Занятие "Мы с фигурами дружны, все о них узнаем мы"

Разделы: Работа с родителями


Обоснование темы.

Математика...выявляет порядок, симметрию и определенность. А это важнейшие виды прекрасного.
Аристотель

Занимаясь с детьми математикой, нужно помнить, что задача, стоящая перед воспитателем детского сада, существенно отличается от задачи учителя школы. Гораздо важнее не передать те или иные знания или навыки ребенку, а сформировать у него умение думать, рассуждать.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир “не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону”. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерность позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект.

Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания 3-4 геометрических фигур (хотя это тоже важно), сколько дать представление о многообразии и красоте форм в окружающем мире и искусстве, развивать познавательный интерес и психические процессы.

Актуальность

Работа по развитию представлений о форме осуществляется параллельно и органически связана с обучением счету, с упражнениями в сравнении величины предметов. Дети учатся проводить и превращать фигуры в предметы, классифицировать, сравнивать и обобщать. Большое значение имеет установление связи этой работы с обучением разным видам изобразительной деятельности, так как потребность воссоздать предметы и объекты в рисовании, лепке, аппликации, конструировании вызывает необходимость четкого, расчлененного и обобщенного восприятия предметов и форм.

Таким образом, знания и умения, полученные детьми, будут использоваться на других занятиях, в разных видах деятельности, и лягут в основу подготовки детей к школе.

Проблема

Проведение занятий в соответствии с программой помогает познакомить детей с геометрическими фигурами, но знания эти недостаточно полные и не всегда даются комплексно. Поэтому необходима дополнительная работа по усвоению геометрических эталонов. Освоив их, малыши будут гораздо свободнее ориентироваться в окружающем, легче запоминать и сравнивать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, рисовать и создавать из геометрических форм разные образы. Но для осуществления задуманного необходима работа не только воспитателя, но и родителей. Необходимо четкое осознание родителями необходимости объединить совместные усилия.

Гипотеза

  • Дети смогут свободно ориентироваться в окружающем, легче запоминать и сравнивать, делать умозаключения и выводы, использовать свои знания и умения в разных видах деятельности.
  • Родители смогут осознанно в силу возможностей развивать и поддерживать знания и умения детей в домашних условиях.

Краткое описание проекта

Срок реализации: с ноября 2011 по апрель 2012 г.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Для участников проекта будет проведено:

  • для родителей:
  • родительское собрание,
  • беседы,
  • информация печатного характера по теме,
  • организована “педагогическая почта”.
  • для детей:
  • создание дидактических игр и упражнений,
  • создание коллажей в совместной деятельности,
  • цикл занятий, включая рисование и аппликацию.

Цель Создание условий для формирования у детей представлений о геометрических фигурах.

Задачи

  • Закреплять умения различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник.
  • Познакомить с новой фигурой “овал”.
  • Учить использовать геометрические фигуры и знания о них в разных видах деятельности.
  • Формировать умение использовать полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
  • Способствовать развитию психических процессов.

Участники

  • Мошева Н.Г., воспитатель.
  • Дети средней группы "Почемучки".
  • Родители.
  • Дети.

Возможные риски

Пассивность родителей.

Пути решения:

  • Родительское собрание с привлечением членов родительского комитета.
  • Индивидуальные беседы.
  • Вовлечение в процесс изготовления дидактических игр и коллажей.

План реализации проекта

Этапы Задачи Содержание Сроки Ответств.
I Подготовит. Обеспечить условия для реализации проекта Изучение методической литературы Ноябрь Мошева Н.Г.
Подбор информации
Родительское собрание “Играем и изучаем”
Написание проекта
Подбор и изготовление дидактического материала
II Основной Провести серию мероприятий математического содержания по формированию представлений о геометрических фигурах Дидактические игры с детьми Ноябрь-декабрь Мошева Н.Г.

Члены родит. комитета

Досуг “Путешествие в страну фигур”
Совместная деятельность по созданию коллажей “Что бывает круглым” (квадратным и др.)
Совместная деятельность “Волшебный карандаш” (рисование)
Занятие “Веселое путешествие” (Приложение 1)
Информация в родительский уголок “Играем, изучаем”
Памятки для родителей “Домашняя математика” (Приложение 2)
Педагогическая почта “Вопрос-ответ”
Конкурс дидактических игр, игрушек, пособий, творческих работ “Занимательная математика” Ноябрь-февраль
Конференция “Есть контакт!” для педагогов и родителей (проведение секции) Март Мошева Н.Г.
III Аналитический Оценить результаты реализации проекта. Обобщить опыт. Анализ занятия с педагогами Март-апрель Мошева Н.Г.
Наблюдение за деятельностью детей
Беседы с родителями
Диагностические задания для детей

Продукт проекта

  • Конспекты мероприятий.
  • Дидактические игры и материалы.
  • Коллажи “Что бывает круглым” и другие.
  • Модель суток.
  • Памятки и информация для родителей “С детьми играем, фигуры повторяем”

Предполагаемый результат

Дети:

  1. Усвоят знания о геометрических фигурах,
  2. Смогут классифицировать, сравнивать, делать обобщения при работе с геометрическими фигурами,
  3. Смогут свободно рисовать и создавать из геометрических фигур разные образы,
  4. У детей будет вызван интерес к играм математического содержания.

Анализ ресурсов

Дети: добровольное, но достаточно активное участие.

Родители: в основном активные, заинтересованы в успехах детей.

Материально-технические: литература, дидактические пособия, канцелярские товары, использование ИКТ.

Перспективы распространения результатов проекта

В рамках ДОУ в копилку детского сада.

Участие в фестивале “Открытый урок” ИД “Первое сентября”.

Презентация.

Литература

  1. А. М.Леушина. Формирование элементарных математических представлений у детей у дошкольного возраста.
  2. Р. Л. Непомнящая. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста.
  3. Е. В. Соловьева. Математика и логика для дошкольников.
  4. Н.Метлина “Геометрия для малышей”.
  5. Е.И.Щербакова. Методика обучения математике в детском саду.
  6. Т.А.Фалькович. Математика для малышей.