План-конспект урока по теме "Диаграммы, планы, карты"

Разделы: Информатика


Цель урока: сформировать умение учащихся проводить компьютерный эксперимент, работая с программой Paint;

Задачи:

  • Обучающие: обучить созданию информационных графических моделей в одном из графических редакторов.
  • Развивающие: развить умение анализировать полученные результаты, выявлять ошибки и корректировать созданные модели.
  • Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация (MS PowerPoint),

Раздаточный материал: исходные образцы изображений.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (2 мин).

2. Актуализация ранее полученных знаний (5 мин.).

3. Объяснение нового материала (10 мин).

4. Закрепление нового материала (20 мин.).

5. Подведение итогов урока (5 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.)

Урок сопровождается презентацией (приложение 1, приложение 2).

Организационный момент. (3 мин.)

Приветствие учителя и учеников. Проверка состава.

Актуализация ранее полученных знаний (5 мин.)

  • Дайте определение модели?
  • Какие виды моделей вы знаете?
  • Где могут использоваться информационные модели?

Объяснение нового материала (10 мин.)

Изучая тему “Формализация и моделирование” мы изучили понятие информационной модели и определили, что такое модель.

На предыдущем уроке мы моделировали в среде текстового процессора WORD.

Сегодня мы научимся моделировать в среде графического редактора Paint. Объектом нашего проекта при моделировании в среде графического редактора будет план комнаты.

I этап. Постановка задачи.

Описание задачи. Составьте в среде графического редактора план своей комнаты в настоящее время. Разработайте проект перестановки вещей и мебели в своей комнате. Представьте себя в роли дизайнера, выполняющего заказ.

Цель моделирования: Разработать план расстановки вещей в комнате.

Формализация задачи (придание ей формы, переход от общего описания задачи к конкретной формулировке, отвечающей на вопрос “Что делать?”). Объектом моделирования является план комнаты, составленный из стандартного набора правильных прямоугольников и многоугольников. Размеры комнаты и расположенные в ней предметы должны быть совместимы, то есть должны быть выполнены в едином масштабе.

II этап. Разработка модели

Результатом формализации является информационная модель (целенаправленно отобранная информация об объекте, представленная в некоторой форме).

Информационная модель

Объект Параметры Значения
Условное изображение предметов интерьера комнаты Форма предмета Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник
Высота предмета  
Цвет Оттенки различных пород древесины
Фактура Рисунок, имитирующий срез древесины

Теперь, когда сформирована информационная модель, выясним, что будет представлять собой компьютерная модель. Возникает вопрос выбора наиболее удобной и эффективной программной среды. Этот вопрос пока остается открытым. Сначала посмотрите, что вам предстоит создать

Модель 1 (это полный набор деталей, необходимых для моделирования). Фигуры раскрасьте, имитируя фактуру различных предметов мебели.

Модель 2 (компоновка плана из созданного набора готовых форм).

План мы создаем на рабочем поле графического редактора Paint.

Закрепление нового материала (20 мин.).

III этап. Компьютерный эксперимент

Учитель знакомит учащихся с планом эксперимента и предлагает провести исследование.

План эксперимента.

1. Тестирование стандартного набора деталей – проверка совместимости.

2. Разработка плана.

3. Тестирование блоков – проверка их совместимости.

4. Моделирование эскиза плана.

Проведение исследования.

1. Разработайте вариант интерьера и расстановки предметов мебели в комнате, согласно задания на доске.

2. Предложите его заказчику.

3. Обоснуйте свой проект.

Подведение итогов.

Все изготовленные учащимися планы расстановки мебели выводятся через проектор на экран. Затем ученики производят презентацию своего проекта, перед классом, как потенциальными заказчиками. Затем проводится коллективное обсуждение полученных результатов и на основе полноты выполнения задания и соответствия его заявленной тематике выставляются оценки.

Домашнее задание. Самостоятельно разработать модель паркета.