятие с интересным названием “Учимся преодолевать трудности”.
– Основной целью нашего занятия является научиться некоторым приемам, которые помогают построению позитивных жизненных перспектив, решению трудностей. Также я попрошу вас активно участвовать в обсуждении предлагаемых вопросов, размышлять и высказывать свое мнение.
– Внимательно послушайте одну небольшую притчу, после будут вопросы для обсуждения.
На ветке дерева висел кокон. Однажды в коконе появилась маленькая щель; случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто прекратила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все. что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.
- Как вы думаете, правильно ли поступил человек, помогая бабочке? Какой можно сделать вывод из этого? (Отметится такие мысли: “Не навреди! Не навреди ни другим, ни себе”, “Не знание, не освобождает от ответственности”),
- Каково было бабочке, после того, когда ей помог человек выбраться из кокона? (Сначала было легко, а потом бессмысленно. В жизни очень важны усилия и старания самого человека, которые он проявляет сам).
- Какой можно сделать вывод из этого? (Не нужно ждать, что кто-то за тебя решит твою проблему. Нужно учиться по своим возможностям быть самостоятельным, трудолюбивым и упорным).
- Каков общий вывод можно сделать по содержанию притчи.
Вывод: Жизнь заставляет бабочку с трудом покидать оболочку, чтобы она могла расти и развиваться, быть сильной в будущем и могла порхать над землей. А без усилия и старания ничего не получается!
Работа с целевой карточкой.
Целевая карточка |
|||
Чего ты хочешь добиться? | Твои шаги для достижения цели. | Что ты хочешь получить в результате? | Зачем тебе это нужно? |
Каждый заполняет “Целевую карточку”, затем озвучивается и комментируется Карточки 4-х, 5-ти (по усмотрению педагога) учащихся.
Динамичная пауза.
– Все встали, проведем небольшую разминку “Хлопки”. Строго следуйте моим инструкциям.
Каждый делает один хлопок, когда доходит его очередь: Начинаем хлопки с первой парты первого ряда. А теперь только девочки, начинают с последней парты третьего ряда. Мальчики с первой парты третьего ряда. А теперь все вместе – Раз!
– Сели. Видите ребята, для решения некоторых задач требуется общее усилие, понимание и слаженность всего коллектива. Об этом тоже никогда не забывайте.
– Возьмите чистый лист А4, закрыли глаза и точно следуйте моим инструкциям.
- Согнуть лист пополам;
- Еще раз пополам;
- Оторвать верхний правый угол;
- Отогнуть нижний левый угол;
- Еще раз согнуть пополам.
– Открыли глаза, развернули листы. Посмотрите что получилось. А теперь поднимите вверх, пусть все увидят, что получилось у других. Вот видите, хотя задача была для всех одна, выполнить мои инструкции, но все решили по– разному. Также бывает со всякой проблемой, и с малой и с большой, что обязательно есть путь ее решить, иногда находишь этот путь легко и быстро, иногда долго и мучительно, но он есть. И вы должны всегда стараться найти свой путь в решении возникших трудностей.
Работа с “Памятками”.
– Возьмите цветные листки на столе, разверните, там две “Памятки” и таблица для целей.
1. В любой сложной ситуации помогают:
ДЛЯ ТЕБЯ ДРУГ!
- Чувство юмора;
- Самоконтроль, целеустремленность, увлеченность;
- Логичность, последовательность поступков;
- Разборчивость в средствах достижении цели;
- Уважение и интерес к людям;
- Налаженные взаимоотношения хотя бы с одним зрелым человеком.
2. Упражнение “Пять пальцев” (делай перед сном).
- Мизинец (М) – мысль: какие знания и опыт я сегодня приобрел.
- Безымянный (Б) – бодрость тела: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья.
- Средний (С) – состояние духа: каким было мое настроение, от чего оно зависело.
- Указательный (У) – уверенность: насколько уверенно я себя чувствовал в коллективе при участии в различных мероприятиях.
- Большой (Б) – близка ли цель: что сегодня я сделал для достижении своей цели.
3. Таблица для целей.
Ф.И.О | |||
Дата. | Мон сегодняшняя цель. | Моя ближайшая цель. | Моя дальняя цель. |
– Надеюсь, что после занятия каждый заполнит таблицу для себя и будет работать над достижением своих целей.
Рефлексия.
– Сегодня мы о многом поговорили, я верю, что вы для себя сделали полезные выводы. Перед вами лежат листочки с “Незавершенными предложениями”, я попрошу вас завершить предложения. Можно дописать все предложения, можно и выборочно.
Незавершенные предложения (К концу занятия сдается педагогу).
Занятие: “Учимся преодолевать трудности”.
Ф.И. ______________ класс ________ дата
- Я понял(а) ....
- Мне понравилось ....
- Мне не понравилось ...
- Я узнал(а)...
- Мне стало...
- Я хочу ...
- Я не хочу ...
– Прочтите, пожалуйста, ваши предложения.
Итог: В конце мне хочется сказать, что иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть сильными в трудной ситуации, как та бабочка из Притчи.
– Всем спасибо за приятное общение. До свидания.
Использованная литература:
- Маслов А.А.