Цель: воспитание уважительного отношения к семье как к базовой ценности общества.
Задачи: показать роль семьи в жизни человека; раскрыть некоторые основы семейного права; обратить внимание на важность некоторых моментов семейной жизни.
Оборудование: карточки с заданиями, тесты, контракты, объявления, документы, высказывания, книги, схемы, рисунок, репродукция на картину Федотова “Сватовство майора”.
Эпиграф на доске:
“Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Л.Н.Толстой
Оформление доски
- 2008 год – Год Семьи.
- Тема “Планирование семьи”.
Знакомство
Здравствуйте! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Надеюсь, что наше сотрудничество будет приятным.
Прошу вас сесть парами (мальчик и девочка).
1. Вступление
В народе ходит такая поговорка, что в жизни нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Если человек не успел в своей жизни сделать что-либо из этих пунктов, значит, он зря прожил свою жизнь.
Каждый человек в жизни должен найти свою “половинку”, чтобы создать семью, продолжить свой род. Для этого нужно выйти замуж или жениться. Но есть пословица “Замуж выйти не напасть, вот как бы замужем не пропасть”.
Мы сегодня будем говорить с вами о планировании семьи.
Через несколько месяцев вы окончите школу и перед вами будут несколько дорог: учёба, работа, армия, семья. Вот мы постараемся решить проблему: как заранее спланировать семью и возможно ли это?
Семья – величайшая ценность для каждого человека. Это понимают все. Но настоящую семью могут создать люди, подготовленные не только к праздникам семейной жизни, но и к её будням, умеющие не только танцевать и веселиться, но и хорошо работать, растить детей, содержать дом...
А самое главное условие создания счастливой семьи – любовь. С этого чувства и начинается путь к настоящему семейному счастью.
Л.Н.Толстой сказал “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”.
Вопрос к детям. - И что же такое семья?
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большими и дружными 7 –я – если сейчас представить семью из 7 человек, это большая редкость. А в старину это была обычная семья: три поколения жили под одной крышей, занимались ведением домашнего хозяйства, и все слушались хозяина дома.
Но сейчас современные семьи - это 3-4 человека, то есть два поколения, родители и двое, а, то и один ребёнок, а дедушки, бабушки живут отдельно. И уже нет того послушания, которое мы можем увидеть в романе М.Шолохова “Тихий Дон”. Вспомните момент, где старый казак Пантелей Прокофьевич Мелехов решает женить своего беспутного сына Григория.
Показ отрывка из кинофильма “Тихий Дон”.
Вопрос к детям. - Что можно сказать, посмотрев отрывок из фильма?
- Семья создаётся без любви.
– Чего ждать от этого союза?
Вывод. Насильно мил не будешь!
2. Мы сейчас живём по-новому, современному. Никто нас не заставляет насильно жениться. Представьте, что вы собираетесь создавать свою семью, давайте пройдём все этапы добрачного периода.
Этапы
1. Знакомство.
2. Первое свидание.
3. Ухаживание.
4. Сватовство.
5. Помолвка.
6. Венчание, регистрация.
Это несколько лет или один год, но зато как красиво, романтично. Писались письма, сочинялись стихи, проверялись чувства.
Задание детям. Представьте, что вы проводили служить в Армию своего парня и пишите ему письмо, а он вам. Напишите небольшое письмо друг другу. (Задание на 3 минутки).
А вот что писали в древности:
“О вашей красоте в стихах молчу
И, чувствуя глубокое смущенье,
Хочу исправить это упущенье
И к первой встрече памятью лечу”.
(Лирика Петрарки)
А что получилось у вас?
(Зачитываются по желанию два письма от мальчика и девочки).
Но сейчас таких романтиков мало, все стараются познакомиться через интернет или по объявлению.
Вот, сейчас попытаемся составить объявление для знакомства. Текст пишется в непроизвольной форме, в нём нужно рассказать о своих основных достоинствах, не только внешних, но и внутренних.
Объявление (пример)
Высокая, красивая, голубоглазая блондинка средних лет желает познакомиться с одиноким мужчиной от 45 до 50 лет для серьёзных отношений.
Если Вы любите деревенскую тишину, если Вы соскучились по крестьянскому труду, откликнитесь!
О себе: материально обеспечена, образование высшее, имею домик, огород, хозяйство. Увлекаюсь вязанием, кулинарией, виноградарством.
(Творческая работа детей и через 3 минуты по желанию учащиеся 2-3 человека зачитывают свои объявления.)
Создание семьи – это ответственное событие в жизни людей, порождающее новые права и обязанности супругов.
Я предлагаю вам проверить себя и решить тест на совместимость. Мальчики выполняют тест “Идеальный муж”, а девочки – “Идеальная жена” и отдаём их психологу, а в конце занятия она подведёт итог. (Приложение №1)
Идя современными методами к образованию семьи, мы подошли к очень важному моменту, не только новому и модному, но и важно необходимому – это заключение брачного договора – контракта.
У американской писательницы Александры Рипли в романе “Скарлет” есть такие слова: “Пусть твой адвокат встретится с моим адвокатом насчёт контрактов. Для свадьбы я выбираю конец сентября. После праздника урожая”. Это было более ста лет назад.
Если мы посмотрим на картину русского художника Федотова “Сватовство майора”, то увидим невесту, которую насильно хотят отдать замуж. А майор старый “мот” и “кутила”, ему нужно приданное, он должен раздать долги...
А был бы контракт?
Я предлагаю вам попытаться составить этот контракт. У вас на парте два контракта и задача-ситуация. Если вы придёте к общему мнению, то напишите один контракт, а если мнения разойдутся, то каждый пишет свой. (Приложение №2, приложение №3)
Индивидуальная работа. Составление брачного контракта.
(Через пару минут контракты сдаются психологу).
Закрепление. Решение задачи.
Мужчина прожил с женой в браке 15 лет. Жена не работала, все деньги в семью приносил муж. В семье рос сын, в воспитании которого большую роль играл отец. На средства, заработанные за 15 лет семейной жизни, были приобретены 1-комнатная квартира, мебель, вся одежда.
Поссорившись, муж решил начать бракоразводный процесс. Суд принял следующие решения: сына, не смотря на протесты отца, оставили матери; совместная собственность была поделена между бывшими супругами поровну.
Справедливо ли решение суда? Какое решение можете принять вы?
Вывод. А если бы был брачный контракт, то тогда не нужно было бы прибегать даже к услугам суда.
“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”. А. Шопенгауэр. (Приложение №4, у детей на партах высказывания мудрых людей и они по ходу работы подбирают нужное и зачитывают).
Иногда возникают непредвиденные ситуации, когда нужно обратиться к закону.
И права, и обязанности супругов можно узнать в документах: Семейный и Гражданский Кодекс, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка.
Здесь вы узнаете:
Поэтому рекомендуется перед образованием семьи пройти консультирование по медико-генетическим вопросам.
3. Семью мы создали, все формальности выполнили и появляются “цветы жизни” - дети.
Перед родителями появляются права и обязанности по отношению к детям.
Где мы можем узнать об этих правах и обязанностях?
(Семейный кодекс РФ).
Какие обязанности у ваших родителей по отношению к вам?
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, причём в равной мере несут ответственность. Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
На родителей возлагается защита прав и интересов детей.
И вот тут чаще всего начинаются проблемы.
Какие проблемы появляются у молодых родителей?
Не хватает средств, дети часто болеют, родители ещё молодые, желают развлечься, а детей не на кого оставить.
Как решаются такие проблемы, нам поможет легенда.
В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал одно лишь слово. Какое?
Это слово - ТЕРПЕНИЕ.
Наряду с родительскими правами и обязанностями существуют также права и обязанности у детей.
Какие у вас права? Кстати, это будут права и ваших детей.
В Конвенции выражены основные права ребёнка: жизненные, экономические, географические, этнические, юридические, политические, моральные, защитные, развивающие, право на участие.
Права то у вас есть, а вот какие у вас обязанности?
До 18 лет дети просто помогают родителям, морально поддерживают их, а вот с 18 лет их обязанности приобретают юридическую силу.
Зачем появилась необходимость законодательного закрепления таких правил?
Одна из заповедей Христа гласит: “Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо”.
В послании апостола Павла сказано почитай, а не люби. Чувствуете разницу? Речь идёт о долге перед родителями. Любить можно безотчётно. Долг же требует осмысления и душевной работы.
В современном обществе понятие долга родителей перед детьми и детей перед родителями утеряно. И чтобы обратить внимание общества на эту проблему, чтобы напомнить, что семья – это важное составляющее жизни людей, не случайно 2008 год объявлен Годом Семьи!
“Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец”.
Видите, ребята, как много зависит от вас.
В нашей стране семья находится под защитой государства. Государство проявляет заботу о семье путём различных мер по её социальной поддержке.
Что вы знаете о последних или новых законах помощи семьям?
Ипотека на жильё, компенсация за второго ребёнка.
Каждый год в нашей стране прибавляется число супружеских пар, но и число разводов растёт. Даже по нашему району статистика неумолима. (На доске данные по району из отдела ЗАГСа).
Почему так много разводов?
Ребята, люди разводятся чаще всего из-за того, что не узнали лучше друг друга.
Вот сейчас наш психолог подведёт итог вашему тесту на совместимость. Психолог проверила тесты и выбрала совместимые, получилось 3 пары.
У педагога Сухомлинского есть замечательные слова: “Не утешайся трескучей фразой, что с милым и в шалаше рай. Брак не только духовный, но и материальный союз. Собираясь создать семью, подумай, насколько ты независим материально, сумеешь ли ты одеть, укрыть и накормить свою подругу”.
Видите, ребята, как много нужно знать для того, чтобы создать семью. Планирование – это серьёзная работа, но и без семьи жить нельзя.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Рефлексия.
Ребята, спасибо вам за работу, я рада была с вами сотрудничать и хочу подарить вам каравай. Когда человек один, то он возьмёт с собой в путь кусок хлеба, а когда человек с семьёй, он возьмёт целый каравай и не один, а это совсем другой вкус и разная начинка.
Список литературы.
- Журнал “Классный руководитель” № 2, 2005 г.
- Журнал “Классный руководитель” № 1, 2007 г.
- Статьи семейного кодекса РФ.
- Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова. Москва “Просвещение” 2005 год.
- Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Я.В.Соколова “Граждановедение”. Научно-внедренческий Центр “Гражданин”, 1996 год.