"Дифференциация слов с "ъ" знаком и без него". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (899 кБ)


Цели.

Коррекционно-образовательная:

  • определять место ъ знака в слове;
  • учить различать в устной и письменной речи слова с ъ знаком;
  • расширение словарного запаса словами с ъ знаком.

Коррекционно-развивающая

  • развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие зрительного внимания;
  • развитие речеслуховой памяти;

Здоровье развивающий компонент

  • создание благоприятной психологической атмосферы в группе
  • снятие утомления с плечевого пояса и кистей рук (игра “Ёжик” и “Запинка” )

Оборудование

  • мяч игровой
  • массажные мячики для рук
  • рабочие тетради, ручки, простые и цветные карандаши

ИКТ: экран, проектор, ноутбук.

Форма занятия: групповое фронтальное занятие с учащимися 3 классов

Ход занятия

Подготовительный этап

Логопед (Л): Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в Страну знаний. Но прежде чем в путь отправляться, мы должны размяться. Что поможет записать нам то, что мы с вами там увидим и услышим?

Ученики (УЧ): Ручка!

(Л): А что её держит?

(УЧ): Рука!

(Л): Вот с неё-то и начнём! У меня корзинке лежат и “спят” маленькие “ёжики”. Только не колючие, а добрые, ласковые. (Ученики берут из корзинки маленькие разноцветные массажные мячики с мягкими резиновыми шипами)

Игра “Ёжик”

Давайте их аккуратно “разбудим”. Кладём ёжика на левую ладошку, правой закрываем и выполняем движения из стихотворения :

Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну!

Такие же действия произвести с другой ладошкой.

(Л) Чтобы положить “ежика” обратно в корзинку “ спать” нужно вспомнить название осенних и зимних месяцев.

(УЧ) Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль.

(Л) Как звучал последний согласный в этих словах?

(УЧ) Мягко.

(Л) Что делало его мягким ?

(УЧ) Мягкий знак.

(Л) А мы можем его произнести?

(УЧ) Нет, у него нет звука.

(Л) А у какой ещё буквы нет звука?

(УЧ) У твёрдого знака!

(Л) Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(УЧ) ъ знак, слова с ъ знаком.

Работа над темой "Определение места ъ знака в слове"

(Л) Давайте посмотрим на экран и прочитаем тему нашего занятия.

(УЧ) Слайд 1.

А чтобы поближе познакомиться с ъ знаком прочитаем шутливое стихотворение, которое написал известный детский писатель С.Я.Маршак.

(УЧ) Слайд 2.

(Л) Найдите в первой строчке слова, которые отличаются только одной буквой?

(УЧ) СЕЛИ-СЪЕЛИ Слайд 2 клик

(Л) Какой буквой они отличаются ?

(УЧ) ъ знак!

(Л) Запишем эти два слова в тетрадь. Давайте найдем в каждом слове корень.

(УЧ) Сели – сел, съели - ел.

(Л) Что стоит перед корнем -ел?

(УЧ) Приставка с- и ъ знак.

(Л) С какой буквы начинается корень?

(УЧ) С гласной Е.

(Л) Найдите в стихотворении ещё слова с ъ знаком и выпишите себе в тетрадь. Проверка по клику Слайд 2.

Работа у доски и в тетрадях. Слайд 3.

Выделите в них приставку и корень. Подчеркните первую букву в корне. Подчеркните последнюю букву в приставке. А теперь давайте вместе сделаем вывод о том, где в слове может находиться ъ знак.

Слайд 4 все действия по клику.

(УЧ) ъ знак может стоять в слове после приставки и перед корнем, если приставка заканчивается на согласный твёрдый, корень начинается с гласных Е Ё Ю Я.

Закрепление навыков употребления ъ в устной речи

(Л) На каком транспорте мы отправимся в путешествие? Слайд 5

(УЧ) На машине.

(Л) Сегодня в путешествие возьмём глагол ехать. Дополняйте им мои предложения, изменяя его только с помощью приставки. Слайд 6 по клику.

Мы из дома выехали и по дороге поехали. Мимо коз проехали, к горке подъехали, с горы съехали и дальше поехали.

Слайд 7 по клику. К озеру подъехали, по кругу его объехали, на дорогу съехали, дальше проехали и домой приехали.

(Л) В каких словах вы услышали запинку , как будто язычок “споткнулся”?

(УЧ) Подъехали, съехали, объехали.

(Л) Попробуйте произнести слова без этой “запинки”.

(УЧ) Подехали, сехали, обехали. Таких слов нет.

Физ.минутка. “Запинка” (с игровым мячом)

Я произношу слова без “запинки”, а вы возвращаете слово с “запинкой”

изян, обявление, обяснение, сезд, подезд, подехали

Закрепление навыков употребления ъ в письменной речи.

(Л) Чтобы не сбиться с дороги во время путешествия нам нужно обращать особое внимание на дорожные знаки. Слайд 8

Прочитаете внимательно. Найдите дорожные знаки с ошибками. Слайд 8 по клику.

Проверьте себя. Слайд 9

Выпишите дорожные знаки с ъ знаком в правый столбик, а без него – в левый. Посчитайте их количество. (4=4)

(Л) ъ знаку очень понравилось путешествовать вместе с вами. И он просит отгадать слова, в которых он сможет с вами встретиться ещё раз. Слайд 10 по клику.

Ученики подбирают по смыслу синонимичные слова с ъ знаком и запоминают их.

Воспроизводят в тетради по памяти.

Проверка знаний. Итог занятия.

(Л) С какой буквой вы сегодня познакомились?

(УЧ) С ъ знаком.

(Л) Где эта может находиться в слове?

(УЧ) После приставки перед корнем.

(Л) На какой звук должна заканчиваться приставка?

(УЧ) На согласный.

(Л) На какую букву должен начинаться корень?

(УЧ) На гласные ЕЁЮЯ.

(Л) Сейчас перед вами будет записана маршрутная карта. Прочитайте её внимательно, запишите её себе в тетрадь, добавляя где надо ъ знак. Слайд 11

После записи в тетради даётся проверка на доске. Слайд 11 клик. Самостоятельная сверка двух текстов.

Оценка письменной работы в тетради.

Оценка сложности задания учеником. (от 1 до 10 баллов)

(Л) На этом наше путешествие и занятие заканчивается.

Вы сегодня все старались и были молодцы!

Всем спасибо!

Литература

1. М.Б. Антипова, Е.С. Грабчикова “1200 упражнений по русскому языку 1-3 класс”; Минск, ООО “ЮНИПРЕСС”.