Линия 1. Сформировать представление об утверждении ислама у арабов и основах исламского вероучения. Сформировать представление о расширении исламского мира.
Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в лексику понятий, связанных с исламской цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.
Линия 3. Историческое мышление. Выделить причины и особенности новой религии, осмысление изменений произошедших с арабами после принятия ислама. Выявление закономерностей, приведших к появлению цивилизации.
Линия 4. Нравственное самоопределение. Сравнить моральные и этические основы двух цивилизации: христианской и исламской.
Линия 5. Гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование. Рабочие листы, презентация.
Ход урока
Создание проблемной ситуации
Здравствуйте, ребята!
- Скажите, вы любите праздники?
- Какие праздники знаете?
- Какой праздник будем праздновать 25 октября? (Курбан-байрам)
- Что вы знаете об этом празднике? (религиозный мусульманский праздник жертвоприношения. Этим праздником заканчивается хадж – паломничество к святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников отправятся из нашей Республики).
Ислам зародился в 7 в. на Аравийском п-ве и стал мировой религией.
- Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм, христианство)
- Почему мы их называем мировыми? (их исповедают большинство людей независимо от национальности)
Обратимся к историческим источникам (РЛ №1) (читают документы, сравнивают, замечают что 2 документа похожи друг на друга)
Из Библии и священных преданий христиан
“Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.
В конце истории на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога – Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на Землю, его “небесное воинство” победит армию Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасенные поселятся в небесном граде”
Ислам и христианство это разные религии?
Из Корана и священных преданий мусульман
“Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах) создал “из звучащей глины” и вдохнул в него душу.
В конце света Сатана пришлет на землю своего демона, который будет выдавать себя за посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни”
Сравните представления двух разных религий – ислама и христианства о прошлом и будущем человечества.
- Какое противоречие вы обнаружили в документах? (противоречий нет, отрывки из Корана и Библии очень похожи друг на друга)
- Какую проблему мы будем сегодня решать?
- Чем ислам отличался от христианства?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны во-первых вспомнить основы христианского вероучения
Во-вторых, изучить условия возникновения новой религии
В-третьих, основы вероучения ислама, и
В-четвертых пути превращения ислама в мировую религию.
В ходе нашей работы мы заполним сравнительную таблицу Рабочий лист №2
Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1 колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2
Приложение "Рабочие листы к уроку".
ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу “Сравнение двух религий” - кратко, только ключевые слова.
ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.
Вопросы | Ислам | Христианство |
Место, время и условия возникновения | 7 в. Аравия | 1 в. Палестина |
Представления верующих об основателе вероучения | Мухаммед, человек-пророк | Иисус, богочеловек |
Главная Священная книга | Коран | Новый Завет |
Представления о боге | Единый Бог –Аллах | Господь Бог в трех лицах (Отец, Сын, Святой дух) |
Представление о строении мира | Ад, рай, мир земной | Ад, рай, мир земной |
Представление о центре земного мира | Аравия | Иерусалим |
Представление о начале и конце истории | Сотворение, конец мира, Страшный суд | Сотворение, конец мира, Страшный суд |
Представление о человеке и цели его жизни | Греховное тело, бессмертная душа | Смертное тело и бессмертная душа. Спасение души. |
Правила отношения к Богу | Признать единого Бога Аллаха | Возлюбить Господа Бога |
Правила объединения с единоверцами | Община верующих мусульман | Церковь |
Правила отношений с людьми | Избегать грехов, относиться к людям как к братьям | Хранить добродетели, возлюбить
ближнего, прощать врагов своих. Джихад |
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих | Молитва Пост Налог Хадж |
Причащение, крещение |
Проверяем.
Для решения нашей проблемы мы должны исследовать условия возникновения ислама и основы вероучения, для этого обратимся к карте и словарю.
- Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
- Где располагается Аравийский п-ов? (западная Азия)
- Какими морями омывается? (Красное, Аравийское, Персидский залив)
- Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на юге и западе)
Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из предложенных вариантов основные занятия арабов, используя информацию из первой колонки таблицы и обведите их.
Приложение "Рабочие листы к уроку".
Внесите в таблицу место возникновения ислама (Аравийский п-ов)
Разделимся условно на 2 группы
- Первая группа работая в парах выполняет задание РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы должны выделить три исторические закономерности.
- Вторая группа закончит заполнение сравнительной таблицы
Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем выполнение схемы (группа 1)
Не забывайте вносить недостающие элементы в свои таблицы и схемы
Обведите в таблице те черты, которые отличают ислам от христианства.
- Ислам возник в ином (наполовину кочевом) обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед; священная книга Коран.
- Ислам не допускает существования единого Бога в трех лицах
- Центр мира не Иерусалим , а Мекка.
- Пять главных обязанностей (единоверие, молитва, пост, милостыня, паломничество)
- Джихад.
Что объединяет две религии?
- Много общего в вопросах мироустройства, представлениях о начале и конце истории, в вопросах отношения к людям и Богу.
- Как вы думаете, что самое главное в обеих религиях?
- Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.
Новая религия способствовала объединению арабских племен в единое государство Арабский халифат. Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в было создано огромное государство со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.
Что же позволило арабам добиться такого грандиозного успеха?
Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего листа № 6
Причины успехов арабов:
- Правитель обладал беспрекословной властью- как светской, так и духовной.
- Вера в то, что гибель в “священной войне” открывает дорогу в рай, делала воинов неустрашимыми.
- Слабость завоеванных территорий.
- Политика завоевателей.
- Общие черты двух религий.
Вывод. Таким образом, благодаря общим чертам христианства и ислама, арабские завоеватели добились успеха, и создали на Востоке государство Арабский халифат. В результате сложилась новая цивилизация исламский мир, давшая миру множество культурных достижений.
Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные особенности этой страны)
Д/з Рабочий лист №7.
Приложение "Рабочие листы к уроку".
Подведение итогов.
Литература.
- Давыдова О.В. Тесты по истории Средних веков. М.: Экзамен, 2006.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс: Тесты, контрольные вопросы и задания./Автор-составитель С.Н. Степанько.- Волгоград, Учитель , 2009.
- Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс , 2007.
- Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.