Родительское собрание с учениками "Я выбираю профессию"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цели:

  • Сориентировать учащихся на правильный выбор будущей профессии с учётом их способностей и психологических особенностей.
  • Проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.

Самый несчастный из людей тот,
для которого в мире не оказалось работы.
Томас Карлейль

Уважаемые родители, ребята, сегодня наш разговор пойдет о самостоятельном и сознательном выборе профессии.

Термин “профессия” происходит от латинского корня, означающего “объявлять своим делом”, “говорить публично”, то есть означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Выбор профессии сложен, от него зависит успех в работе и карьерный рост. Выбирая себе профессию, человек должен заранее представлять ее специфику и возможные трудности.

Прежде чем определиться с профессией, нужно дать себе правильную оценку и понять, что вас больше интересует, также зная собственные склонности, реально оценить свои возможности.

Я вам предлагаю разбиться на две команды – Родители и Ученики – и составить модели выбора профессии.

Ученики должны составить модель “Я выбираю профессию”, т.е. разработать план действий при выборе той или иной профессии, указать, что необходимо учитывать при выборе профессии. Родители составляют модель “Ребенок выбирает профессию”, т.е. советы родителей и их план действий.

Защита моделей.

Самое главное – выбрать профессию так, чтобы в будущем она приносила удовольствие.

Существует несколько способов выбора профессии:

  • Метод проб и ошибок, когда человек пробует себя в разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни....
  • Изучения себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.
  • Выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.

- Какой из данных способов выбрали бы вы и почему?

- Что посоветуют родители?

- Где можно почерпнуть информацию о профессиях и профессиональных учебных заведениях?

Информацию о профессиональных учебных заведениях можно получить:

  • в справочниках для поступающих в учебные заведения
  • в Интернете
  • в рекламных объявлениях
  • при посещении учебного заведения.

- Какие ошибки допускают выпускники при выборе профессии?

Наиболее типичные ошибки выбора профессии:

  • Выбор профессии за компанию
  • Отождествление учебного предмета с профессией
  • Отсутствие существенной информации о профессии или специальности
  • Ориентация сразу на профессию высокой квалификации
  • Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии
  • Недооценка своих физических и психологических особенностей
  • Выбор ближайшего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии.

Любая профессия предполагает, что человек, избравший ее, обладает определенными качествами и способностями. Я вам предлагаю провести тест, который поможет определить какая группа профессий вам ближе.

Тест на профпригодность.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьёй или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовал бы полную свободу;

б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;

в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.

5. В своё свободное время ты любишь:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой “а” оцениваются 1 баллом, “б” - 2, “в” - 3 баллами.

Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотхозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.

Если вы чаще ставили галочки возле буквы “б” и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!

Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.

- Совпадают итоги анкетирования с вашим выбором?

- Есть среди вас те, кто внесет корректировку в свой план действий по выбору профессии после нашей беседы?

Закончить наше собрание мне хочется словами Виктора Гюго: "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

Действительно большую часть жизни мы проводим на работе. Поэтому важно, чтобы она не стала тяжёлой повинностью, а была бы нужным и интересным делом.