В нашей школе создана социально-педагогическая служба, основной целью которой является: социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
- Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонение поведения, уровня социальной защищенности адаптированности к социальной среде.
- Обеспечение комфортного проживания в семье и пребывания в школе.
- Профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья.
- Оказание педагогической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.
- Своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся.
Для выполнения поставленных задач в начале учебного года классными руководителями в каждом классе были составлены социальные паспорта класса. В них отражены, к какой категории относится каждая семья (малообеспеченная, многодетная, полная, неполная). На основе паспорта класса составлен социальным педагогом социальный паспорт школы, план работы с организационными мероприятиями для обучающихся, родителей, педагогов.
Особое внимание уделяется учащимся находящихся под опекой, детям – инвалидам, из многодетных, малообеспеченных семей и ученикам других социальных категорий.
Основными формами работы являются:
- социально-групповая работа;
- социальная помощь отдельным учащимся;
- методика и диагностика.
Профилактика правонарушений в школе, как проблема девиантного поведения, ведется по основным направлениям воспитательной работы:
- работа с родителями;
- с неблагополучными семьями;
- кружковая работа;
- работа школьного совета профилактики;
- проведение тематических классных часов;
- ежемесячные встречи с инспектором ГПДН.
В начале учебного года 2011-2012 были выявлены интересы, склонности, потребности учащихся, разработаны программы объединений дополнительного образования.
Ведется профилактическая работа с родителями. Выявлены неблагополучные семьи.
Основные данные социального паспорта школы за прошедший учебный год.
Всего учащихся на начало учебного года 461 человек.
В этом учебном году произошло увеличение количества многодетных полных семей
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
41 | 43 | 56 |
увеличилось число малообеспеченных семей
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
68 | 73 | 143 |
и произошло увеличение детей находящихся под опекой.
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
10 | 11 | 12 |
За этими семьями в течение года велось наблюдение, проводились индивидуальные беседы с детьми и опекунами. В результате проделанной работы, за год ни один ребенок не остался без внимания, защищены права детей на образование и воспитание в нормальной обстановке, своевременно оказана материальная и педагогическая помощь. Занят досуг детей.
Три последних года количество детей из “группы риска” почти остается на одном уровне.
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
9 | 8 | 8 |
Увеличилось число учащихся, стоящих на внутришкольном учете.
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
7 | 7 | 15 |
Произошло уменьшение количества детей, стоящих на учете в ГПДН.
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
6 | 3 | 2 |
В целях улучшения работы с детьми, попавшими “ в трудную жизненную ситуацию” проводятся:
профилактические беседы с инспекторами ГПДН
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
3 раза – 35 человек | 4 раза – 54 человека | 12-312 человек |
совместные рейды с инспектором ГПДН, составляются акты обследования жилищных условий
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
26 рейдов, посетили 72 квартиры | 15 рейдов, посетили 29 квартир | 24 рейда, посетили 51 квартиру |
Положительный результат дает посещение квартир учащихся социальным педагогом и классными руководителями. В 2011-2012 учебном году администрацией школы и классными руководителями были посещены квартиры 31 учащихся.
Не первый год в школе действует система учета и контроля бесплатного питания.
Из таблицы видно, что увеличилось число питающихся детей из многодетных и малообеспеченных семей.
2009-2009 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год |
134 ребенка | 168 ребенка | 202 ребенка |
Активно велась профилактическая работа в этом учебном году классными руководителями.
ФИО классного руководителя | Класс | Семья | Кол-во посещений |
Классными руководителями 5-11 классов раз в месяц проводятся беседы с учащимися по темам:
“Умей, трудиться в коллективе”, “Интересные и безопасные способы время провождения”, “О здоровом образе жизни”, “Питайся правильно”.
Данные классные руководители приглашали родителей в школу для бесед с учителями предметниками, администрацией школы, проводили профилактические беседы по темам: “Как вести себя в школе”, “О вреде курения”, “Вредные привычки и их влияние на растущий организм”, о пропусках занятий и учебе. Классные руководители принимают меры по предупреждению прогулов: учащиеся “группы риска” взяты на учет, контролируют посещение учащимися кружков и секций. У каждого из таких детей есть в классе общественное поручение
Поведение отдельных учащихся рассматривалось на городской КДН:
Школьная комиссия работает в соответствии с планом, в контакте с городской и районной КДН. Заседания проводятся 1 раз в месяц, с приглашением инспекторов ГПДН. На заседаниях рассматриваются вопросы обучения и воспитания: инспектор ГПДН проводил профилактические беседы в 4-х, 5-м, 6-х классах “Об ответственности подростков за правонарушения”, беседовала с учащимися 8, 9, 10 и 11 классов по темам “О поведении”, “О вреде курения”.
У педагогов и учащихся школы налажен тесный контакт с работниками ЦРБ: фельдшер наркослужбы провела беседы по вопросам: “Внимание! Наркомания”, “Табакокурение - вредная привычка”, тестирование на выявление наркотических средств и алкогольной зависимости.
Были выпущены газеты о вреде курения и наркомании, алкоголя.
Работа проводится в системе.
Ученики, входящие в группу риска, в летнее время особенно подвержены асоциальным явлениям. Организуем занятость детей “группы риска”, “трудных подростков” в летний период через: трудоустройство, посещение лагеря дневного пребывания в школе, разновозрастные отряды, различные мероприятия. Не смотря на то, что в школе проводится определенная работа с детьми “из группы риска”, остаются нерешенные проблемы:
- родители не всегда вовремя реагируют на сигналы педагогов;
- трудность возникает при работе с теми семьями, где контроль со стороны родителей за детьми отсутствует;
В 2012–2013 учебном году необходимо решить следующие вопросы:
- своевременно выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной защите и оказать материальную и педагогическую помощь;
- продолжить совершенствовать работу педагогического лектория для родителей;
- продолжить работы по созданию условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей, на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний;
- воспитывать стремление к ЗОЖ;
- создавать условия для самореализации личности каждого учащегося;
- оказывать помощь учащихся в жизненном самоопределении, создавать условия для успешной дальнейшей трудовой деятельности.