Цель: ознакомление с определением смежных и вертикальных углов, открытие и доказательство свойств смежных и вертикальных углов, формирование первичных умений, связанных со свойствами смежных и вертикальных углов.
Оборудование: электронное издание и рабочая тетрадь “Наглядная планиметрия”, ПК, мультимедиа-проектор.
Место проведения урока: компьютерный класс.
План урока
Этап урока | Форма организации | Время |
1. Организационный момент, актуализация базовых знаний | Фронтальная работа | 2 мин |
2. Ознакомление с определением смежных углов | Фронтальная работа с использованием материалов электронного издания “Наглядная планиметрия” в демонстрационном режиме | 1+4 мин |
3. Лабораторная работа на открытие свойства смежных углов | Одновременная индивидуальная или парная работа учащихся с ИГС | 7 мин |
4. Ознакомление с определением вертикальных углов | Одновременная индивидуальная или парная работа учащихся с ИГС | 1+2 мин |
5. Лабораторная работа на открытие свойства вертикальных углов | Одновременная индивидуальная или парная работа учащихся с ИГС | 6 мин |
6. Доказательство свойств смежных и вертикальных углов. | Фронтальная работа | 10 мин |
7. Решение задач | Фронтальная и индивидуальная работа учащихся | 10 мин |
8. Подведение итогов урока | Фронтальная работа | 2 мин |
Ход урока
1. Организационный момент, актуализация базовых знаний.
Сегодня на уроке мы должны:
- познакомиться с определениями смежных и вертикальных углов,
- открыть и доказать свойства смежных и вертикальных углов,
- научиться решать задачи, связанные со свойствами смежных и вертикальных углов.
Вспомним определение угла, единицы измерения углов, инструменты для построения углов в тетради и в ИГС, определение биссектрисы угла и её построение
2. Ознакомление с определением смежных углов.
а. Просмотр ролика из электронного издания - тема “Смежные углы”.
б. Работа с определением смежных углов:
в. Построение смежных углов – индивидуальная или парная работа на компьютере, электронное издание и рабочая тетрадь “Наглядная планиметрия”.
Упражнение 2
Построй 2 смежных угла так, чтобы их общая сторона проходила через точку C и сторона одного из углов совпадала с лучом AB.
3. Лабораторная работа на открытие свойства смежных углов
Ход работы
1. Построй угол смежный углу а, если а: острый, прямой, тупой.
2. Измерь величины углов.
3.Данные измерений занеси в таблицу.
4. Найди соотношение между величинами углов а и .
5. Сделай вывод о свойстве смежных углов.
№ опыта | Величина угла а | Величина угла |
1 | Острый | |
2 | Прямой | |
3 | Тупой |
4. Ознакомление с определением вертикальных углов
а. Просмотр ролика из электронного издания - тема “Вертикальные углы”.
б. Работа с определением вертикальных углов:
5. Лабораторная работа на открытие свойства вертикальных углов.
Ход работы:
1.Построй угол ? вертикальный углу а, если а:
острый, прямой, тупой.
2.Измерь величины углов.
3.Данные измерений занеси в таблицу
4.Найди соотношение между величинами углов ? и ?.
5.Сделай вывод о свойстве вертикальных углов.
№ опыта | Величина угла | Величина угла ? |
1 | Острый | |
2 | Прямой | |
3 | Тупой |
6. Доказательство свойств смежных и вертикальных углов .
7. Решение задач
а) Решение задач на готовых чертежах
1. Найти углы АОВ, АОD, COD.
2. Найти углы BOC, FOA.
3. Найди на рисунке смежные и вертикальные углы. Пусть известны величины двух углов, отмеченных на чертеже, 28? и 90?. Можно ли найти величины остальных углов, не выполняя измерений?
б) Решение задачи №6 (электронное издание и рабочая тетрадь “Наглядная планиметрия”)
8. Подведение итогов урока
Д.З. п.11, р.т. с. 22 задачи № 3, 4, 5.
Дополнительное задание:
1) Найти рисунки, фотографии с примерами смежных и вертикальных углов
2) Исследование:
Начерти треугольник, четырехугольник и пятиугольник. Для каждого внутреннего угла построй по одному смежному (рис). Для каждой фигуры найди сумму всех построенных углов, смежных с внутренними углами. Какую гипотезу можно высказать?
_________________________________________________________________
Исследование проведено в программе GEONExT. Ученики дома проводят компьютерный эксперимент, выдвигают гипотезу: “сумма всех углов, смежных с внутренними углами, взятых по одному при каждой вершине равна 360”.
При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.
_________________________________________________________________
Данное исследование может быть продолжено с учащимися, проявившими интерес к изучению геометрии.
Несмотря на то, что тема “сумма внутренних углов выпуклого многоугольника” не входит в курс седьмого класса, ученики смогут под руководством учителя получить данную формулу.
Основываясь на формуле суммы внутренних углов выпуклого многоугольника, ученик доказывает, что сумма всех углов, смежных с внутренними углами, взятых по одному при каждой вершине, равна 360 для любого выпуклого многоугольника.
_________________________________________________________________
Данное исследование может быть усложнено: “Построй пятиконечную и семиконечную “звёздочки”. Для каждого из углов “звёздочки” построй смежный, измерь его и найди их сумму”.
Главной образовательной целью компьютерной поддержки обучения геометрии является реализация системно-деятельностного подхода, направленного на развитие исследовательской деятельности учащихся средствами ИГС, что мы и продемонстрировали в данной работе.
Литература
- Безумова О.Л., Овчинникова Р.П., Троицкая О.Н и др.Обучение геометрии с использованием возможностей GeoGebra: учебно-методическое пособие. - Архангельск: КИРА, 2011
- Геометрия, 7-9 : Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.19-е изд. М.: Просвещение, 2009.
- Математика. 6 класс. Часть 1.- изд. 2-е переработанное/ Г.В.Дорофеев, Л.Г.Петерсон.- М. Издательство “Ювента”,2010.
- Рабочая тетрадь по геометрии: 7 класс: к учебнику Л.С.Атанасяна и др. “ Геометрия. 7-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений”/Ю.А. Глазков, П.М.Камаев.-М.:Издательство “Экзамен”,2011
- Розов Ш.Х., Ягола А.Г., Сергеева Т.Ф., Сербис И.Н. Наглядная планиметрия. Рабочая тетрадь для 7 класса. -М.: Факультет педагогического образования МГУ им.М.В. Ломоносова, 2010.
- Цукарь А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7 класса. - М.: Просвещение, 1998.