Инновационные формы методической работы в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Что такое инновация? Даются различные определения.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного эффекта.

Инновационная методическая работа - часть профессионально-управленческой, педагогической деятельности, отличительными особенностями которой являются: обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития.

Цель: повышения профессионального мастерства педагогов

Задачи:

  • Повысить качество и уровень образовательных услуг;
  • Повысить уровень конкурентно-способности педагогов на рынке образовательных услуг;
  • Создать методическое и научно-методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса;

Необходимо создать следующие условия для организации инновационной работы в ДОУ

- Установить взаимосвязь между теорией и практикой в методической работе, усилить практическую направленность, нацеленность на оказание реальной помощи педагогам и воспитателям.

- Обеспечить педагогов информацией об инновационных фактах и явлениях, проведении опытно-экспериментальной деятельности .

- В методической работе учитывать индивидуальные особенности каждого педагога.

- Активизировать творчество и инициативу каждого педагога через стимулирование за инновационные формы работы.

- Выделить достаточно времени в образовательном процессе на методическую и инновационную деятельность

Инновационные формы методической работы разделила на 2 группы:

Теоретические и практические, которые подразделяются на коллективные и индивидуальные

К теоретическим, коллективным формам работы относятся:

  1. Семинары по обсуждению значимых педагогических явлений, докладов, технологий, методик и т.д.
  2. Практические семинары с представлением опыта работы по освоению методик, технологий.
  3. Педагогические советы, как форма поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений
  4. Педагогический всеобуч для опытных педагогов по обучению опытно-экспериментальной деятельности .
  5. Минутки искусства
  6. Экспресс-маршруты.

К теоретическим, индивидуальным формам работы относятся:

  1. Собеседование по определению задачи и выбору форм работы.
  2. Подготовка доклада, конспекта проекта, работы по актуальной проблеме педагогического эксперимента
  3. Индивидуальные беседы-убеждения.
  4. Индивидуальные рекомендации по изучению литературы.
  5. Хочется более подробно остановиться на некоторых теоретических коллективных формах работы.

Семинары. Уже более 10 лет мы сотрудничаем с образовательной системой “Школа 2100 (Детский сад 2100)” и это даёт нам возможность приглашать авторов пособий, методистов программы. Раз в два года мы проводим такие семинары, на которых педагоги изучают новые технологии, методики для работы по программе. На практические семинары - сами выезжаем, по приглашению на семинары в Москву, представляем опыт работы по программе, интересные методические находки.

Педагогические советы. Особое внимание уделяем проведению педагогических советов , наиболее интересные формы проведения: “ Церемония”, “ Собираем портфолио”, “Ярмарка педагогических находок” “Педсовет-игра”. Например: “Портфолио”-проводится по итогам года цель, проведения такой формы -закрепления содержания положения о портфолио ; “Ярмарка” – на данном педсовете представляем наиболее интересные формы, приёмы работы по какой-либо теме. Некоторые варианты проведения педсоветов “Церемония” “Педсовет-игра” смотри Приложение 1. Приложение 2

Педагогический всеобуч для опытных педагогов включает совместное изучение документов, составление и обсуждение планов работы по экспериментальной деятельности, программ дополнительного образования.

Минутки искусства - они необходимы педагогам не меньше чем знание методик и технологий. Кто как не педагоги научат малышей слушать музыкальные произведения, воспринимать художественные произведения. И этому педагогов также необходимо учить.

Экспресс-маршруты - чаще всего планируем такую форму работы по изучению родного края и адаптации материала для работы с детьми.

Экспресс-маршруты проводятся и в том случае когда детский сад работает по единой методической теме. Каждой группе педагогов предлагается самостоятельно разработать какое-то одно направление в короткие сроки. Такая форма работы даёт возможность научиться самостоятельно работать с различной литературой и собрать богатый материал, который оформляется и используется в работе педагогами ДОУ.

Теоретические индивидуальные формы методической работы

В начале учебного года с каждым педагогом провожу собеседование по подготовке группы к учебному году, выбору темы самообразования, составлению плана по опыту работы. Это даёт возможность каждому педагогу обговорить и спланировать свою методическую работу на учебный год. Считаю, что индивидуальные формы такие как: совместная подготовка доклада, конспекта, беседа по прочитанной литературе, взаимоанализ документации и т.д более эффективные для повышения профессионального мастерства педагога.

Практические коллективные формы работы:

  • Творческие группы
  • Педагогические мастерские по формированию у педагогов творческих умений
  • Копилка методических идей и педагогических достижений
  • Педагогический всеобуч (для начинающих педагогов)
  • Профессионально-педагогические экскурсии
  • Коллективное составление сборников
  • Творческие встречи
  • Участие в смотрах-конкурсах

Практические индивидуальные формы работы:

  • Разработка проектов
  • Индивидуальное составление разработок.
  • Наставничество
  • Творческий отчет по результатам учебного года.

Творческая группа действует на основе положения о творческой группе. В нашем детском саду действует несколько творческих групп, в которые входят, по желанию педагоги ДОУ Творческая группа “Досуг” цель создания - организация и проведение различных видов коллективного досуга , семейных клубов. Творческая группа “Выставочный зал” цель создания - организация работы выставочного зала ДОУ. Творческая группа “Имидж ДОУ”цель её создания , работа по распространению опыта ДОУ Педагоги оформляют стенд “Новости в “Аленьком”, выпускают газету “Узелок на память” для родителей, педагогов.

Педагогические мастерские - взаимопросмотры мероприятий с детьми

Педагогический всеобуч для начинающих педагогов. - чаще всего это практические занятия для начинающих педагогов на которых свои педагогические находки представляют опытные педагоги.

Методические, творческие обмены на Городских Профессиональных Обьединениях . Девиз мероприятий “Минимум теории - максимум практики”

Коллективное составление сборников, методических разработок Педагоги совместно составляют перспективные планы, разработки деятельности с детьми, которые входят в образовательную программу ДОУ и используются в работе .

Профессионально-педагогические экскурсии

Большое значение для расширения кругозора и создания микроклимата в коллективе имеют различные встречи, поездки. Ведь можно оставить содержание, но сменить обстановку и получится совсем другой обучающий эффект. Совместно можно посетить музеи, выставочные залы, концерты, организовать с различными коллективами творческие встречи.

Творческие встречи помогают нам черпать интересные находки, использовать их в своей работе . Это встречи с народными умельцами, дизайнерами, педагогами других ДОУ

Копилка методических идей и педагогических достижений. Различные идеи, которые у нас возникают мы записываем и пытаемся реализовать в проектах.

Участие в конкурсах помогает находить и воплощать инновационные находки. Хочется отметить, что участие в конкурсах сплачивает весь коллектив.

К практическим индивидуальным формам работы относятся: Разработка проектов. Индивидуальное составление планов, конспектов Наставничество , которое организуется на основе положения . Творческий отчет каждого педагога по результатам учебного года в форме заполнения карты индивидуальных достижений педагога. Хочется отметить, что одна из главных задач этих форм работы - умение оказать друг другу практическую помощь, разработать рекомендации, пособия не для себя. а для всех.

Остановимся на инновационных находках, которые вошли в основу педагогического опыта многих педагогов. :Праздник “ Старшего брата” (Поздравление семьи с рождением ребёнка );Дегустация родителями обеда в детском саду; Поздравление пожилых людей на улицах города –“Акция поздравление”; Парад “9 мая”; Театр “Взрослые – детям ; “Семейный отдых в музее”; “Дизайн-студия под открытым небом”;Интерактивные родительские собрания.

.Результат работы по использованию инновационных форм методической работы Педагогами ДОУ созданы программы дополнительного образования. Педагоги ДОУ- победители конкурса г Котласа, Архангельской области на поощрение лучших педагогов . Большинство педагогов имеют высшую и первую категорию. Детский сад является методическим центром программы “Школа 2100-Детский сад 2100” и получил право работать в режиме федерального эксперимента. Это всё сказывается на воспитании и обучении детей. Результаты подготовки к школе - 50-60% детей высокий уровень Ежегодно дети принимают активное участие в конкурсах ДОУ, города, области занимая призовые места.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу - методическая работа должна занимать особое место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.