Занимательная химия. 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Химический вечер для учащихся 8 класса.

Продолжительность: 90 минут.

Пояснительная записка: учащиеся приступили к изучению курса по программе Оржековского П.А. “Химия. 8 класс”. Цель данной игры, которая проводится в 1 четверти, мотивировать учащихся к изучению нового предмета.

Для учителя химии: внеклассная работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Формы работы: учитель предлагает работать в группах (командах), где, отвечая за успехи каждого, ребята начнут учиться помогать друг другу. Задача ведущих состоит в том, чтобы сформулировать задания наиболее понятным для них языком.

Жюри. Оценочный лист жюри (Приложение 3). Задача жюри оценивать не только правильность выполнения задания, но и умение анализировать. Слушают ли члены команды друг друга, помогают ли друг другу, как решают возникающие проблемы, добиваются ли согласия при решении спорных вопросов.
Задачи: Образовательная: повышение мотивации к учению, выявление готовности учащихся применять полученные знания на практике в сходных и несходных ситуациях.
Воспитательные: способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, вырабатывать умение правильной самооценки, формировать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, учить общаться в коллективе.
Развивающие: развивать память на основе различных приемов запоминания на примере химического материала, внимание, умение сопоставлять.
Форма проведения: игра. Участвуют 3 команды по 6 человек каждая.
Сценарий игры. Слайды презентации (Приложение 1), раздаточный материал для игроков (Приложение 2).
Слово предоставляется учителю химии. Ведущий 1. Здравствуйте! Сегодня мы встретились, чтобы получить удовольствие от игры двух (трех) замечательных команд.

Учитель химии. (Разочарованно). “Химики! А что это значит? Это бессонные ночи, огромные тома книг, постоянные разговоры о химии, это химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: “Кошмар! Наш ребенок – химик! Разве это счастье? Разве это жизнь?”

Вы хотите спросить: почему же становятся химиками?

(Гордо). Да потому, что химия вездесуща, за ней будущее. Это бесконечные ночи, тома книг, постоянные разговоры о химии, химическая лаборатория дома и это родители, которые говорят: “Представьте, наш ребенок – химик! И это счастье, у него счастливая будущая жизнь!”

Добро пожаловать в химики!

Сегодня за право называться химиками сражаются команды 8-х классов.

Ведущий 2. На столах у игроков цветные таблички с названием команд и бейджики такого же цвета у игроков. Позвольте вам представить команды:

1. _____________,

2. _____________,

3. _____________.

Капитаны команд представляют свои команды, эмблемы и девизы, если есть.

На столах игроков Периодическая таблица Д.И. Менделеева, чистые листы бумаги, маркеры, ручки.

Ведущий 1. Слайд № 3 Все наши конкурсы будут посвящены только химии. Наш конкурс будут оценивать строгое и справедливое жюри “Три С” - Судьи Справедливые, Строгие в составе:

1.

2.

3.

Критерии оценивания:

  • организованность;
  • дисциплинированность;
  • сплоченность игроков;
  • быстрота выполнения;
  • активность игроков;
  • внимание;
  • правильность и четкость ответа;
  • химическая грамотность;
  • умение аргументировать ответ.

Ведущий. Девизом нашей игры могут послужить слова Конфуция:

Перед человеком к разуму три пути:

  • Путь размышления - это самый благородный;
  • Путь подражания - это самый легкий;
  • Путь личного опыта - это самый тяжелый.
Ведущий 2. Химия – это самая необычная и интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес. А люди, знающие химию – настоящие волшебники. Проверим это? Приглашается учитель химии.
Учитель химии.

Слайд № 5.

Я могу отгадать любой задуманный вами химический элемент. На слайде предлагаю выбрать химический элемент и записать его порядковый номер. Удвойте порядковый номер. К произведению прибавьте 5. Сумму умножьте на 5. Тот, кому я передам предмет, сообщит мне результат, а я назову загаданный номер.

Ответ. Нужно отбросить последнюю цифру и отнять от полученного числа 2 – получится порядковый номер загаданного элемента.

Ведущий 1.

Конкурс капитанов. Слайд № 6.

Приглашаются капитаны команд. “Глазомер”. Капитаны-химики должны обладать хорошим глазомером, поэтому им предлагается налить в два разных по вместимости и форме сосуда одинаковый объем воды, не используя мерную посуду.
Жюри. Подводит итоги.
Ведущий 2.

Конкурс 1. Слайд № 7-10.

Найди лишнее. Перед вами знаки химических элементов и их русские названия. Необходимо быстро определить, какой символ лишний.
Ведущий 1.

Конкурс 2. Слайд № 11.

Необходимо определить, какие химические элементы зашифрованы, записать их символы.
МАИЛЮНИЙ Алюминий
АНТРИЙ Натрий
РОМБ Бром
СОЛОДИКР Кислород
Конкурс для болельщиков. Заранее подготовить по 10 чистых листов формата А 4 (кочки). Игра “Болото”. В конкурсе участвуют два человека (по желанию).

Задание. Необходимо перебраться через болото по кочкам. Перед тем, как сделать шаг, необходимо писать название химического элемента на листе (кочке). Ведущие зачитывают названия записанных элементов. Одинаковые названия зачеркивают. Побеждает тот, у кого больше записано названий. Количество очков, полученных участником, определяется количеством элементов.  Жюри оценивает конкурс.

Ведущий 2.

Слайд № 12 -18.

Конкурс “Три + два”. Перед вами схема, которая показывает, что все слова, которые здесь скрыты, состоят из пяти букв, причем оканчиваются они на буквы рий. Найдите те слова, которые скрыты.
Ведущий 1. Слайды № 19-22. Ребусы.
Ведущий 2.

Слайд № 23-26.

Перед вами зашифрованное имя ученого
Кислород Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк
В У Е А Л А З Ь

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, расположенного на слайде, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс.

Ответ. Лавуазье.

Ведущий 1.

Слайд № 27.

Конкурс “Выбери букву” - получишь слово при правильном ответе. Явления химические и физические, выбери правильный ответ и поставь соответствующую букву в слово. Собери из полученных букв слово.
Слайд № 28-31. Игра “Крестики-нолики”. Соедините в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении три клетки по признаку, который является одинаковым для всех элементов в клетках.
Слайд № 32-37. Названия некоторых химических элементов входят в состав часто употребляемых словосочетаний, многие из которых пришли из литературных произведений. Определи эти элементы и запиши буквы вместо пропусков. Напишите символы этих элементов. Ответы.
Слайд № 32 оловянный солдатик
Слайд № 33 железная леди
Слайд № 34 золотая лихорадка
Слайд № 35 кислородный коктейль
Слайд № 36 платиновая блондинка
Слайд № 37 неоновая лампа
Слайд № 38-43. Игра с болельщиками. “Ассорти”. Вам предстоит перевести с химического языка общепринятые выражения.
  1. Не все то аурум, что блестит. Ответ. Золото.
  2. Белый, как карбонат кальция. Ответ. Мел.
  3. Куй феррум, пока горячо. Ответ. Железо.
  4. Слово – аргентум, молчание – аурум. Ответ. Серебро и золото.
  5. Купрумного гроша не стоит. Ответ. Медного.
  6. С тех пор много оксида водорода утекло. Ответ. Воды.
Ведущий 1. После того, как вы справились с заданием, нужно немного отдохнуть и мы предлагаем вам сделать несколько упражнений. А для того, чтобы вы не расставались с химией, вспомним о правилах, которые помогают выжить в химической лаборатории.
Ведущий 2.

Восьмикласник к нам пришел
И спросила кроха:
“Что такое хорошо?
И что такое плохо?”
Ты в химкабинет пришел,
Так запомни, кроха,
Безопасность – хорошо!
Быть безруким плохо!
Если ты во все подряд
Окунаешь пальчик,
Про такого говорят:
“Бестолковый мальчик!”

Ведущий 1.

Правил безопасности много есть, друзья,
Расскажу Вам главные
Ведь без них нельзя!
Опыт можно проводить только с разрешенья,
Так как могут не простить
Ваши прегрешенья.
(Наклоны головой вперед и назад).

Ведущий 2.

Чтоб разбавить кислоту
Лил в нее водицу?
Плохо! Видно за версту –
Это не годится!
(Круговые движения рук в суставе).
Из-под крана воду пить –
Все - равно, что “Ваниш”.
Жажду можно утолить,
Но козленком станешь!
(Поднимания и опускания на цыпочках).

Ведущий 1. Конкурс капитанов.

Слайд № 44-46.

Завершает вечер конкурс капитанов. У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Для того чтобы выяснить, какая память преобладает у вас, выполните следующий тест. Прочитайте пары слов, запомните их. Попытайтесь по первым словам в паре восстановить вторые. У кого это быстрее и лучше получится, тот и будет победителем в этом туре.
Завершение вечера. Подведение итогов. Наш вечер окончен. Просим наше уважаемое жюри огласить результаты нашего мероприятия. Ведущий просит всех присутствующих написать на бумаге впечатления от проведенного мероприятия, написав на бумаге только наречия, например, прекрасно, уныло....плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело, умело...

Слово предоставляется учителю химии. Закончить игру хотелось бы словами Менделеева, которые он адресовал молодежи:

Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами, трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!

Ведущий 1 и 2. До новых встреч!

Литература.

  1. Романова М. И. В гостях у юных химиков. Химия № 07 1-15 апреля 2010.
  2. Курганский С.М. Увлекательная химия: внеклассная работа по химию. 8-11 классы. – М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2011. - 248 с.
  3. Занимательные задачи по химии /под редакцией Н.Е. Дерябиной. – М.; 6 ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.