Обоснование темы.
Математика...выявляет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного.
Аристотель
Занимаясь с детьми математикой, нужно помнить, что задача, стоящая перед воспитателем детского сада, существенно отличается от задачи учителя школы. Гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него умение думать, рассуждать.
Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир “не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону”. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерность позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект.
Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания 3-4 геометрических фигур (хотя это тоже важно), сколько дать представление о многообразии и красоте форм в окружающем мире и искусстве, развивать познавательный интерес и психические процессы.
Актуальность
Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически связана с обучением счету, с упражнениями в сравнении величины предметов. Дети учатся проводить и превращать фигуры в предметы, классифицировать, сравнивать и обобщать. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предметы и объекты в рисовании, лепке, аппликации, конструировании вызывает необходимость четкого, расчлененного и обобщенного восприятия предметов и форм.
Таким образом, знания и умения, полученные детьми, будут использоваться на других занятиях, в разных видах деятельности, и лягут в основу подготовки детей к школе.
Проблема
Проведение занятий в соответствии с программой помогает познакомить детей с геометрическими фигурами, но знания эти недостаточно полные и не всегда даются комплексно. Поэтому необходима дополнительная работа по усвоению геометрических эталонов. Освоив их, малыши будут гораздо свободнее ориентироваться в окружающем, легче запоминать и сравнивать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, рисовать и создавать из геометрических форм разные образы. Но для осуществления задуманного необходима работа не только воспитателя, но и родителей. Необходимо четкое осознание родителями необходимости объединить совместные усилия.
Гипотеза
- Дети смогут свободно ориентироваться в окружающем, легче запоминать и сравнивать, делать умозаключения и выводы, использовать свои знания и умения в разных видах деятельности.
- Родители смогут осознанно в силу возможностей развивать и поддерживать знания и умения детей в домашних условиях.
Краткое описание проекта
Срок реализации: с ноября 2011 по апрель 2012 г.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Для участников проекта будет проведено:
- для родителей:
- родительское собрание,
- беседы,
- информация печатного характера по теме,
- организована “педагогическая почта”.
- для детей:
- создание дидактических игр и упражнений,
- создание коллажей в совместной деятельности,
- цикл занятий, включая рисование и аппликацию.
Цель Создание условий для формирования у детей представлений о геометрических фигурах.
Задачи
- Закреплять умения различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник.
- Познакомить с новой фигурой “овал”.
- Учить использовать геометрические фигуры и знания о них в разных видах деятельности.
- Формировать умение использовать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
- Способствовать развитию психических процессов.
Участники
- Мошева Н.Г., воспитатель.
- Дети средней группы "Почемучки".
- Родители.
- Дети.
Возможные риски
Пассивность родителей.
Пути решения:
- Родительское собрание с привлечением членов родительского комитета.
- Индивидуальные беседы.
- Вовлечение в процесс изготовления дидактических игр и коллажей.
План реализации проекта
Этапы | Задачи | Содержание | Сроки | Ответств. |
I Подготовит. | Обеспечить условия для реализации проекта | Изучение методической литературы | Ноябрь | Мошева Н.Г. |
Подбор информации | ||||
Родительское собрание “Играем и изучаем” | ||||
Написание проекта | ||||
Подбор и изготовление дидактического материала | ||||
II Основной | Провести серию мероприятий математического содержания по формированию представлений о геометрических фигурах | Дидактические игры с детьми | Ноябрь-декабрь | Мошева Н.Г. Члены родит. комитета |
Досуг “Путешествие в страну фигур” | ||||
Совместная деятельность по созданию коллажей “Что бывает круглым” (квадратным и др.) | ||||
Совместная деятельность “Волшебный карандаш” (рисование) | ||||
Занятие “Веселое путешествие” (Приложение 1) | ||||
Информация в родительский уголок “Играем, изучаем” | ||||
Памятки для родителей “Домашняя математика” (Приложение 2) | ||||
Педагогическая почта “Вопрос-ответ” | ||||
Конкурс дидактических игр, игрушек, пособий, творческих работ “Занимательная математика” | Ноябрь-февраль | |||
Конференция “Есть контакт!” для педагогов и родителей (проведение секции) | Март | Мошева Н.Г. | ||
III Аналитический | Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт. | Анализ занятия с педагогами | Март-апрель | Мошева Н.Г. |
Наблюдение за деятельностью детей | ||||
Беседы с родителями | ||||
Диагностические задания для детей |
Продукт проекта
- Конспекты мероприятий.
- Дидактические игры и материалы.
- Коллажи “Что бывает круглым” и другие.
- Модель суток.
- Памятки и информация для родителей “С детьми играем, фигуры повторяем”
Предполагаемый результат
Дети:
- Усвоят знания о геометрических фигурах,
- Смогут классифицировать, сравнивать, делать обобщения при работе с геометрическими фигурами,
- Смогут свободно рисовать и создавать из геометрических фигур разные образы,
- У детей будет вызван интерес к играм математического содержания.
Анализ ресурсов
Дети: добровольное, но достаточно активное участие.
Родители: в основном активные, заинтересованы в успехах детей.
Материально-технические: литература, дидактические пособия, канцелярские товары, использование ИКТ.
Перспективы распространения результатов проекта
В рамках ДОУ в копилку детского сада.
Участие в фестивале “Открытый урок” ИД “Первое сентября”.
Литература
- А. М.Леушина. Формирование элементарных математических представлений у детей у дошкольного возраста.
- Р. Л. Непомнящая. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста.
- Е. В. Соловьева. Математика и логика для дошкольников.
- Н.Метлина “Геометрия для малышей”.
- Е.И.Щербакова. Методика обучения математике в детском саду.
- Т.А.Фалькович. Математика для малышей.