Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Линия 1. Сформировать представление об утверждении ислама у арабов и основах исламского вероучения. Сформировать представление о расширении исламского мира.

Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в лексику понятий, связанных с исламской цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.

Линия 3. Историческое мышление. Выделить причины и особенности новой религии, осмысление изменений произошедших с арабами после принятия ислама. Выявление закономерностей, приведших к появлению цивилизации.

Линия 4. Нравственное самоопределение. Сравнить моральные и этические основы двух цивилизации: христианской и исламской.

Линия 5. Гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование. Рабочие листы, презентация.

Ход урока

Создание проблемной ситуации

Здравствуйте, ребята!

  • Скажите, вы любите праздники?
  • Какие праздники знаете?
  • Какой праздник будем праздновать 25 октября? (Курбан-байрам)
  • Что вы знаете об этом празднике? (религиозный мусульманский праздник жертвоприношения. Этим праздником заканчивается хадж – паломничество к святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников отправятся из нашей Республики).

Ислам зародился в 7 в. на Аравийском п-ве и стал мировой религией.

  • Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм, христианство)
  • Почему мы их называем мировыми? (их исповедают большинство людей независимо от национальности)

Обратимся к историческим источникам (РЛ №1) (читают документы, сравнивают, замечают что 2 документа похожи друг на друга)

Из Библии и священных преданий христиан

“Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.

В конце истории на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога – Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на Землю, его “небесное воинство” победит армию Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасенные поселятся в небесном граде”

Ислам и христианство это разные религии?

Из Корана и священных преданий мусульман

“Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах) создал “из звучащей глины” и вдохнул в него душу.

В конце света Сатана пришлет на землю своего демона, который будет выдавать себя за посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни”

Сравните представления двух разных религий – ислама и христианства о прошлом и будущем человечества.

  • Какое противоречие вы обнаружили в документах? (противоречий нет, отрывки из Корана и Библии очень похожи друг на друга)
  • Какую проблему мы будем сегодня решать?
  • Чем ислам отличался от христианства?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны во-первых вспомнить основы христианского вероучения

Во-вторых, изучить условия возникновения новой религии

В-третьих, основы вероучения ислама, и

В-четвертых пути превращения ислама в мировую религию.

В ходе нашей работы мы заполним сравнительную таблицу Рабочий лист №2

Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1 колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

Приложение "Рабочие листы к уроку".

ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу “Сравнение двух религий” - кратко, только ключевые слова.

ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.

Вопросы Ислам Христианство
Место, время и условия возникновения 7 в. Аравия 1 в. Палестина
Представления верующих об основателе вероучения Мухаммед, человек-пророк Иисус, богочеловек
Главная Священная книга Коран Новый Завет
Представления о боге Единый Бог –Аллах Господь Бог в трех лицах

(Отец, Сын, Святой дух)

Представление о строении мира Ад, рай, мир земной Ад, рай, мир земной
Представление о центре земного мира Аравия Иерусалим
Представление о начале и конце истории Сотворение, конец мира, Страшный суд Сотворение, конец мира, Страшный суд
Представление о человеке и цели его жизни Греховное тело, бессмертная душа Смертное тело и бессмертная душа. Спасение души.
Правила отношения к Богу Признать единого Бога Аллаха Возлюбить Господа Бога
Правила объединения с единоверцами Община верующих мусульман Церковь
Правила отношений с людьми Избегать грехов, относиться к людям как к братьям Хранить добродетели, возлюбить ближнего, прощать врагов своих.

Джихад

Важнейшие обряды, религиозные действия верующих Молитва

Пост

Налог

Хадж

Причащение, крещение

Проверяем.

Для решения нашей проблемы мы должны исследовать условия возникновения ислама и основы вероучения, для этого обратимся к карте и словарю.

  • Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
  • Где располагается Аравийский п-ов? (западная Азия)
  • Какими морями омывается? (Красное, Аравийское, Персидский залив)
  • Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на юге и западе)

Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из предложенных вариантов основные занятия арабов, используя информацию из первой колонки таблицы и обведите их.

Приложение "Рабочие листы к уроку".

Внесите в таблицу место возникновения ислама (Аравийский п-ов)

Разделимся условно на 2 группы

  • Первая группа работая в парах выполняет задание РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы должны выделить три исторические закономерности.
  • Вторая группа закончит заполнение сравнительной таблицы

Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем выполнение схемы (группа 1)

Не забывайте вносить недостающие элементы в свои таблицы и схемы


Обведите в таблице те черты, которые отличают ислам от христианства.

  1. Ислам возник в ином (наполовину кочевом) обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед; священная книга Коран.
  2. Ислам не допускает существования единого Бога в трех лицах
  3. Центр мира не Иерусалим , а Мекка.
  4. Пять главных обязанностей (единоверие, молитва, пост, милостыня, паломничество)
  5. Джихад.

Что объединяет две религии?

  • Много общего в вопросах мироустройства, представлениях о начале и конце истории, в вопросах отношения к людям и Богу.
  • Как вы думаете, что самое главное в обеих религиях?
  • Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.

Новая религия способствовала объединению арабских племен в единое государство Арабский халифат. Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в было создано огромное государство со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Что же позволило арабам добиться такого грандиозного успеха?

Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего листа № 6

Причины успехов арабов:

  • Правитель обладал беспрекословной властью- как светской, так и духовной.
  • Вера в то, что гибель в “священной войне” открывает дорогу в рай, делала воинов неустрашимыми.
  • Слабость завоеванных территорий.
  • Политика завоевателей.
  • Общие черты двух религий.

Вывод. Таким образом, благодаря общим чертам христианства и ислама, арабские завоеватели добились успеха, и создали на Востоке государство Арабский халифат. В результате сложилась новая цивилизация исламский мир, давшая миру множество культурных достижений.

Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные  особенности этой страны)

Д/з Рабочий лист №7.

Приложение "Рабочие листы к уроку".

Подведение итогов.

Литература.

  1. Давыдова О.В. Тесты по истории Средних веков. М.: Экзамен, 2006.
  2. Всеобщая история. Средние века. 6 класс: Тесты, контрольные вопросы и задания./Автор-составитель С.Н. Степанько.- Волгоград, Учитель , 2009.
  3. Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс , 2007.
  4. Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.