Программное содержание: закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе. Продолжать учить различать и называть овощи и фрукты. Учить детей передавать форму различных овощей и фруктов, их цвет. Создание декоративной композиции на тему осени. Воспитывать аккуратность при закрашивание овощей и фруктов.
Словарная работа: овощи, фрукты, муляжи, урожай, время года, загадки.
Оборудование: мольберты, силуэты овощей и фруктов, гуашь, кисти тампоны.
Предварительная работа: рассматривание натуральных фруктов и овощей, муляжи, пробование овощей и фруктов на вкус. Рассматривание плоскостных картинок с овощами и фруктами.
Музыкальные произведения: “Грустный дождик”, муз.Д.Кабалевского, “Листопад”, муз.Т.Попатенко, “Огородная-хороводная”,муз.Б.Можжевелова сл. А.Пассовой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте и угадайте загадку, про какое она время года.
Загадки:
1. Пришла без красок и без кисти, да перекрасила все листья . ( Осень).
2. Несу я урожай, поля я убираю, птиц к югу отправляю , деревья раздеваю, но не касаюсь елочек да сосен. (Осень).
Воспитатель: Правильно, это осень. Ребята, а сейчас сядьте поудобнее на стульчики, я вам включу музыку, я предлагаю представить осень, а потом расскажите: Что мы знаем об осени? Какая она ? Любите ли вы осень? Почему? Она бывает разная.
Ответы детей: Осень бывает дождливая, холодная, дует ветер, осыпаются листья, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай.
Воспитатель: Да ребята осень именно такая и бывает. А что мы собираем осенью?
Дети: Урожай, фрукты и овощи .
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, какое большое, красивое яблоко, необычное и в нем что-то есть . ( Смотрит).
А там задание – загадки.
Наверное, это нам осень прислала. Вы любите отгадывать загадки?
Воспитатель читает загадки, отгадки лежат в корзине ( плоскостные овощи и фрукты.
Загадки:
1. Сто одежек и все без застежек. (Капуста).
2. Ни окон, ни дверей - полна горница людей. (Огурец).
3. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
4. Красная девица, сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).
5. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (Помидор).
6. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок).
7. Над землей трава , под землей алая голова. (Свекла).
8. Круглый бок, желтый бок, растет на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что это ? (Репка).
9. Сочный, желтый, очень кислый. (Лимон).
10. Сочный, круглый, вкусный на вкус сладкий. (Апельсин).
Дети отгадывают, находят фрукты или овощи.
Молодцы ребята, а вы любите рисовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать те фрукты и овощи которые вам нравятся. Посмотрите у нас две корзины, и они пустые, а ведь осень это время сбора урожая. Давайте наполним наши корзины овощами фруктами.
Дети берут по желанию силуэты овоща фрукта, раскрашивают их.
Воспитатель: Пока наши овощи и фрукты сохнут ребята, я предлагаю вам провести хоровод: “Урожай собирай”.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю ребята наши овощи и фрукты разложить по корзинам.
Дети раскладывают овощи и фрукты по корзинам.
Воспитатель: Какой богатый урожай мы с вами собрали к зиме.
Итог занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами на занятии беседовали об осени, слушали музыку, отгадывали загадки, раскрашивали силуэты овощей и фруктов и раскладывали их по корзинам.