Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio", что означает "нападение", "приступ". В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)".

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

  • стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);
  • повсеместная демонстрация сцен насилия;
  • нестабильная социально-экономическая обстановка;
  • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.).

Для диагностики агрессивности у детей дошкольного возраста используется метод наблюдение, а также проективные методики: “Несуществующее животное”, тест “Руки”, тест “Сказка” Л.Дюсс, для родителей тест “АСВ”.

В связи с тем, что в последнее время появляется много детей, имеющих агрессивное поведение, появляется необходимость в работе с ними. Но к сожалению, программ по снижению агрессивности у детей очень мало, в основном психологи пользуются имеющимися у них играми на снятие агрессивности. Поэтому появляется необходимость в написании программы по снижению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

Программа позволяет решать следующие задачи:

1. Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия к окружающим, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.

2. Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности дошкольника, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между детьми.

3. Оптимизация общения агрессивного ребенка с семейным окружением.

4. Развитие познавательных процессов и мелкой моторики.

5. Развитие волевой регуляции, умения снимать мышечное напряжение.

В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами:

1) принцип системности коррекционных и профилактических задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) деятельностный принцип коррекции;

4) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

5) принцип комплексности методов психологического воздействия;

6) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.

Содержание программы по направлению - коррекционная работа по снижению агрессивности и конфликтности у ребенка представлено в Приложении 1.

Курс занятий проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте, так как агрессия ребенка является одним из провопоказаний его работы в группе, поэтому предварительно с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу. Подбор детей в группу осуществляется по результатам диагностики агрессивных проявлений (их видов; возможных причин), группа насчитывает 4-5 человека, агрессивных из них — 2. Остальные дети, отобранные по результатам диагностики и не имеющие видимых эмоциональных нарушений, являются так называемым “благоприятным фоном” Для коррекции агрессивного поведения, их участие также решает и профилактические задачи программы.

Продолжительность индивидуальных занятий — 20—25 минут, групповых — 25-30 минут. В ходе групповых занятий обязательно проводится совместное обсуждение хода и результатов деятельности.

Курс рассчитан на 10 занятий, проводимых по 1-2 занятия в неделю.

Далее в виде таблиц представлен поэтапный примерный план проведения коррекции и профилактики агрессивного поведения у дошкольников.

1. Установочный блок – с целью установления контакта между детьми.

2. Основной этап.

3. Обобщающе-закрепляющий этап.

Далее Вашему вниманию предлагается два примерных конспекта занятий по теме “Агрессивный человек – это...” (индивидуальная работа) и “Знакомство” (групповая работа).

Конспект занятия по теме: “Агрессивный человек – это...”

В кабинете психолога ребенка встречает мягкая игрушка- собака по кличке “Дружок”. Психолог приветствует ребенка, предлагает ему выбрать место за столом.

- Сережа, сегодня снова к нам с тобой в гости пришел Дружок и он нам принес “Словарик добрых слов”. Узнаешь? А помнишь, что мы туда записывали?

За то время, пока мы с тобой не виделись, я думаю, ты узнал и вспомнил много добрых слов. Сегодня мы продолжим записывать эти добрые слова в наш словарик. При этом нужно соблюдать важное ограничение - все слова должны быть добрыми, вежливыми, подходящими для описания приятных (или нейтральных) качеств в людях. Так, на букву "Б" у нас были записаны слова, относящиеся к описанию характера: "бескорыстный", "бережливый", "благородный", "беззащитный". А давай вспомним какие слова уже записали? (Вспоминаются уже записанные слова)

А давай Дружку скажем еще несколько добрых слов (записываются новые добрые слова). А что эти слова означают? Когда их говорят?

- Эти слова говорят хорошие, добрые люди. Но в мире существуют еще и плохие люди, которые дерутся и обижают окружающих. Таких людей называют агрессивными.

- А давай теперь представим себе такого агрессивного человека: как он выглядит, как ведет себя, как разговаривает, как ходит. Представил?

- А теперь давай попробуем нарисовать на бумаге человека, которого ты представил (“Портрет агрессивного человека”).

Когда рисунок будет закончен, нужно поговорить о том, что там изображено.

- Почему ты именно так нарисовал агрессивного человека, какие его качества он хотел подчеркнуть в этом портрете?

- Что тебе нравится в нарисованном человеке, за что его можно уважать? А что, напротив, не нравится, что хотелось бы изменить?

- Почему этот человечек агрессивный?

- Как, ты думаешь, как к агрессивным людям относятся окружающие? Как он сам к ним относится?

(Теперь необходимо перейти к разговору о личности самого ребенка.)

- Агрессия является нормальным человеческим проявлением в определенных ситуациях, когда остальные методы решения проблемы неэффективны (лучше сразу привести примеры таких ситуаций или попросить ребенка это сделать).

- У агрессии есть некоторые проявления, которые не только не осуждаются обществом, но даже поощряются. К таким проявлениям относятся, например, настойчивость в достижении цели и умение защитить себя и других людей.

(После того как ребенок уяснил, что агрессия - это не всегда плохо, вы можете ожидать от него признания в себе этого качества.)

- С тобой бывало так, что ты вел себя агрессивно по отношению к окружающим? Как это происходило?

- А Есть кто-то, кто постоянно вызывает у тебя желания ударить его, обидеть?

(Отнеситесь внимательно к этим ответам, в них прозвучат "хронические проблемы", которые нужно анализировать и над которыми придется систематически работать. Постарайтесь подробно обсудить типичные ситуации возникновения гнева и агрессивного поведения у ребенка. Что чувствовал ваш ребенок в тот момент? О чем подумал? Что ему захотелось сделать? Как он реально поступил? Что за этим последовало? Можно ли было поступить иначе, чтобы избежать негативных последствий?)

Примечание. Если вы будете в этом разговоре не судьей, а сочувствующим другом, то вам удастся расширить границы мышления ребенка и обогатить его поведенческий репертуар за счет знаний, почерпнутых из своего жизненного опыта. Для того чтобы вызвать у детей желание вести себя по-другому, лучше опирайтесь на такие аргументы, как "достиг ли ты своей цели?", "поняли ли окружающие, что ты чувствовал и чего хотел?", "было ли твое ~ поведение эффективным?", "улучшились ли твои отношения с окружающими?", чем на обоснования типа "это некрасиво!" или "хорошие дети так себя не ведут!".

- Сегодня мы много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю тебе и Дружку немного полениться (упражнение “Лентяи”). Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя... (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию... (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть... (пауза). Представьте себе, что вы - лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги ...(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у ..., отдыхают ножки у ... Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт “три” откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

- Спасибо, что помог дружку заполнить словарик добрых слов и разобраться, кто такой агрессивный человек. Но Дружку пора возвращаться домой и он с нетерпением будет ждать новой встречи с тобой! До свидания!

Конспект занятия по теме: “Знакомство” (групповая работа)

В группу приходит психолог с мягкой игрушкой- собака по кличке “Дружок”. Предлагает детям занять места за столом.

1. “Интервью”

Здравствуйте. ребята! Я, ИО, я к вам пришла не одна.

- Ребята, а хотите узнать, кто со мной пришёл?

Со мной пришла собака по кличке “Дружок”. Он никого ещё не знает, но очень хочет подружиться, но ему страшно.

Давайте ему поможем?

Пусть каждый скажет, как его зовут.

А чем вы любите заниматься, чем увлекаетесь?

Ребята, а как вы думаете, Дружку сейчас хорошо?

Может он чего-то хочет?

А что мы можем для него сделать?

А давайте мы его погладим.

А еще, что мы можем сделать?

А давайте вместе поиграем?

Детям предлагается игра “Дракон кусает свой хвост”

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то на место головы дракона встает другой ребенок.

- Поиграли, теперь можно немного и отдохнуть. Я предлагаю вам сесть на стульчики.

Дети сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

- Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом – будем грузить баржу (упражнение “Баржа”). Делать мы это будем следующим образом: я назову одну из букв алфавита и какое – нибудь слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому – то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляется мяч дальше. Делать это надо быстро-быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Готовы? Тогда начнем: буква А – я гружу на баржу Арбузы. А что будешь грузить ты? а ты?

- Ой, ребята, смотрите, а Дружок нам принес клубок и предлагает с ним поиграть? А вы любите играть? Тогда слушайте внимательно задание.

Упражнение "Связующая нить". У меня в руках клубок. У кого он оказывается, должен сказать, какое у него сейчас или сегодня настроение и почему. Затем нужно обмотать ниточку клубка возле пальчика и бросить клубок следующему человеку. Я начну. У меня сегодня хорошее настроение, потому что я рада, что вы и Дружок пришли ко мне в гости! и т.д.

- Ребята, смотрите, что у нас получилось – клубок своей ниточкой всех нас связал и это был не простой клубок, а особенный – это клубок “Дружбы”. И тот через чьи руки прошел клубок, обязательно начинают друг с другом дружить. И я очень хочу и надеюсь на то, что у меня в гостях вы будете настоящими друзьями!!!

- Спасибо, что помогли Дружку познакомиться и пообщаться. Дружок теперь доволен, что с ним поиграли и то, что он приобрёл столько новых друзей. И он вам за это говорит спасибо!

Дружку пора возвращаться домой и он с нетерпением будет ждать новой встречи с вами! До свидания!