Цели: познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер); закрепить представления о составе числа 10. Умение ориентироваться на плане.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный.
Ход занятия
1 Формирование представлений о символах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока нас не было, в группе какой-то злой волшебник заколдовал наш игровой уголок. Чтобы его расколдовать нам необходимо найти ключ от волшебного замка. Найти ключ нам поможет карта с условными обозначениями.
Воспитатель: Изучив карту, кто может сказать, где находится ключ?
Дети: Начинаем путь от пирамиды, проходим мимо кукольного уголка, поворачиваем на налево, проходим мимо аквариума с рыбками, вдоль шкафа до входной двери, поворачиваем налево, идём к телевизору, поворачиваем налево, идём к книжной полке, там спрятан ключ.
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, игровой уголок расколдовали! Ребята, а что помогло вам правильно сориентироваться на плане, найти нужную дорогу?
Дети: Условные значки, которые нарисованы на плане: пирамида, аквариум, шкаф, дверь, телевизор, книжная полка.
Воспитатель: Свои значки есть и для обозначения разных признаков предметов. Волшебник оставил нам задание: по условным обозначениям распределить геометрические фигуры в обручи. Ребята, вам нужно разделиться на две команды. Что будет собирать первая команда “Умейки”?
Воспитатель показывает карточки, на которых нарисованы символы (цвет, форма и размер геометрических фигур).
Дети: Большие, жёлтые прямоугольники.
Воспитатель: А, какие фигуры будет собирать вторая команда “Рассуждайки”?
Дети: Маленькие, зелёные квадраты.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, вы все справились с заданием!
Воспитатель: Волшебник ещё приготовил нам задания. Каждый возьмите себе по одной цифре (от 1 до 10). Первое задание: построиться по порядку от 1 до 10 и назвать свой порядковый номер. Второе задание: построиться в порядке убывания: от 10 до 1.
Воспитатель: Молодцы, вы выполнили без ошибок все задания волшебника!
2. Закрепление представлений о символах.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему волшебник заколдовал наш игровой уголок?
Дети: Потому что он одинокий.
Воспитатель: Ребята, а хорошо быть одиноким?
Дети: Нет, это очень грустно, не с кем поговорить, поиграть в игрушки.
Воспитатель: Ребята, у нас большая дружная семья и нам очень хорошо вместе, и давайте пригласил волшебника к нам в гости, напишем ему письмо. Волшебник живёт в стране, где поминают только язык символов, поэтому письмо ему нужно написать с помощью условных обозначений (символов). Каждое слово в письме мы зашифруем символом.
На доске:
- Мы – большой коричневый треугольник.
- Дружить – большой синий квадрат.
- С – зелёная дуга.
- Приглашаем – большой жёлтый прямоугольник.
- Тобой – зелёная галочка.
- В – маленький зелёный треугольник.
- Гости – большой красный круг.
- Хотим – маленький зелёный круг.
Воспитатель: Составьте из слов предложения.
Дети: Мы хотим с тобой дружить. Приглашаем в гости.
Дети выполняют задание: зашифровывают письмо.
Воспитатель собирает все письма в конверт, подписывает адрес.
Воспитатель: Я пойду на почту и отправлю это письмо, а когда волшебник его получит, то он обязательно приедет к нам в гости.
3. Итог
Воспитатель: Что нового сегодня вы узнали на занятии? Какие задания вам понравились? Что вызвало затруднение?