Работа с текстом: "Симон Соловейчик. "Пушкинские проповеди"

Разделы: Русский язык


О милости

Сегодняшнее наше утро начнем с пушкинских строчек, которые знают, наверно, все - они выбиты и на памятнике Александру Сергеевичу в Москве на Пушкинской площади:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Почти каждое слово великого русского поэта заключает в себе сложный смысл, над каждым словом можно задуматься, стараясь понять его хотя бы отчасти. Поэтому мы и назовем наши утренние размышления о жизни и о человеке пушкинскими проповедями - на несколько минут сосредоточимся душой и мыслью на одном слове, одном из тех драгоценных высоких слов, без которых слепа, глуха, мертва душа человеческая. Что такое народ? Что такое добрые чувства? Почему - жестокий век? Почему поэт славит свободу? Почему свобода нуждается в восславлении, словно она Бог? Что значит слово милость? И каких людей мы называем падшими?

Начнем со слова милость. Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Милость - это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы готовы простить ему все - любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать - простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам простить трудно.

Люди делают много дурного по отношению друг к другу. Бывает, что кто-то нагрубит, скажет дурное слово, обзовет, испортит настроение. Тогда в сердце рождается злость, желание отомстить. Не так ли?

Но научимся быть милостивыми, научимся не озлобляться, а прощать, проявлять милость - проявлять ту любовь к людям, которая живет в душе каждого из нас. Потому что, когда я злюсь, злоба душит меня, а обидчика может и не затронуть.

Вечером, перед тем как уснуть, подумаем: кого я сегодня простил? К кому отнесся с милостью? Чего от меня сегодня стало в мире больше - злобы или милости?

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 2 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “пушкинских строчек”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите во втором абзаце антонимы и выпишите их.

7. Найдите слова соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, суффикс, окончание; 2) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

8. Выпишите синонимы из 4 абзаца.

9. Объясните значение слова падший.

10. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 4 абзаца.

11. Выпишите из 3 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

О милостыне

В прошлый раз мы говорили о милости, сегодня - о милостыне.

В больших городах, где люди не знают друг друга в лицо, каждому приходилось видеть человека с протянутой рукой.

Может быть, он стар или болен, может быть, он калека, может быть, у него несчастье или случился пожар и все его имущество сгорело - он не в состоянии заработать на жизнь, не может справиться с несчастьем, и вот он просит у проходящих мимо него людей подаяние. Часто он так и говорит: "Подайте Христа ради кто сколько может".

Одни люди останавливаются, достают кошелек, другие отворачиваются, ускоряют шаг, чтобы быстрее пройти и не видеть протянутую к ним руку.

Вы никогда не задумывались, почему люди отворачиваются или даже сердятся, когда у них просят милостыню?

Да потому, что им стыдно. Каждому человеку, даже самому жадному или жестокосердному, становится хоть чуточку стыдно, если он не подает. Если его умоляют о помощи, а он отказывает.

Не помогать, когда просят, всегда стыдно.

И вот, чтобы заглушить этот стыд и избавиться от него, люди говорят себе: "Да это вовсе не нищий, он собирает деньги на углу и пропивает их, он получает больше меня - зачем же ему давать?"

Верно. Среди тех, кто просит милостыню, встречаются и обманщики. Никакие они не калеки, не бедные, не погорельцы. Они хитро пользуются нашими добрыми чувствами, нашим стыдом и просто вымогают деньги.

Но что же? Из-за нескольких мошенников никому не подавать? Приучить себя спокойно проходить мимо человека с протянутой рукой? Заглушать в себе стыд?

Это очень опасно. Чувство стыда - одно из самых драгоценных человеческих чувств, и если мы все привыкнем жить без стыда - что же с нами станет?

Вы никогда не задумывались, что вы предпочли бы: просить или подавать? Чего вы желали бы себе на всю жизнь: стоять с протянутой рукой или подавать милостыню?

Наверное, все-таки отдавать легче, чем просить. Давать легче, чем брать. Когда человек отдает, он чувствует радость, удовлетворение, он не унижается, а возвышается душой.

Сейчас утро. Но будет и вечер. Перед тем как заснуть, подумайте: кому вы сегодня помогли? Вокруг нас нет нищих, никто не стоит с протянутой рукой, но вспомним: а вдруг кто-то молил о помощи, а мы не заметили? прошли мимо? отвернулись? И наоборот - как легко спится человеку, если он знает, что кому-то помог!

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “поднятую руку”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в13 абзаце антонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова подаяние.

8. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 4 абзаца.

9. Выпишите из последнего абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите в тексте вводные слова и выпишите их.

11. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

12. Найдите слова соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, суффикс, окончание; 2) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание.

О добрых чувствах

Еще раз вспомним сегодня пушкинскую строчку:

". . . Что чувства добрые я лирой пробуждал". Лирой - значит своими стихами, словами, песней. Лира -это старинный струнный инструмент, у лиры нежный звук. Поэтому лира - это значит и поэзия, а лирика - нежная, любовная поэзия.

Пушкин пробуждал в людях нежные, добрые чувства. Но что такое добрые чувства? Почему их надо пробуждать?

Они что - спят в нас? А если спят, то почему? Почему мы не можем всегда быть добрыми, испытывать одни только добрые чувства? Почему на свете так мало добрых чувств? Или по крайней мере меньше, чем хотелось бы каждому из нас?

Однажды ученые опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы хотели бы обладать? Большинство ответило: "Я хотел бы быть твердым, решительным, чтобы никто не мог меня обмануть". Тогда спросили тех же людей: "А какими вы хотели бы видеть других?" И почти все ответили: добрыми.

Все хотят видеть доброту, добрые чувства, но не в себе, а в других.

Добрые чувства - это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить.

Доброе чувство - это богатство, щедрость души. Ведь слово добро означает и нечто хорошее в душе, и хороший поступок, и богатство, имущество: "Стали жить-поживать и добра наживать".

Добро - это богатство. А добро в душе? А добрые чувства?

Это тоже богатство! Богатство души. Добрый - как богатый. У доброго - богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом. А у злого, у нищего душой на других любви не хватает, он любит лишь одного человека на свете - самого себя - и все время боится, как бы его не задели, как бы у него что-нибудь не отняли. Ему все люди кажутся плохими, он всегда злится на других - и добрых чувств в его душе становится все меньше и меньше. Он никого не любит, и от этого его тоже никто не любит.

Каждый легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит, вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство. Есть добрые чувства.

Иногда говорят, что сейчас люди стали злее, чем они были раньше. Не верьте этому! Всегда были бедные и богатые, злые и добрые. Присмотритесь к себе: не спят ли ваши добрые чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как вы его проявили? Когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства - их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства!

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “доброй лирой”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в последнем абзаце антонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова нищий(душой).

8. Выпишите грамматическую основу из последнего предложения 8 абзаца.

9. Выпишите из 6 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите в тексте вводные слова и выпишите их.

11. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

12. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, окончание.

О жестоком веке

Остановимся сегодня на пушкинской строчке:

. . Что в мой жестокий век восславил я свободу. . .

Не будем вдаваться в историю и спрашивать себя, почему поэт называл свой XIX век жестоким.

И об этом же веке другой поэт сказал: "Век девятнадцатый, железный.

А наш двадцатый век - добрый или жестокий?

Да что там век! А время, в которое мы живем, ~ разве его нельзя назвать жестоким?

Жестокий человек - значит недобрый, неумолимый; человек, от которого добра не жди.

И время может быть таким - недобрым. Оно угнетает, не дает вздохнуть свободно, оно наполняет душу страхом, оно беспощадно.

Но вот что происходит, посмотрите: во все века, сколько их ни было в земной истории, свое время казалось людям самым плохим. Вот раньше было лучше, а теперь настал жестокий век.

Почему так? Да потому, что прежние несчастья и беды уже прошли и прежние люди справились с ними, пережили их. А сегодняшняя беда - вот она, с тобой, и ты сам должен с ней справляться, твоя очередь. Сегодня - наш жестокий век, сегодня мы на первой линии, сегодня мы, а не люди прошлого должны справляться со временем, с жизнью и преодолевать все плохое, что в ней есть, как и во всяком другом времени было.

Жестокий век! Многие люди живут в бедности и даже в нищете, многие взрослые люди остаются без работы, во многих местах идет война или она на время притихла. Пушки бьют по домам, мирные люди попадают в госпитали с ужасными ранами.

И очень много жестоких людей. Они врываются в дома, останавливают и грабят людей на улицах. Если кто-нибудь долго не возвращается домой, родные просто сходят с ума от беспокойства.

Но как же теперь жить? В страхе забиться в угол? Самому стать жестоким человеком, уверяя себя: "Если все люди злые, то и я буду таким же"?

Нет, нет! Мир всегда был жестоким, но всегда были люди, которые не ожесточались в ответ и старались быть добрее, старались любить людей и любили свой мир, свой век, свое время - потому что это же наше время, другого для нас не будет.

Каждому человеку дано его время - это его Родина в истории, в цепи времен. Мы не можем переделать свое время и не можем выпрыгнуть из него, как с поезда. Живем дальше, едем дальше, стараясь противостоять жестокому миру собственным добром, своим добрым сердцем.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “жестокий мир”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 3 абзаце антонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова жестокий.

8. Выпишите грамматическую основу 2 предложения 10 абзаца.

9. Выпишите из 12 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) приставка, корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, окончание.

12. Из первого абзаца выпишите эпитет.

О свободе

Пушкин жил в жестокий век. В жестокое время. Но что же противопоставлял он этому веку, о чем он мечтал, что прославлял? Свободу.

. . . в мой жестокий век восславил я свободу.

Почему это так? Почему во все времена лучшие люди мечтали именно о свободе, а не о чем-нибудь другом? Что же такое свобода, отчего она дороже всего на свете, а иногда дороже жизни?

И еще: почему не все люди это понимают, почему поэт восславлял свободу - почему она нуждается в прославлении? Ведь не нуждаются в прославлении счастье, солнце, жизнь. А свобода - нуждается.

Что такое свобода, знают или очень несвободные люди, или очень свободные. Несвободные мечтают о ней, свободные - ценят ее больше всего. И те и другие готовы умереть за нее.

Несвобода - это когда человека угнетают. Когда он не может сам выбирать правительство, не имеет права говорить на своем языке, когда у него отнимают родную землю, родной дом, когда его хватают и сажают в тюрьму, а то и убивают лишь за то, что он призывал к свободе, когда человек не может жить там, где он хотел бы жить, не может говорить то, что он хотел бы говорить, - когда ему приходится жить в страхе.

Пока человек не вырос, он не может быть полностью свободным, этого не бывает. Он не зарабатывает на жизнь и поэтому вынужден подчиняться родителям, учителям, старшим - кто-то решает за него, как ему жить, где учиться, как вести себя.

Это нормально, с этим ничего не поделаешь. Полную свободу может получить только человек, который умеет и любит работать, и только в свободной стране.

Свободные страны обычно называют демократическими. Чем больше демократии в стране, тем свободнее чувствуют себя люди и тем больше они ценят свою свободу. Наша страна только становится на путь демократии, свобода придет к нам не скоро. Но если мы будем ценить и славить ее, если мы будем дорожить ею, то мы постепенно станем свободными. Поэтому не слушайте людей с рабской душой, никогда не ругайте демократию и людей, которые мечтают о свободе и о свободной стране, добиваются свободы для всех, пусть даже у них это не всегда получается.

Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы ты все делал по своей воле, но при этом не угнетал других, не ограничивал свободу других. Быть свободным за счет других - это значит быть самым подлым рабом. Свободен лишь тот, кто никого не угнетает, никому не мешает жить так, как он хочет, если и этот другой тоже не угнетает других, не применяет насилия, не лжет, не причиняет никому вреда.

Свобода рождается в спорах и столкновениях, это самое трудное слово в языке. Но запомним: ничего дороже свободы на земле нет.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “демократическая страна”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в последнем абзаце синонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова свобода.

8. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 8 абзаца.

9. Выпишите из 4 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, окончание.

О народном признании

Прочитаем пушкинскую строку:

И долго буду тем любезен я народу. . .

Обычно говорят о любви человека к своему народу. Тех, кто сильно любит свой народ, свою страну, называют патриотами. Патриот - от латинского слова патриа - страна, отечество. Патриот - хорошее слово. Любовь к отечеству - естественное для человека и потому прекрасное чувство. Правда, сейчас появились люди, которые сами называют себя патриотами и громко говорят о своей любви к народу, а в действительности народ не любят: они хотят, чтобы в стране не было перемен к лучшему, чтобы все и навсегда оставалось, как было. Человек не должен говорить о себе, что он патриот; пусть о нем это скажут другие. Быть патриотом хорошо; гордиться своим патриотизмом - противно.

Пушкин очень любил Россию, но посмотрите, он говорит о другом: он мечтает заслужить любовь своего народа. Но он не произносит слова любовь, он говорит скромно: я буду любезен народу.

Мы живем каждый сам по себе, у каждого свои дела и заботы, своя работа, свой путь. Каждый ценен по-своему. Но есть высшее в жизни человека, высшая награда: народное признание.

Быть признанным народом, быть любезным народу - самая высокая награда, какую только может получить человек при жизни или после своей смерти.

Признание народа - это не то, что бывает с эстрадными звездами, например. Звезды получают известность. Их имена все знают, потому что они мелькают на экранах телевизоров и в названиях дисков. Их сначала любят, а потом забывают ради очередной звезды. Но подлинное признание получает тот, кто сделал действительно важное для своего народа. Пушкин был настоящий патриот, потому что он не говорил о своей любви к Родине, а очень много сделал для своего народа - это разница. Часто признание народа получают мужественные люди, борцы за свободу. В наше время общенародным признанием пользуется недавно скончавшийся академик Андрей Дмитриевич Сахаров, предельно честный человек, не боявшийся говорить правду в самые трудные времена.

Лишь немногие, лишь великие люди удостаиваются этой высшей, выше всех орденов и наград, чести - народного признания.

Но всякий честный и благородный человек стремится быть полезным своему народу, думает о народе, беспокоится за его судьбу, любит его и жалеет.

Понимаете ли? Можно жить просто для себя и для своей семьи, в этом нет ничего зазорного. Можно мечтать о богатстве, можно - об известности, о славе. . .

А можно с юности мечтать о том, чтобы сделать для своей страны что-то очень важное, стать полезным, прославить свой народ среди других народов мира. Больше того, кто в юности не мечтал о великом свершении, о великих делах и, может быть, о великой славе, тот скорей всего проживет довольно тусклую жизнь, даже если он вдруг разбогатеет.

Потому что такова душа человеческая - она рвется к великому, бесконечному, ей тесно в одном человеческом теле, она стремится объять все. Слава приходит не к каждому. Большинство людей остается в неизвестности. Но каждый может жить так, чтобы быть достойным народного признания.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “народного признания”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 6 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова (стать) полезным.

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 7 абзаца.

9. Выпишите из 2 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) приставка, корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, окончание.

12. Найдите в 4 абзаце антонимы и выпишите их.

О нынешней молодежи

А нынешняя молодежь так избаловалась, что ни на что не похоже.

Вам приходилось слышать такие упреки? Конечно. Со всех сторон только и слышишь обвинения в адрес нынешней молодежи: избаловались, не хотят работать, ни о чем не думают, только о гулянках, не уважают старших, бездельничают. . .

Но слова, с которых мы начали, произносит не сердитая старуха на лавочке возле подъезда, а старый русский барин Гаврила Афанасьевич Ржевский из повести Пушкина "Арап Петра Великого". Говорит он это в самом начале XVIII века.

Вон когда избаловалась молодежь - три века назад!

А можно было бы найти такие же слова и в шумерской рукописи, созданной сорок веков назад.

Сколько мир стоит, столько люди жалуются на молодых, на молодежь.

А разве вы сами, глядя на ребят двумя классами моложе вас и возмущаясь ими, не говорите: "Мы были не такие"?

Вероятно, это закон жизни: старшие жалуются на младших. А сердиться на законы жизни по крайней мере нелепо - их не переменишь. Так было, так и будет.

Сегодня - ваша очередь быть молодыми, значит, ваша очередь терпеть упреки старших, независимо от того, справедливы они или несправедливы.

Будем терпеливы к старшим, особенно к очень старым людям, будем относиться к ним как умные люди - доброжелательно и слегка снисходительно. Не стоит вступать в споры, не стоит ничего доказывать: старшие имеют право на эти упреки, это привилегия старости - ворчать на нынешнюю молодежь. Вы станете старыми - и вы будете возмущаться, как Гаврила Афанасьевич Ржевский - не путайте почтенного барина с поручиком Ржевским из анекдотов.

Но, терпеливо принимая положенные упреки, будем думать и о другом. Вы сейчас молоды, вы относитесь к тому поколению, которое сегодня называют словом молодежь. Ваша молодость пришлась на самое острое, самое сложное время в истории России. Многое из того, что вы видите и что у вас есть, старшие не видели и не имели. Во многих отношениях вы первые, о вас потом будут говорить с уважением и даже с восхищением - вы прокладываете дорогу будущим молодым. Давайте же вместе поддерживать честь нынешнего молодого поколения, чтобы потом о вас сказали: "Они ни на кого не похожи", но сказали это с уважением.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “будущим молодым”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 10 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Объясните значение слова избаловалась(молодёжь).

8. Выпишите грамматическую основу из предложения 6 абзаца.

9. Выпишите из 11 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, суффикс, окончание.

12. Найдите в тексте вводное слово выпишите его.

О Купидоне

Полное собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина всегда открывается стихами, которые он сочинил еще в лицее, - лицейскими стихами. И самое первое стихотворение - "К Наталье". Первую девушку, которую Пушкин любил, звали, возможно, Наташа. Так звали и жену Пушкина, его последнюю любовь, - Наталья Николаевна.

И вот самые первые строчки 14-летнего Пушкина:

Так и мне узнать случилось,
Что за птица - Купидон;
Сердце страстное пленилось,
Признаюсь - и я влюблен!

Так что же это за птица - Купидон?

Это, конечно, не птица, Пушкин шутит. Купидон - бог любви у древних римлян; древние греки назвали его другим именем - Эрос. Или Эрот. Сначала его изображали в виде прекрасного юноши, а позже Купидона стали представлять шаловливым мальчиком с крылышками, луком и стрелами - такого Купидона можно увидеть на многих картинах прошлых веков. Купидон пускает невидимую стрелу в чье-то сердце - и готово, "сердце страстное пленилось", человек тоже мог бы воскликнуть вместе с поэтом: "Признаюсь - и я влюблен!"

Что чувствует влюбленный? Что с ним происходит, когда в его сердце попадает стрела легкомысленного, шаловливого мальчика с крылышками - Купидона?

Пушкин и сам был мальчиком, когда написал эти стихи, но он был гениальным мальчиком, и даже в первых, еще небрежных, шутливых стихах он находил точные слова. Еще раз вслушаемся: "Сердце страстное пленилось. . . " - попало в плен. Этим все сказано, тут и ответ на наш вопрос.

Плен! Влюбленный - пленник! Он не может ни о чем думать, он не может забыться, он постоянно думает о том или о той, в кого он влюблен, он мечтает о встрече, он преображается в его или в ее присутствии, он готов на все ради любимой, и в ней он видит свое счастье. Он готов умереть ради нее; ни за что на свете не причинит он любимой страдания.

Пленник! Лекарства от любви на свете нет, его никто еще не изобрел. Только время лечит, только время избавляет влюбленного от несчастной, неразделенной любви, освобождает из плена.

Взрослые часто говорят: "Тебе еще рано думать о любви, садись за уроки". Но Купидон не выбирает, в кого пускать свою стрелу, его не беспокоит возраст жертвы. Да к тому же это так прекрасно - быть влюбленным, быть влюбленной! Многие мечтают влюбиться в кого-нибудь, да не в кого. Или не умеют. А бывает и так, что в тебя кто-то влюбится, а ты не испытываешь ответного чувства: может быть, у Купидона не хватило стрелы на тебя? Что делать?

Относиться к влюбленному в тебя человеку бережно, щадить его чувство, не обижать его, не насмехаться над ним, радоваться тому, что в тебя влюблены. Влюбленный человек, если это не злая злюка, если он честен и благороден, никогда ничем не досадит.

Но если вы попали в плен, если вы влюбились, не относитесь к этому слишком серьезно, не превращайте веселую влюбленность в трагедию. Придет время - и вместе с ним придет настоящая, глубокая любовь на всю жизнь, она сделает вас красивыми и мудрыми. Влюбленные легкомысленны, переменчивы, а любящие - мудры и постоянны. Влюбляются по многу раз, особенно в юности, а любят - один раз в жизни. Влюбляются просто потому, что случайно попала в сердце стрела Купидона, а любят - потому что встретился самый прекрасный, единственный на всем свете человек. Тогда это будет не плен, а свобода. Любовь делает человека свободным.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “сердце страстное”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 7 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне из 8 абзаца.

8. Выпишите грамматическую основу из последнего предложения.

9. Выпишите из 6 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, корень, суффикс, окончание.

12. Найдите в тексте вводное слово выпишите его.

О вдохновении

Послание Пушкина княгине Голицыной заканчивается такими строчками:

Довольно: в гордости моей
Я буду мыслить с умиленьем:
Я славой был обязан ей -
А может быть, и вдохновеньем.

Вдохновение! Вдохновение! Вы испытывали хоть раз в жизни это состояние? Вы знаете, что такое вдохновение?

Многие думают, что вдохновение - удел одних только поэтов, или художников, или композиторов. Как будто захватывает человека какая-то неведомая сила, он забывает обо всем на свете, и сами собой рождаются в его душе прекрасные слова и звуки, образы и мысли. Все художники и поэты мечтают о том, чтобы к ним пришло или, как еще говорят, на них снизошло - свыше снизошло! - божественное вдохновение, без которого нельзя творить. Только вдохновение порождает прекрасное в душе художника, без вдохновения не создано ни одно высокое произведение искусства.

Но может ли испытать вдохновение обыкновенный человек? Конечно!

Вдохновение - не кайф, не забвение, не то, что испытывает пьяный или наркоман. Кайф - это жалкое состояние души, потерявшей саму себя. В кайфе человек перестает быть человеком, превращается в подобие животного, теряет разум. Никогда не стремитесь словить кайф, не прикасайтесь к наркотикам, бойтесь опьянеть.

Вдохновение - состояние, противоположное кайфу. В кайфе человек теряет себя. Вдохновение же делает его высоким. Все силы, все способности его собираются и обостряются, вся душа его напряжена и направлена на одно - сделать что-то прекрасное, достичь какого-то идеала. Вдохновенный человек изумительно красив. Если девушка не знает, кого выбрать из двух своих поклонников, можно посоветовать ей: выбирай того, в ком хоть когда-нибудь проявляется вдохновение, кто способен подняться над будничными, мелкими заботами, мечтать о высоком и великом, говорить с подлинным пылом и жаром. Представьте себе, как скучно прожить целую жизнь с человеком, не способным испытать вдохновение.

Вдохновение приходит к нам с работой. Попытайтесь что-нибудь сделать - написать, сочинить, смастерить; попытайтесь объединить вокруг себя добрых друзей; попытайтесь добиться победы в спорте - спортсмены тоже знают, что такое вдохновение. Обычная, бытовая, однообразная жизнь давит нас, делает нас плоскими людьми, всегда одинаковыми и на всех похожими. Попытайтесь вырваться из круга повседневных забот, зовите вдохновение - и оно придет к вам.

Вдохновение приходит к нам и с любовью. Не бойтесь любить, не бойтесь показаться смешными, будьте радостными, вдохновенными в любви!

Хотите узнать, любите вы или не любите? Вот первый признак любви - вдохновение. "Я славой был обязан ей - а может быть, и вдохновеньем. . . "

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений последнего абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “вдохновенный человек”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 4 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне из 3 абзаца.

8. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 5 абзаца.

9. Выпишите из 6 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, корень, суффикс, окончание.

12. Найдите в тексте вводное слово выпишите его.

13. Найдите в 4 абзаце антонимы и выпишите их.

О власти над своей речью

В пушкинской "Русалке" есть такие пронзительные строчки:

. . . страшно
Ума лишиться. Легче умереть.
На мертвеца глядим мы с уваженьем,
Творим о нем молитвы. Смерть равняет
С ним каждого. Но человек, лишенный
Ума, становится не человеком.
Напрасно речь ему дана, не правит
Словами он. . .

Вот, следовательно, чем отличается человек от не человека, безумный от нормального: нормальный правит своим словом, он понимает, что он говорит.

Безумный не понимает своей собственной речи, не правит ею; он не властен над своими словами.

Но разве это случается лишь с безумными, с умалишенными? Разве с нами, обыкновенными, нормальными людьми, не бывает, что мы перестаем управлять своей речью?

Как часто бывает, что говорим в запальчивости, в гневе, не слыша себя и не отдавая себе отчета в том, что же мы говорим или кричим.

В эти минуты мы становимся как безумные. Теряем облик человека.

Посмотрите, сколько вокруг грубости, как легко люди обижают и оскорбляют друг друга. Они не чувствуют, что причиняют боль, они не понимают, как ранит сердце каждое грубое слово. Больше того, многие думают, что речь и дана им для того, чтобы нападать или защищаться, - они не говорят, как люди, а вечно воюют, как звери или как безумные.

Спохватимся! Возьмемся за ум! Поймем, что речь дана нам не напрасно. А для того, чтобы мы управляли ею, чтобы каждое слово, обращенное к человеку, было добрым, ласковым или хотя бы вежливым.

Управлять своей речью, властвовать над нею - значит не произносить ни одного слова в запальчивости, такого слова, о котором потом пожалеешь. Слова ведь не забываются. . . Одним словом можно нажить себе врага на всю жизнь. Сегодня ты дразнишь товарища или обзываешь его, или колешь его, стараясь обидеть, но пройдут годы, десятилетия, вы встретитесь взрослыми людьми, и товарищ твой напомнит тебе о своей обиде, и горько тебе будет, страшно горько, и ты пожалеешь о той минуте, когда еще совсем мальчишкой обидел человека. Помните, что обиды часто остаются на всю жизнь, и даже совсем незлопамятные люди иногда не могут забыть причиненное им зло.

Конечно, лишь очень мудрые умеют тщательно обдумывать свои речи, с их языка никогда не сорвется опрометчивое слово. Но будем сдерживаться, будем учиться владеть своей речью. Подумаем, что лучше: быть безумным или благоразумным?

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 6 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “доброе слово”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 4 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите из текста сравнения.

8. Выпишите грамматическую основу из второго предложения 8 абзаца.

9. Выпишите из 1 абзаца эпитет.

10. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

11. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, корень, суффикс, окончание.

12. Найдите в тексте вводное слово выпишите его.

13. Найдите в 2 абзаце антонимы и выпишите их.

14. Объясните значение слова благоразумный.

О чистоте души

В стихотворении Пушкина "Мой друг, забыты мной следы минувших лет" есть такие строчки:

Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.

Вдумаемся: какое удивительное соединение - "душа твоя чиста" и "унынье чуждо ей". Почему чистая душа не знает уныния?

А что такое уныние? Вы испытывали когда-нибудь чувство уныния, вы склонны к унынию? Каждый из нас знает, что такое плохое настроение, печаль без видимой причины, тоска на сердце. Мы все люди, и очень немногим счастливцам удается всегда оставаться беспечальными, всегда быть в ровном, хорошем настроении - кстати сказать, таких людей очень ценят. Хотите, чтобы вас все любили? Следите за своим настроением, не выходите к людям слишком озабоченными, погруженными в свои неприятности - это все равно что выйти небрежно одетым или с всклокоченными волосами.

Но уныние - не плохое настроение; уныние - тяжелое состояние души, потерявшей надежду.

Вот старый как мир вопрос, над ним давно бьются люди: если человек потерял надежду на лучшее - это беда, не зависящая от него, или, может быть, вина?

Наверное, многие скажут "Конечно, беда. Разве я виноват в том, что мне не на что надеяться, что я в полном унынии?"

Но это не так. Человек, теряющий надежду, впадающий в уныние, - виноват. Это вина! Человек не имеет права предаваться унынию, потому что уныние делает его бессильным перед жизнью, а человек не просто живет - он еще и обязан жить, обязан действовать, обязан сопротивляться обстоятельствам до последнего своего вздоха. Если человек предается унынию, у него не может быть чистой совести - на его совести лежит тяжкий грех бессилия. Кто сдался, кто не действует, не собирается с силами, а предается унынию - тот теряет надежду. Чистая душа - чистая, младенческая совесть, она не может впадать в уныние, она дорожит надеждой и не позволяет себе надежду потерять.

Надежда дается нам, это величайшее свойство человеческой души - надеяться. Дается - но охранять, но сохранять, но беречь ее мы должны, мы обязаны сами. Конечно, человека, потерявшего надежду, впавшего в уныние, жаль. Но не так жаль, как жалеют больного человека. Впавший в уныние - не больной, а виноватый; он достоин пусть и не сурового, но все-таки осуждения.

Будем внимательны к себе самим. Нельзя жить распустехами, впадать в уныние при каждой неприятности, при каждом затруднении. Будем поддерживать надежду в себе и вселять ее в близких нам людей.

Знаете, кого считают лучшими людьми? Смелых, честных, красивых? Да, конечно. Но самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.

Про таких людей и говорят: чистая душа.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 6 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “младенческая совесть”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите во 2 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 8 абзаца.

8. Выпишите из 1 абзаца эпитет.

9. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

10. Найдите существительные соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, суффикс, окончание.

11. Найдите в тексте вводные слова выпишите их.

12. Объясните значение слова чистота (души).

О косой зависти

У Пушкина много неоконченных стихотворений. Иногда не хватает лишь одного слова - сразу не нашлось, а позже не захотелось возвращаться, и стихи остались в черновых тетрадях. В одном таком не опубликованном при жизни поэта стихотворении ("О вы, которые любили") читаем, пропустив недописанную строку:

Спасите труд небрежный мой. . .
От рук невежества слепого,
От взоров зависти косой.

Зависть, способность завидовать - один из самых страшных человеческих пороков. Зависть разводит друзей, зависть губит самые лучшие отношения, зависть толкает на преступление. А главное, от зависти не спасешься, чужая зависть, косая зависть может погубить каждого.

Чему люди завидуют? Чужой удачливости, чужому богатству, чужой красоте, чужому уму и таланту. Зависть поселяется в сердце словно сама собой, и кажется, ее не победить, от нее не отделаться. Так и говорят: "В сердце его шевельнулась зависть". Зависть бывает так сильна, что человек буквально сходит с ума, он ни о чем не может думать, он постоянно завидует. Зависть гложет его и может совсем замучить: до смерти завидует.

Когда у человека беда, все жалеют его. А завистник радуется, иногда втайне, а иногда и открыто - не может сдержать своей радости.

Никакое чувство так не скрывают, как зависть, потому что это самое позорное из чувств. В зависти обычно не признаются, ее прячут даже от самого себя, настолько это позорно - завидовать.

Некоторые считают, что будто бы зависть бывает черной и белой. Говорят: "Я ему завидую белой завистью" - то есть я ему зла не желаю, но хотел бы иметь то же, что есть у него. Думают, что белая зависть не так позорна, как настоящая, черная, при которой желают зла. В действительности всякая зависть нехороша. Если у знакомого твоего или друга ум и талант - кто тебе мешает развить свой ум и талант, почему надо оглядываться на другого? Привычка постоянно думать о себе, отмечать в уме: "А у меня нет, а я живу хуже, а я не такая красивая" - постепенно приводит к иссушающей черной, или косой, как говорит Пушкин, зависти. Зависть косая, потому что человек косится, исподтишка поглядывает на другого, сравнивает свою жизнь с жизнью другого.

Особенно опасна зависть к чужому богатству. Сейчас у нас в стране появились богатые люди - ну и пусть себе живут как хотят, нам-то какое дело? Но зависть точит: почему он ездит на машине, а я хожу пешком? Почему у него дорогие вещи, а у меня ничего нет? Чтобы оправдать дурное чувство, зависть, люди объявляют всех богатых чуть ли не ворами. Один завистник, другой, третий, и вот уже в стране становится неспокойно, собираются целые партии завистников, они зовут к переворотам, они хотят все отнять у богатых и разделить между всеми. В нашей стране было такое время, когда зависть к богатым привела к революции и пролили море крови. Но богаче никто не стал. Зависть никогда не ведет к богатству. Наоборот, она притупляет способности и лишает последнего шанса достичь достойной, а то и богатой жизни. Если при вас ругают богатых - никогда не поддерживайте эти разговоры, не поддавайтесь, бойтесь косой зависти!

Но что делать, если зависть шевельнулась и в твоем сердце?

Беги от нее, подавляй ее, не дай ей разгореться - она погубит тебя.

Да, это нормально - осуждать дурные поступки, сердиться на нечестных людей, добиваться справедливости. Все что угодно, только не завидовать, не желать другому зла из-за того, что он умен, красиво одет или богат.

Не завидуйте богатству, загляните в себя - у вас тоже есть какое-то другое богатство, вы по-своему хороши и удачливы - хотели бы, чтобы вам кто-то за

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 6 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Найдите и запишите словосочетания (по одному примеру из текста), построенные на основе согласования и управления.

6. Найдите в 4 абзаце антонимы и выпишите их.

7. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 6 абзаца.

8. Выпишите из 2 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

9. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

10. Найдите существительные, соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, корень, суффикс, окончание.

12. Объясните значение слова зависть.

О гонениях судьбы

Почитаем строчки из пушкинской поэмы "Кавказский пленник":

И пленник, тихою рукою
Подняв несчастную, сказал:
"Не плачь: и я гоним судьбою,
И муки сердца испытал.
Нет, я не знал любви взаимной.
Любил один, страдал один;
И гасну я, как пламень дымный,
Забытый средь пустых долин. . . "

Герой поэмы попал в плен к черкесам. Мечтавший о свободе, он стал рабом - может ли быть судьба страшнее?

Но что такое судьба? Почему одни люди удачливы, у них все получается, им все идет впрок, они не знают ни бед, ни болезней, ни смерти близких, и даже само слово "несчастье" им неведомо - а на других постоянно обрушиваются удары судьбы? Человек может внезапно обнищать, тяжело заболеть, попасть в аварию, потерять родителей, попасть в тюрьму.

Некоторые считают, что человек всегда во всем виноват сам и судьба тут ни при чем. Другие считают, что судьба - это предначертание, что каждому человеку от рождения его предопределена своя судьба и ее можно предсказать даже по звездам или по линиям на ладони, или другим каким-нибудь способом.

Но о том, предначертана каждому его судьба или нет, с полной определенностью сказать нельзя. Мир так устроен, что человек не может достоверно знать наперед свою судьбу. Подумайте сами: если бы мы знали ее, то с ней невозможно было бы сражаться и вообще ничего не надо было бы делать - живи покорно, следуя своей судьбе. Человек остался бы без собственной воли, превратился бы в пешку в руках неведомой ему судьбы.

И действительно, некоторые люди живут, покорно подчиняясь судьбе, другие идут наперекор ей, сражаются из последних сил, никогда не теряя надежды на лучшее. Иной раз им удается победить злую судьбу, иной раз - нет, но и в бедах они умеют сохранять присутствие духа, стараются переломить свою судьбу.

И вот еще чем отличается один человек от другого: как он переносит удары судьбы, гонение судьбы.

Есть общее правило достойного человеческого поведения: не роптать на судьбу, стойко переносить ее удары, сохранять мужество в самых невыносимых обстоятельствах. Любить жизнь, какою бы тяжелою она ни была!

Иногда нам кажется, что мы попали в капкан, из которого не выбраться, что жизнь кончится, что злая судьба настигла нас и погубила. Особенно часто это бывает в юности, когда у человека нет опыта жизни и он не знает еще, что даже самая злая судьба все-таки отступает, если хватит терпения и мужества переждать трудные дни, если знать, что рано или поздно судьба и тебе улыбнется. Но ждать лучшего так трудно! Мрачные МЫСЛИ сами собой лезут в голову, и вот созревает самое опасное из решений - покончить с собой.

Этого никогда, ни за что, никакой ценой нельзя делать! Человек, который отказывается жить, сам прерывает нить своей судьбы и отказывается от того счастья, которое скорей всего ждет его в будущем. Если даже судьба предписана заранее, то все равно невозможно даже и предположить, что в ней предусмотрено убийство самого себя, самоубийство.

Да, судьба бывает жестокой. Разве можно сказать что-нибудь другое, если вспомнить о юношах, погибших на далекой войне, о человеке, подло застреленном на пороге собственного дома, - жестокая, злая судьба настигла их.

Но кто жив, тот обязан жить и сражаться с судьбой, с ее гонениями, всегда оставаясь человеком.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 8 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Найдите и запишите словосочетания (по одному примеру из текста), построенные на основе согласования и управления.

6. Найдите в 3 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите грамматическую основу из последнего предложения 4 абзаца.

8. Выпишите из 2 абзаца однокоренные слова и выделите в них корень.

9. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

10. Найдите существительные, соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, суффикс, окончание.

О гордой юности

"Руслан и Людмила" - читали? Но даже если и не читали, ничего в этом стыдного нет, все впереди. Перелистаем страницы:

Накинув тихо покрывало
На деву спящую, Руслан
Идет и на коня садится;
Задумчиво безмолвный хан
Душою вслед ему стремится,
Руслану счастия, побед
И славы и любви желает. . .
И думы гордых, юных лет
Невольной грустью оживляет. . .
Гордая юность! Время счастья, побед, славы, любви. . .

Как, скажете вы, мгновенно оглядев свою жизнь, где же счастье? Где победы? Где слава и любовь? Конечно, обыденная наша жизнь не похожа на волшебную поэму Пушкина, сотканную из сказочных приключений, жизнь редко бывает сказкой.

И все-таки доверимся слову поэта, юность - гордое время жизни, победное, славное, счастливое.

Человеку не свойственно понимать, осязать свои годы. Юность остается воспоминанием, которое приходит к нам с невольной грустью, и многие проживают свою юность, даже не заметив ее, не умея ее оценить, не чувствуя себя юными. Немало людей, которые вечно чувствуют себя стариками и не умеют насладиться гордой юностью, не испытывают этого счастливого чувства гордости, о котором вскользь упоминает Пушкин. А жаль!

Юность действительно гордое время, когда человек чаще всего не знает забот, не обременен семьей и беспокойством за грядущий день, когда все кажется ему под силу, да и сил-то еще немерено. Не гнетут тяжелые жизненные обязанности, не омрачают жизнь болезни, нет за спиной опыта неудач и поражений, нет ничего окончательного - жизнь расстилается перед тобой если не прямой дорогой, покрытой ковром, то во всяком случае безбрежно. Нет славы? Но она ждет тебя. Нет побед? Но они непременно будут. Нет любви? Но она обязательно придет.

Вот гордость юности - в ожидании, в предчувствии, в возможностях, в чистоте.

Да, гордость юности - в чистоте. Жизнь тяжела и трудна, и не многим удается прожить ее, не совершив ничего дурного, не испытав тяжелейшего стыда за свои же собственные поступки. Но юность чиста, юный человек умеет оберечь свою честь, ничем не запятнать ее - и в этом его гордость.

Мало кому удается в наше время приобрести известность или даже славу, что с того? Не будем никому завидовать; если о тебе говорят хорошо, если тебя любят близкие тебе люди, если ты ни на кого не озлобился, если ты не ленишься, не спишь, не дремлешь, а стараешься жить в полную силу - разве этим нельзя гордиться?

Мы обычно не любим гордецов, зазнаек, хвастливых. Но гордость - совсем другое. Гордость, хоть это и покажется странным, прекрасно соединяется со скромностью. Гордый - значит, ни перед кем не унижается и ничем не запятнал свою юность. Гордец - кто задирает нос перед другими, кичится своими родителями или своими пусть необыкновенными способностями, презирает людей.

Нет, гордость юности совсем в другом, другом, другом. . . Впрочем, что такое гордая юность, могут понять лишь те, кто и в самом деле чувствует себя молодым. Говорят: береги честь смолоду. Но можно сказать: береги свою молодость, свою юность, не старайся стать взрослым до времени, до конца насладись своей гордой юностью!

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 7 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “юных лет”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 3 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите грамматическую основу из первого предложения 7 абзаца.

8. Замени слово грядущий (день) из 4 абзаца стилистически нейтральным синонимом и запиши его.

9. Найдите и выпишите по одному существительному, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

10. Найдите существительные, соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, суффикс, окончание.

11. Выпиши из текста пословицу.

О тех, кто слушает и понимает

В одном из незаконченных пушкинских произведений о героине его говорят так:

- Она слушает и понимает - редкое достоинство в наших женщинах.

Присмотримся - вокруг нас очень мало людей, и женщин, и мужчин, которые умеют слушать человека, слышать, что он говорит, и понимать его. Почему многие испытывают чувство одиночества? Что, вокруг никого? Вокруг полно народу, но никто тебя не хочет выслушать, никому ты не интересен, каждый занят собой, своими делами и заботами. А если и слышат тебя, то не понимают. Очень многие молодые люди жалуются на то, что их не понимают родители: "Шестнадцать лет под одной крышей живем, а никак не можем найти общего языка". Общий язык! Оказывается, это такая редкость! Оказывается, даже родной язык может быть непонятен!

Почему так получается? Да потому, что за каждым нашим словом кроется какое-то желание, какой-то интерес, какое-то чувство. Слова все понятны, но мы не понимаем, а точнее сказать - не хотим понимать чужие чувства, интересы, желания, мы не хотим потратить свои душевные силы на чужую Душу. Чтобы понять человека, надо сосредоточиться на нем, принять его - это и есть труд души, о котором так много говорят. А мы ленимся душой, мы боимся впустить в свою душу другого. Оттого у нас такие невнимательные глаза, оттого мы так редко смотрим в глаза друг другу. Спросил на ходу: "Как дела?" - и, не дождавшись ответа или удовлетворившись пустым "Ничего", бежим дальше: "Привет! Как дела? И у меня ничего".

Тоскливое слово ничего - опознавательный знак всех тех, кто не слышит и не понимает людей. Для них все ничего: и человек - ничего, и фильм - ничего, и книга - ничего, и вся жизнь - ничего. Ничего из этой жизни не западает им в душу, не затрагивает, не трогает. Душа не наполняется впечатлениями, чувствами, своими и чужими страстями и превращается в пустой мешок, который мы зачем-то носим с собой. В нем нет ни ценного, ни драгоценного, одно только ничего.

И лишь редко-редко встретится на пути жизни человек, который слушает и понимает, вроде пушкинской героини. Редкое качество. Изумительное достоинство. Но зато такое достоинство, которое доступно каждому. Не всякий талантлив, не все красивы, не каждый и умен. Но для того чтобы слушать и понимать человека, не нужно ни особого ума, ни особых талантов - надо только слушать и стараться понять. . .

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Укажи тип связи предложений 2 абзаца.

4. Назови средства связи предложений в тексте.

5. Замените словосочетание “душевные силы”, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6. Найдите в 3 абзаце синонимы и выпишите их.

7. Выпишите грамматическую основу из второго предложения 2 абзаца.

8. Найдите и выпишите по одному слову, образованному приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

9. Найдите существительные, соответствующие морфемной модели: 1) корень, суффикс, окончание; 2) корень, суффикс, суффикс, окончание.

10. Объясните значение слова достоинство.

О грядущем дне

1. "Что день грядущий мне готовит?" - эту пушкинскую строчку, наверное, знают все если не по "Евгению Онегину", то по знаменитой арии Ленского из одноименной оперы. У Пушкина:

Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.

2. Да, таков закон судьбы - закон, не записанный ни в каком своде. Но это, может быть, единственный закон, которому все безропотно подчиняются и который не нарушил ни один человек.

3. Таинственный, всемогущий закон судьбы: у каждого из нас своя судьба, и нам не дано ее знать. Грядущий, завтрашний день сегодня таится во мгле. . . Это любимая мысль Пушкина. В "Песне о вещем Олеге" почти такая же строчка:

Грядущие годы таятся во мгле. . .

4. Почему так устроена человеческая жизнь? Почему человек, который проник в тайны атома и клетки, познал секреты всего живого и неживого, научился руками и машинами делать то, чего и в природе-то, кажется, нет, - почему не знает он, почему не дано ему знать, что с ним будет завтра?

5. Неспроста это, непростая это загадка. Здесь сталкиваются в противоречии чужая сила и своя воля.

Чужая, высшая, независимая от нас с вами сила - судьба.

Своя, собственная, внутренняя сила - наша воля, наше стремление покорить судьбу, подчинить ее себе, победить.

6. Нам не дано предвидеть завтрашний день именно для того, чтобы мы не боялись той мглы, в которой он скрыт, чтобы мы никогда не теряли надежды, чтобы верили в свое будущее, чтобы напрягали силы в борьбе с судьбой, чтобы сами делали свою судьбу.

7. Скоро закончится школьное время, и каждый из вас, как принято говорить, отправится в самостоятельное плавание по житейскому морю. Оно безбрежно, оно опасно. Оно неприветливо. Сегодня мы все вместе, в одном школьном классе, а завтра - у каждого своя лодочка, свой парус, у каждого свой маяк, до которого он или доплывет, или не доплывет. Хватит ли сил? Хватит ли терпения? Хватит ли мужества испытать свою судьбу и побороться с ней, если даже она и не так уж легка и прекрасна, как каждому хотелось бы?

Что день грядущий нам готовит?

8. Но вот важное. Человек не знает судьбы, однако люди иногда предчувствуют ее. Александр Сергеевич Пушкин описал в "Евгении Онегине" свою собственную смерть на дуэли - за десять с лишним лет до смерти описал, да еще с такими подробностями, будто он все в своей жизни видел наперед.

9. И каждого из нас порой одолевают мрачные предчувствия; мы ждем от жизни не только хорошее, но и дурное, а то и страшное. Предчувствия томят человека, он опускает руки, его силы иссякают.

10. Не поддавайтесь! Верьте в лучшее, с радостным ожиданием встречайте грядущий день, напрягайте силы, действуйте - и судьба улыбнется вам.

Задания к тексту:

1. Определите тему, идею, тип речи и стиль данного текста.

2. Составьте простой план текста.

3. Найдите и выпишите все прилагательные, распределяя их по разрядам.

4. В первом абзаце найдите и выпишите прилагательное образованное сложением.

5. Выпишите синонимы(прилагательные) из 10 абзаца.

6. В 7 абзаце найдите сказуемое, выраженное кратким прилагательным. Выпишите эти предложения и подчеркните сказуемые.

7. Найдите прилагательные в тексте, которые соответствуют морфемным моделям: корень, суффикс, суффикс, окончание.

8. Образуйте от прилагательного хорошее все формы сравнительной и превосходной степени.