Пояснительная записка
(программа рассчитана на детей 9-14 лет)
(срок реализации 1 год )
Программа “Волшебные краски” предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 3 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли. Дети 11-13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания .
Программа кружка рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество - 15 человек.
Цель: Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Основными задачами являются:
- эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;
- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Содержание программы
1. Вводное занятие “Как стать художником?”(1ч.) ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.
2. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки (3ч.)
ТЕОРИЯ: Что такое композиция. Правила её составления.
ПРАКТИКА: Выбор любимой сказки для составления иллюстрации. Составление индивидуального рисунка. Выполнение его в цвете акварелью.
3. “Город мастеров” - работа в технике граттаж (2ч.).
ТЕОРИЯ: Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Освоение техники выполнения, выполнение индивидуального рисунка.
Способ работы проходит несколько этапов: нанесение сырого желтка на лист (2-3 слоя); покрытие поверхности желтка чёрной краской; выцарапывание рисунка зубочисткой.
4. “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(3ч.)
ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.
5. “Монотипия пейзажная” - нетрадиционная техника рисования (3ч.).
ТЕОРИЯ: Правила рисование пейзажа. Понятия отпечатка и оттиска.
ПРАКТИКА: Выполнение пейзажа на половинке листа и оттиск на другой половине.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
6. Приём рисования “по- сырому” или равномерно окрашенному (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие техники “по-сырому”. Использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.
ПРАКТИКА: Упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения работы. Рисование неба и земли.
7. Использование карандашей в рисовании цветов (3ч.).
ТЕОРИЯ: Виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.
ПРАКТИКА: Способы тонировки. Этапы рисования цветов акварельными карандашами. Рисование цветов.
8. Художественный приём “заливка”. Рисование неба (2ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.
ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.
9. Рисование по - сырому. Пейзаж (3ч.).
ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!
10. Многослойная живопись на тему “Африка” (3ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие многослойной живописи. Этапы выполнения техники.
ПРАКТИКА: Тренировка в быстром наложении слоёв друг на друга после полного высыхания. Рисование горного пейзажа, где горные хребты встают один за другим.
11. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография обычная” (1ч.).
ТЕОРИЯ: Способы рисования кляксами.
ПРАКТИКА: Рисование птиц, облаков.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
12. Нетрадиционная техника рисования “Кляксография трубочкой” (1ч.).
ПРАКТИКА: Самостоятельный выбор рисунка.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка.
13. Техника рисования “Свеча + акварель” (3ч.).
ПРАКТИКА: Нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
14. Рисование пальчиками (творческая работа). (1ч.).
ПРАКТИКА: Разработка идеи, творческое выполнение работы.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.
Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
15. Техника рисования “Пуантилизм” (3ч.)
ТЕОРИЯ: Понятие “Пуантилизм”
ПРАКТИКА: Рисование изображения в технике “Пуантилизм”
16. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч.).
ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.
ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.
17. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью (3ч.).
ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.
18. “Подводное царство” - рисование рыбок.
ТЕОРИЯ: Разновидности рыбок. Правила рисования рыб.
ПРАКТИКА: Рисование рыб разного вида. Тренировка построения рыб, рисование подводного мира.
19. Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов.
ТЕОРИЯ: Понятие “стилизация”. Рассмотрение на примерах понятия стилизации.
ПРАКТИКА: Приёмы стилизации образов и предметов. Создание собственных стилизованных предметов.
Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.
ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.
ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.
20. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.
ПРАКТИКА: Творческий подход к коллективному составлению панно.
Средства выразительности: фактура, объём.
Материалы: салфетки или цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, кисть, плотная бумага либо цветной картон для основы.
21. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.
ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.
22. Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.
ПРАКТИКА: Организация выставки работ.
Требования к уровню подготовки
учащиеся должны ЗНАТЬ:
1) разные приёмы рисования;
2) Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;
3) понятие “стилизация”, “пуантилизм”;
4) нетрадиционные техники рисования;
5) воздушную и линейную перспективу.
УМЕТЬ:
1) работать в различной технике рисования;
2) пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
3) самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
4) творчески подходить к выполнению работы.
Учебно-тематический план
№п/п | Дата | Тема | Ко-во час | Содержание контроля знаний и умений | |
план | факт | ||||
1. | Вводное занятие “Как стать художником? | 1 | Знать технику безопасности при работе с различными материалами. | ||
2-4 | “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. | 3 | Знать, что такое композиция, правила её
составления. Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью. |
||
5-6 | “Город мастеров” - работа в технике граттаж. | 2 | Знать этапы выполнения техники граттаж. Уметь выполнять индивидуальный рисунок , соблюдая правила при работе в данной технике. |
||
7-9 | “Чудо – матрёшки” - роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. | 2 | Знать этапы построения матрёшки. Уметь выполнять роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью. |
||
10-12 | “Монотипия пейзажная” – нетрадиционная техника рисования. | 3 | Знать этапы рисования пейзажа. Понятия
отпечатка и оттиска. Средства выразительности:
пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение
пространства в композиции. Уметь выполнять пейзаж на половинке листа и оттиск на другой половине. |
||
13-14 | Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному. | 2 | Знать понятие техники “по - сырому”,
этапы использования приёма для закрашивания
листа сплошным слоем краски. Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли. |
||
15-17 | Использование карандашей в рисовании цветов. | 3 | Знать виды акварельных карандашей.
Правила нанесения акварельных карандашей, их
смешение. Свойства акварельных карандашей. Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов. |
||
18-19 | Художественный приём “заливка”. Рисование неба. | 2 | Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба. | ||
20-22 | Рисование по - сырому. Пейзаж. | 3 | Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома. | ||
23-25. | Многослойная живопись на тему: “Африка”. | 3 | Знать понятие многослойной живописи,
этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. |
||
26 | Кляксография обычная. Рисование природы. | 1 | Знать понятие техники рисования
“Кляксография обычная”,способы рисования
кляксами. Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном. |
||
27 | Кляксография трубочкой. | 1 | |||
28-30 | Техника рисования “Свеча + акварель”. | 3 | Уметь выполнять нанесение свечой рисунка и покрытие его акварелью средствами выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. | ||
31 | Рисование пальчиками (творческая работа). | 1 | Уметь разрабатывать идеи творческой
работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией. |
||
32-34 | Техника рисования “Пуантилизм” | 3 | Знать понятие техники рисования “Пуантилизм”. Уметь выполнять работу в данной технике. | ||
35-38 | Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. | 4 | Знать понятие линейной и воздушной
перспективы, правила линейной и воздушной
перспективы, использования точки схода при
рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы. |
||
39-41. | Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью. | 3 | Знакомить с Хохломской росписью. Знать
основы росписи, её элементы. Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись. |
||
42-43 | “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему | 2 | Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида. |
||
44-46 | Морской пейзаж. | 3 | Знать этапы рисунка рыб, кораллов,
морских животных. Уметь строить композицию, подбирать колорит. |
||
47-50 | Многослойная живопись на тему: “Морская сказка” | 3 | Знать понятие многослойной живописи,
этапы выполнения техники. Уметь выполнять быстрое наложение слоёв друг на друга после полного высыхания. Уметь выполнять морской пейзаж. |
||
51-52 | Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”. | 2 | Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы. | ||
53-55 | Стилизация. Приёмы стилизации образов и предметов | 3 | Знать понятие стилизация, графика, выразительные средства графики. Уметь выполнять приемы стилизации в образах и предметах. | ||
56-58 | Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски. | 3 | Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”. | ||
59-63 | Техника ала-прима. Натюрморт. | 4 | Знать отличия техники от других живописных приемов, уметь составлять композицию натюрморта. | ||
64-65 | Живопись на картоне, камне. | 2 | Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты. | ||
66-67 | “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка. | 2 | Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного. | ||
68 | Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы в кружке. | 1 | Уметь анализировать, сравнивать, видеть преимущества и недостатки в своих и чужих работах. |
Литература
- Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
- Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
- А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
- Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
- Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
- В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
- С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
- Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
- А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009