В современных условиях образование должно учитывать усиление интеграции в развитии науки, техники, производства, политики. Общество через систему образования выдвигает и реализует новые требования к человеку и качеству образования. В настоящее время требуется проявление не только высокой активности человека, но и его умений, способностей, нестандартного поведения. Современное общество нуждается в неординарной творческой личности - человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом задачи, находить способы их решения, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. “Формирование мировоззрения, знаний об окружающем мире является целью образования, которая достигается в процессе обучения. Отсутствие целостного мировоззрения не позволяет учащимся адекватно соотносить явления и понятия, выражается в том, что их мышление приобретает мозаичный характер” [4]. Для решения этих проблем необходима интеграция учебных предметов. Интеграция - высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. По другим источникам, интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние соединения отдельных частей в одно целое. Иногда интеграцию рассматривают как психолого-коррекционный принцип, суть которого состоит в развитии и содержательном наполнении эмоционально-чувственной и интеллектуальной сфер ребенка. Интеграция – это средство интенсификации урока. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает объединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.
Интегрированный подход способствует созданию у школьников целостного представления об окружающем мире, т.е. формированию научного мировоззрения.
Принципы интегрированного обучения:
Интеграция (синтез) знаний. Целостное,
систематизированное восприятие изучаемых
вопросов способствует развитию широты мышления.
Постановка проблемы, исследуемой методами
интеграции, развивает целенаправленность и
активность мышления. Переход от
внутрипредметных связей к межпредметным
позволяет ученику переносить способы действий с
одних объектов на другие, что облегчает учение и
формирует представление о целостности мира.
Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих
знаний, позволяющих школьнику одновременно
проследить весь процесс выполнения действий от
цели до результата, осмысленно воспринимать
каждый этап работы.
В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков. Интегрированный урок — специально организованный, путем объединения знаний из разных предметов, урок, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность. Особенностями интегрированного урока являются широкое использование межпредметных связей и объединенная цель, которая позволяет: более глубоко проникнуть в суть изучаемой темы; повысить интерес учащихся к предметам; целостно воспринимать изучаемые по данной теме вопросы; экономить учебное время, рационально его использовать.
Преимущества интегрированных уроков:
- способствуют повышению мотивации учения, активизации познавательной деятельности учащихся, помогают воспринимать учебный материал и окружающий мир, как единое целое;
- побуждают учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
- позволяют использовать различные виды работы, способствуют развитию интереса; дают возможность переключения на разнообразные виды деятельности, что снижает утомляемость, перенапряжение учащихся, развивают у школьников воображение, внимание, речь, память, мышление;
- высвобождают учебные часы, которые можно использовать для развивающей деятельности учащихся и дополнительных уроков практической направленности;
- дают возможность для самореализации, самовыражения учителя, способствуют раскрытию творческих способностей.
Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств.
Литература
1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008
2. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика. – 2006.
3.Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
4. Морозова. Е.Г. Системный подход в развитии мировоззрения учащихся/ Химия в школе – 2007, №3, с. 15