Цель: Привить учащимся навыков бережного отношения к своим зубам.
Задачи:
- Проинформировать учащихся о строении зубов.
- Научить правилам ухода за зубами.
- Закрепить умение правильно чистить зубы.
- Воспитывать бережное отношение к своим зубам.
Форма: информационно – практический час
Возраст учащиеся: 7 – 10 лет.
Место проведения: класс, зал отдыха.
План мероприятия:
- Вступительное слово воспитателя (беседа с детьми);
- Работа со стихотворением С.Михалкова “Как у нашей Любы”;
- Оздоровительная минутка;
- Рисование;
- Практикум “Чистка зубов”;
- Найдите правильный ответ;
- Дополнительная информация;
- Упражнение на развитие;
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово воспитателя:
Загадка: “Полон хлебец белых овец” (Зубы)
Что помогает переваривать пищу? Чтобы пища лучше переваривалась в желудке и кишечнике, она смачивается во рту слюной и измельчается зубами.
Первые зубы – молочные, появляются у человека на первом году жизни, к 6-7 годам некоторые из них выпадают и на их месте уже прорезаются новые, постоянные. К 10-11 годам обычно выпадают все молочные зубы, заменяясь постоянными. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Если за зубами неправильно ухаживать, неправильно питаться, появляются дырочки – кариес.
- Зуб – это живой орган. Каждый зуб состоит из 3-х основных частей:
- Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
- Корень – часть зуба, которая невидна в полости рта;
- Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной.
Дырка в зубе - всегда больно. А еще больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам, желудку, легкому.
Подробное строение зуба воспитатель показывает на рисунке 1 (Приложение 1).
2. Работа со стихотворение С.Михалкова “Как у нашей Любы”. Воспитатель зачитывает стихотворение:
“Как у нашей Любы”
Как у нашей Любы разболелись зубы;
Слабые, непрочные –
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- “Мне сегодня не до вас”!
Мама девочку жалеет,
Полоскание в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет
Из бумаги куклу клеит,
Чем бы девочку занять,
Чтобы боль зубную снять!
Обсуждение:
- Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? (Зуб поврежден и в нем дырочка).
- Почему появилась дырочка, и повредился зуб? (Потому что ела много сладкого).
3. Оздоровительная минутка:
Упражнение: “Держи осанку”.
Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Заведите руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине ладони касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку. Максимально разверните плечи отведите назад. Дыхание спокойное. Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.
4. Рисование:
Воспитатель раздает каждому ребенку листочек с карандашами.
Задание детям:
Нарисуйте зуб – замок, в котором поселилась зубная боль. Где будет вход в замок? (Дырочка).
Вопросы:
- Что нужно делать, если возникла боль? (Идти к врачу)
- Что нужно сделать, чтобы зубная боль не попала в замок? (Чистить зубы, ходить к стоматологу).
5. Практикум: “Чистка зубов”.
Дети отвечают на заданные им вопросы.
- Зачем человеку зубная паста и щетка? (Чтобы зубы были чистыми).
- Как надо ухаживать за зубами? (После еды – полоскать рот, утром и вечером чистить зубы пастой).
- Кто знает, что необходимо иметь каждому человеку для ухода за зубами? (Зубную щетку и пасту).
- Щетку надо выбирать с ровной и мягкой щетиной или вообще не надо? (Надо, с ровной и мягкой щетиной).
- Также щетку нужно регулярно мыть. Менять раз в 3-4 месяца.
На рисунке 2 изображены способы чистки зубов (Приложение 2).
Как правильно чистить зубы?
- Зубная щетка располагается вдоль линии десен. Движение зубной щетки сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение зубной щетки–вперед-назад.
- Кончиком щетки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
6. Найдите правильный ответ: Дети выбирают правильный ответ.
- Я чищу зубы 2 раза в день
- Я перекусываю фрукты и овощи после чистки своих зубов.
- Я часто ем сладкое.
- Я не грызу ручки и карандаши, а ем их сразу.
- Я ем много сладкого.
- Я хожу к стоматологу для осмотра моих зубов.
- Я вообще не хожу к стоматологу.
- Я меняю щетку в 5-6 месяцев.
7. Дополнительная информация:
В XXI веке, все чаще используются новые разработки щеток, такие как щетка Richdel Effect и другие. Также есть и новые зубные пасты как: “Blendamed”, “Colgate”, “Pepsodent” и другие. Желательно использовать зубную пасту содержащую фтор.
Фтор – это вещество, которое укрепляет зубы и защищает от кариеса. Никогда не чистите зубы чужой щеткой. Также есть много разных зубных заболеваний связанных с неправильным уходом за зубами, такие заболевания как:
- Цинга;
- Парандонтос;
- Кариес.
Современная медицинская аппаратура и новейшие препараты позволяют врачам безболезненно лечить зубы.
Остатки пищи, скопившиеся между зубами, создают благоприятную среду для размножения микробов. Для удаления их, каждый день перед сном нужно чистить зубы, а после еды полоскать рот теплой водой. Для чистки зубов лучше применять профилактические противовоспалительные зубные пасты, а зубные щетки мыть с мылом и кипятком.
8. Упражнение на развитие:
Дети отвечают на заданные вопросы:
- Выберите те продукты, которые полезны для зубов: сахар, яблоко, морковь, конфета, орех, творог.
- Если у вас здоровые зубы, надо ли посещать стоматолога? (Надо).
- Чем в древние времена чистили зубы? (Веточкой папоротника).
- Какие овощи и фрукты нужно есть, чтобы зубы были здоровыми и крепкими? (Лук, морковь, чеснок, яблоко, апельсин, банан, орех, капуста и многое другое).
- Как называют врача, который лечит зубы? (Стоматолог).
- Можно ли есть мороженое после горячей пищи? (Нет, нельзя).
- Можно ли ковыряться в зубах? (Нет, зубы будут неровные и поранишь десну).
- Зубную щетку нужно мыть с мылом или нет? (Да, чтобы убить микробы).
9. Подведение итогов:
- Как устроены зубы?
- Для чего нужны зубы человеку?
- Как сберечь зубы?
- Когда чистят зубы?
- Как выбрать зубную щетку?
- Как ухаживать за зубной щеткой?