Цели:
- познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
- дать представление о разрядах числительных;
- формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа;
- развивать у учащихся умение обобщать, делать выводы;
- развивать речь учащихся.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебники, компьютер, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
Деятельность учителя: приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Деятельность учеников: приветствуют учителя, готовятся к уроку.
2. Объяснение нового материала.
Деятельность учителя: задает наводящие вопросы, стимулирует активность учащихся, подводит их к теме урока и формулированию целей урока самими учащимися.
Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
- Ребята, урок начну с не совсем обычных вопросов. Ответы запишите в личные карточки.
- Сколько тебе лет?
- Какое сегодня число?
- Который это ряд?
- Сколько человек сегодня в классе?
- Что общего в ваших ответах? К изучению какой части речи мы с вами приступаем? Как вы догадались? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)
- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен.
- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет)
- Чтобы назвать морфологические признаки имени числительного, заполним таблицу. (Заполняется по ходу урока)
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | предмет | Признак предмета | Количество предметов, порядок при счете |
Отвечает на вопросы... | Кто? что? | Какой? какая? какое? какие? каков? | Сколько? какой? какая? какое? какие? |
Чем является в предложении | Любым членом предложения | Определением и сказуемым | Любым членом предложения |
Морфологические признаки | Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение. | Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.) | Количественное или порядковое, падеж, число, род. |
- Прочитайте предложения и обозначьте числительные как члены предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Не хватает седьмого стула.
Рассмотрите рисунок на десятой странице.
Занятия начинаются в восемь часов.
Три и семь – десять.
Разделите шесть на три.
- Каким членом предложения может быть числительное? (Всеми членами предложения).
- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов, называются количественными. Числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте, называются порядковыми.
- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.
(Количественные: два, три, семь, десять, восемь.
Порядковые: седьмого, десятой).
- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением).
- Как отличить числительные от других частей речи?
(Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).
3. Закрепление изученного материала.
Деятельность учителя: дает задания, контролирует их выполнение.
Деятельность учеников: выполняют задания учителя, самостоятельно работают по карточкам.
1) Задание:вставьте пропущенные буквы. Над количественными числительными надпишите букву к, над порядковыми – п. Подчеркните числительные как члены предложения. Выполните указанный разбор.
Санкт-Петербург - один из красивейших г_родов России. По количеству м_стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м_сты города? выт_нуть в одну линию, то общая протяжённость составит одиннадцать километров. Шесть цепных м_стов? были построены в дев_тнадцатом веке.
2)Задание: распределите данные слова в четыре столбика:
Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное | Глагол |
Десять, двойной, удесятерить, десятый, десятка, удваивать, пятерка, двойка, тройной, единственный, первый, два, тройка, сотый, второй, две, три, пятый, тройник, пятак, тройчатка, шестиклассник.
3) Задание:запишите ответы на вопросы, используя числительные.(Работа с интерактивной доской).
1) Сколько лет жил старик со старухой в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
3) Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”?
4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением “очень похожи, одинаковые”?
5) Сколько у капусты одежек?
6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?
7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, сто одежек, два зайца, семь раз).
4) Самостоятельная работа по карточкам (работа с текстом). (Карточка есть у каждого ученика) [Приложение 1]
Задание:
1. Прочитай отрывок из рассказа “Маленький принц” А. де Сент-Экзюпери и заполни таблицу, выписав из текста 10 количественных числительных и все порядковые.
3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных – порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу.
Количественные числительные | Порядковые числительные |
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял.
- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.
- 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731.
- 500000000 чего?
- А? Ты еще здесь? 500000000... Уж не знаю чего... У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7.
- 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа.
Деловой человек поднял голову.
- Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз... вот он! Итак, стало быть, 500000000....
- 500000000 чего?
Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя.
- 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе.
- Это что же, мухи?
- Да нет же, такие блестящие, маленькие.
- Пчелы?
- Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда.
- А, звезды?
- Вот-вот. Звезды.
- 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь?
- 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность.
- Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?
- Что делаю?
- Да.
- Ничего не делаю. Я ими владею.
4. Подведение итогов.
Деятельность учителя: читает лингвистическую сказку, задает вопросы, проверяет уровень освоения материала.
Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по теме урока.
Лингвистическая сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку,- сказал Председатель.- Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: “Много!”, и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
В.Волина
- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами.Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).
- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?
- Что нового о числительном вы узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают числительные?
- Какие морфологические признаки есть у числительных?
- Как отличить числительные от других частей речи?
5. Домашнее задание.
Параграф 59, упр. 345.
6. Рефлексия.
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я понял, что...