Задачи: продолжать знакомить детей с поведением медведя зимой, особенностями его повадок (спит зимой в берлоге), воспитывать интерес к живой природе, сочувствие к проснувшемуся мишке, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат в процессе звукоподражаний, активизировать словарь детей, вводить в речь новые понятия (зима, мороз, берлога), способствовать повышению эмоционального тонуса у детей.
Предварительная работа:
- рассматривание игрушки и иллюстрации медведя ;
- чтение сказок “Три медведя”, “Маша и медведь”;
- театрализованное обыгрывание стихотворений;
- знакомство с пальчиковой гимнастикой;
- наблюдение на прогулке за выпавшим снегом и другими изменениями в природе зимой.
Материалы: игрушка медведь, выстиланная сухой травой или подстилочкой коробка, мелки, рисунок спящего медведя на мольберте и раздаточные листы с таким же рисунком по количеству присутствующих детей, карандаши.
Ход игрового взаимодействия
Воспитатель вносит в группу коробку, в которой спрятался игрушечный медведь, поднимает крышку и с удивлением показывает её детям. “Ребята, что случилось? Посмотрите, Мишутка залез в коробку и спит днём. Давайте его разбудим. Воспитатель (с ребятами) достаёт медведя из коробки, затем имитирует его плач. “Почему Мишутка расплакался? Ребята, я догадалась! Он любит, когда ему тепло. А сейчас на улице тепло или холодно? (Ребята отвечают: “Холодно”). Почему земля стала белой? (Ребята вновь отвечают: “Выпал снежок”). Какое время года наступило? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель подсказывает: “Зима”).
Затем воспитатель предлагает детям ещё раз повторить, какая она, зима и проводит разученную заранее пальчиковую игру о зиме:
Ветер тучу – мельницу (совершаем круговые движения одной руки Крутит во весь дух вокруг другой, кулачки сжаты) И на землю стелется Белый – белый пух (встряхиваем ладошки) Закрывайте окна, (закрываем ладонями лицо) Закрывайте двери, (обхватываем себя руками) Закрывайте уши, (закрываем ушки) Закрывайте нос. (закрываем нос) Ходит – бродит по дорогам Старый дедушка Мороз. (ходим указательным и средним пальцами) Щиплет уши, щиплет нос, Щиплет щечки дед Мороз. (щипаем названные части тела)
Воспитатель хвалит ребят за хорошо проделанную игру и поясняет, что зимой, когда очень холодно, Мишутка прячется в свой домик – берлогу и спит там всю зиму.
Затем воспитатель раздаёт приготовленные заранее листы с рисунком спящего медведя (Рисунок 1) и карандаши, и открывает закрытый на мольберте такой же рисунок и предлагает детям “спрятать его в берлоге” - закрасить карандашом, выполняя это же задание на мольберте мелками.
В заключение педагог предлагает детям: “Давайте и нашего Мишутку уложим в коробку и постараемся не мешать ему спать, пока не станет теплее”.
На прогулке. В снегу можно выкопать “берлогу” и положить туда игрушечного медведя.
Во второй половине дня разучить потешки:
Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лёд –
Не малина и не мёд !
(В. Орлов)
Как на горке снег – снег, (делаем ладошками домик)
И под горкой снег – снег. (ладонь кладём на тыльную сторону другой ладони)
А под снегом спит медведь, (ладошки кладём под голову, закрываем глаза)
Тише, тише, не шуметь! (показываем пальчиком жест “тихо”)
Познакомить детей с загадками:
Кто пчелиный любит мёд,
Он мохнатый, он большой,
Лапу кто зимой сосёт? (медведь)
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мёд у пчёл берёт,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь ... (медведь)