ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема пробуждения и развития интереса к изучению русского языка есть одна из самых важных в современном образовании. Помочь в её разрешении призвана планомерная, систематическая внеклассная работа по русскому языку, которая в настоящее время приобретает большую актуальность.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость проведения внеурочной деятельности по русскому языку.
Программа кружка "Звуки, буквы и слова" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать обучающимся 5 класса, что мир слов родного языка увлекателен, разнообразен, неисчерпаем, что важнейшим средством человеческого общения является его звуковой язык, или язык слов.
В устной речи звуки мы воспринимаем слухом, а в письменной – передаем посредством начертания букв. Полного соответствия между письмом и звуковой стороной языка не бывает. Поэтому в процессе обучения русскому языку необходимо проводить сопоставление звуков и букв.
К звуковым средствам языка относятся звуки речи, слоги, ударение, интонация. Главное место среди них занимают звуки речи: это основное средство оформления языка.
Без знаний по фонетике нельзя освоить правила написания слов, грамотно провести морфемный разбор, освоить грамматику, поэтому тематика кружка выбрана не случайно.
Программа рассчитана на 17 часов. Сроки её реализации - II полугодие 2012-2013 учебного года.
Цель: формирование навыков устной и письменной речи; обеспечение языкового развития обучающихся.
Задачи:
- расширить объём сведений по разделу “Фонетика. Графика”;
- научить анализировать звуковой и буквенный состав слова, четко разграничивая понятия “звук” и “буква”;
- развивать орфографические навыки обучающихся;
- формировать приемы самостоятельной работы;
- воспитывать ответственность, самостоятельность.
Организация внеурочной деятельности школьников основывается на следующих принципах: добровольности, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к обучающимся.
Данный курс рассчитан на обучение пятиклассников. К концу изучения курса обучающиеся должны знать:
- Звуки речи. Произношение звуков
- Различие между буквой и звуком.
- Назначение транскрипции.
- Слоги, типы слогов, правила переноса.
- Фонетические процессы: оглушение, озвончение, упрощение групп согласных.
- Орфографические правила, связанные с разделом лингвистики “Фонетика”.
Должны уметь:
- Различать звуки и буквы.
- Акцентировать ударные слоги.
- Транскрибировать слова и предложения.
- Различать фонетические процессы.
- Выполнять фонетический разбор слова.
- Правильно писать слова на изученные правила.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Понятие о речи. Речь устная и письменная.
- Фонетика и графика. Звуки речи. Различие между буквой и звуком.
- Гласные звуки.
- Согласные звуки. Различие между произношением гласных и согласных звуков. Транскрипция, транскрибирование.
- Фонетические процессы: оглушение звонких парных на конце и перед глухими; озвончение глухих согласных перед звонкими (кроме сонорных и [в], [в'] ); упрощение групп согласных (здн, стн, стл, рдц, лнц). Особенности произношения глаголов на –тся, -ться.
- Слоги (открытые, закрытые; прикрытые, неприкрытые; ударные, заударные, предударные). Правила переноса.
- Фонетический разбор.
- Интонация.
- Орфография: правописание безударных гласных в корне слова, правописание согласных, ь для обозначения мягкости согласных.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Речь устная и письменная | 1 | |
2 | Загадки фонетики. Звуки речи | 2 | |
3 | Загадки графики. Буквы. Орфография | 1 | |
4 | Транскрипция | 1 | |
5 | Фонетические процессы. Орфография | 3 | |
6 | Фонетическая выразительность речи. Ассонанс и аллитерация | 2 | |
7 | Слоги. Правила переноса слов | 2 | |
8 | Интонация и ударение | 1 | |
9 | Фонетический разбор | 2 | |
10 | Занимательная фонетика | 1 | |
11 | Подводим итоги! | 1 | |
ИТОГО: | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Тема № 1. Язык – средство общения. Письменное и устное общение.
Развивающие задания на развитие внимания и быстроту реакции.
I. Верны ли утверждения? (Да или нет?)
Я утверждаю:
- Устное общение создается в момент говорения, на глазах у всех.
- Говорение и слушание –письменное общение.
- При письменном общении есть возможность отбора точных языковых средств.
- При устном общении используется голос, темп, тон, громкость. Жесты, мимика.
- Письмо и чтение – признаки письменного общения.
- При письменном общении нет возможности редактировать текст
II. Составьте фразу.
Составьте осмысленную фразу из отдельных слов, данных в начальной форме.
Вы получите высказывание М. Горького. Запишите это высказывание.
Язык, чтобы, надо, писать, хорошо, знать, свой, родной, хорошо.
Тема № 2. Фонетика – наука о звуках. Фонемы. Звонкие и глухие “двойняшки”. Звонкие и глухие “одиночки”. Твердые и мягкие “одиночки”. Мягкие и твердые согласные фонемы – различители смысла. Фонема [й']. Русский фонетический алфавит.
Развивающие задания.
1. Основные понятия фонетики.
- Раскройте смысл перечисляемых усвоенных понятий по толкованию. Что это?
- Гласный звук, на который падает ударение.
- То, из чего состоят гласные звуки.
- То, что мы произносим, когда говорим.
- Всегда звонкие согласные – это звуки...
2. Игра с фонемами
- Из каждого слова выньте по одной фонеме.
Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем
получилось новое слово.
Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран. - Добавьте к каждому из данных слов одну фонему,
чтобы получилось новое слово.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус
III. Метаграммы.
IV. Решение пропорций.
Тема № 3. Буквы. История алфавита. Две азбуки: глаголица и кириллица. Современное название букв. Буквы Ъ и Ь. Разделительный Ъ. Ь – буква-“актер” Гласные буквы-“артистки”: е, ё, ю, я.
I. Развивающие задания.
Что пропущено?
- ч-? - ? – ъ - ? – ь - ? –ю - ?
- а - ? - ? – и - ? – у - ? – э - ? – я.
О чем идет речь?
- 10 гласных, 21 согласная, буквы Ъ и Ь знаки
- Эти буквы обозначают 2 звука, если стоят в начале слова
- Эти буквы - “артистки”.
I. Лингвистические задания
- Составьте слова из современных названий букв нашего алфавита.
- Объясните старые выражения: поставить столы покоем; не зная аза, тычет ижицей.
- Напишите числа буквами кириллицы: 15, 18, 24, 94, 105.
Тема № 4. Транскрипция. Отражение на письме звукового облика слова с помощью транскрипции.
Практические задания
- Затранскрибируйте слова: сварить, баянист, знание, устный
- Затранскрибируйте фразу: На солнце золотом сияет дождь летучий (В. Набоков)
- Объясните смысловое различие между словами: все-всё, се'ла-сёла, поем-поём....
- Из данных пяти пословиц выпишите выделенные слова и составьте из них шестую. Изменять слова не нужно.
Бывает и на старуху проруха.
Без кота мышам масленица.
Не было печали, так черти накачали.
Радость горю не попутчик.
Затранскрибируйте эту пословицу.
Тема № 5. Изменения звуков в потоке речи (фонетические процессы). Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками : оглушение звонких парных на конце слова и перед глухими; озвончение глухих парных перед звонкими. Проверяемые согласные в корне слова.
Упрощение групп согласных в словах с непроизносимыми согласными: здн, стн, стл, рдц, лнц,нтг. Непроизносимые согласные в корне слова.
Развивающие задания
- Запишите в транскрипции слова, показывая озвончение или оглушение согласных: отговорить, косьба, молотьба, сглазить; всё, сказка, ножка, рыбка, мороз.
- Известно, что произношение звуков зависит от
того, какой у них
“сосед”. Прислушайтесь, в каких словах буква С обозначает звук [с], а в
каких – другие звуки: просьба, сшить, сжечь, слушать, синий. - Замените каждое словосочетание одним словом: принимать участие, оказывать шефскую помощь, испытывать чувства, издавать свист, издать хруст.
- Подберите к существительным однокоренные прилагательные: ненастье, крепость, прелесть, бескорыстие, гигант, опасение, доблесть, радость, счастье, известие, ужас, скорость, ясность, интерес.
- Орфографический анализ текста.
- Составление кроссворда.
- Запись в транскрипции стихотворного текста
- Запишите слова, буквы которых кроются под следующими цифрами.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Тренируем внимание.
о ф в м б к у а е з т н л э р й 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1)3-1-6-10-8-13
2) 2-7-11-5-1-13
3)14-6-10-8-4-9-12
4) 3-11-1-15-1-16
- Сделайте фонетическую запись всех слов.
- Какое явление наблюдается в корнях этих слов?
Тема № 6. Фонетическая выразительность речи. Подбор слов близкого звучания. Повторение согласных звуков – аллитерация. Повторение гласных звуков – ассонанс.
Практическая работа с поэтическими текстами.
Тема № 7. Слоги. Слогораздел. Деление слов на фонетические слоги не всегда совпадает с делением слов для переноса.
Практическая работа.
Тема № 8. Ударение как средство смыслового различия слов. Особенности русского ударения. Интонация. Роль интонации в общении.
Практическая работа.
Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро”: Мороз и солнце, день чудесный... с разной эмоциональной окраской:
1. Так, как будто вы читаете дневник метеоролога.
2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно.
3. Как завзятый конькобежец, который отправляется на каток и потирает руки от удовольствия.
4. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо
вчерашней метели с ее грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ним полюбоваться неожиданной переменой в природе.
Игра “Правильное ударение”
ТЕМА № 9. Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ) Последовательность действий. Устный и письменный разбор. Частичный разбор. Умение слышать слово.
Задания:
- Назовите гласные и согласные звуки в словах....
- Чем отличаются приведенные слова по звуковому составу?
- Охарактеризуйте устно согласные звуки.
- Охарактеризуйте устно гласные звуки.
- Какими буквами обозначены согласные звуки в словах..
- Выполните фонетический разбор слов...
- Прочитайте загадки, назовите отгадки и произведите их фонетический разбор.
Тема № 10. Занимательные задания по фонетике. Ребусы. Загадки-шутки. Кроссворды. Задачи. Игры. Метаграммы. Шарады. Головоломки. Логогрифы. Чистоговорки. Скороговорки. Час занимательной игры.
Тема № 11. Итоговое занятие-праздник. Вручение сертификатов
Литература
- Арсирий А.Т., Дмитриева С.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 1. М.: Учпедгиз. 1963.
- Голуб. И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки. Буквы. Слова. М.: Мич. Столетие. 1998.
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М.: Просвещение. 1991.
- Леденева В.В. Фонетика. Тематическая тетрадь. М.: Дрофа. 2003.
- Львов В.В. Как изучать фонетику в средней школе // Русский язык в школе 1993. № 2
- Моисеев А.И. Русский язык. Фонетика. М.: Просвещение. 1980.
- Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Издательство “Экзамен”. Москва, 2013.