Открытый урок окружающего мира в 4-м классе "Растительный покров Севера и проблемы его охраны"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать знания у учащихся о своеобразии растений Севера;
  • развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
  • воспитывать в детях бережное отношение к природе;
  • познакомить со способами сохранения растений на Земле.

Оборудование: карта “Природные зоны”, гербарий, атлас-определитель “ От земли до неба ,энциклопедия “Биология”.

I. Организационный момент

На уроках мы изучали природные зоны Крайнего Севера, тундры

II. Проверка знаний учащихся (Приложение 1).

Зона тундры

  Подзоны   Зональные сообщества
1 Южная гипоарктическая зона 1 Ива полярная, ива монетчатая, мох
2 Северная гипоарктическая зона 2 Мох, гипоарктическая зона лишайники, водоросли.
3 Арктическая тундра 3 Голубика, брусника багульник, кустарничковые березки.
4 Высокоарктическая зона 4 Береза карликовая, береза тощая, береза Миддендорфа, ольха кустарниковая, ива седая

Карточка учащегося (приложение 2).

Задание: соотнесите зональные сообщества к подзонам. Какой зоне что соответствует. Проставьте графе правильный ответ.

Проверка: приложение 1 (слайд 3).

III. Сообщение темы и цели урока

Природа Севера- это уникальные и слабоустойчивые природные комплексы Арктики, которые требуют бережного отношения и охрану природы.

Гибнут растения, некоторые из них просто исчезают. Почему так происходит? Кто в этом виноват?

Как помочь растениям? Вот на эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Для этого вы сегодня поделены на 2 рабочие группы. И для начала предлагаю выбрать вам своего научного руководителя. (Из детского коллектива).

Правила работы с картой:

1. Не загораживать карту при показе, стоять правым боком, держать указку в правой руке.

2. Показывать следует не надпись, а весь объект:

  • острова – полностью
  • полуострова – то, что относится к материку

3. Следует использовать географический язык

Практическая работа

1 задание

1 группа

1. Показать на карте:

а)полярные пустыни

б)арктические тундры

в)северные гипоарктические тундры

г) южные гипоарктические тундры

2. В каком поясе Земли она находится?

2 группа.

1. Рассмотрите гербарии растения тундры. Определите их названия с помощью учебника с. 90-91 ,атласа-определителя “ От земли до неба”.

2. Как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре?

Проверка:

  • I  группа- приложение 1 (слайд 4)
  • II группа - проверка по таблице “Проверь себя!”

2 задание (слайд3-6)

Вы должны в группах выполнить задания и сообщить результаты с выводами классу.

  • 1 группа. Определите какие виды экологических проблем видны на слайдах. Найдите решения данной проблемы.
  • 2 группа. Приведи примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это приводит?

– Какие выводы у вас получились? Пришло время их обобщить. (Вывешиваю на доску)

Вывод.

1. Человек содействует дальнейшему распространению тундры срубая крайние лесные криворосли.

2. Лесные пожары приводят к возникновению безлесья.

3. Нарушение связного растительного покрова для сохранения вечной мерзлоты транспортом (трактор,вездеход).

4. Загрязнение среды.

5 . Неправильный пастбищеоборот.

Охрана растительного мира тундры:

1. Охрана северной границы лесной и кустарниковой растительности.

2. Защита растительного покрова тундры.

3. Использование колесных вездеходов ( дутиков).

4. Правильное составление маршрутов выпаса оленей. (Соблюдение режимов и норм выпасов оленей. )

5. Не допускать загрязнения тундры.

6. Охрана редких и исчезающих видов растений.

IV. Экологическая композиция “ Красная книга”(готовится заранее)

Рисунки и сообщения детей о растениях тундры.

Экскурсия по выставке рисунков с прослушиванием выступлений учащихся по подготовленным сообщениям.

V. Итог урока

Дерево, трава, цветок иль птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Давайте беречь наш дом-природу Севера земли!

Отметки за урок

VI. Домашнее задание

1. Прочитать статью в учебнике “Таймырский заповедник” с. 96-97.

2. С помощью книги “ Зеленые страницы” подбери интересные сведения о каком-нибудь растении или животном леса.

Литература

1. Энциклопедия для детей “ Биология”. М: “ Аванта +”,1996

2. Атлас-определитель “ От земли до неба”.

 Приложение 1. Презентация “Растительный покров Севера и проблемы его охраны”

Приложение 2. Карточка учащегося

Зона тундры

  Подзоны ответ Зональные сообщества
1 Южная гипоарктическая зона   Ива полярная, ива монетчатая, мох
2 Северная гипоарктическая зона   Мох, гипоарктическая зона лишайники, водоросли.
3 Арктическая тундра   Голубика, брусника багульник, кустарничковые березки.
4 Высокоарктическая зона   Береза карликовая, береза тощая, береза Миддендорфа, ольха кустарниковая, ива седая