Цели:
Образовательная:
- повторение и обобщение пройденного материала
Развивающие:
- развитие логического мышления, самостоятельности, способности работать в группе, ораторского искусства, умения отстоять свою точку зрения, интереса к традициям казахского народа;
Воспитательные:
- воспитание стремления достигать поставленной цели, уважения к сопернику, толерантности, чувства патриотизма.
Оборудование:
- 4 персональных компьютера;
- проектор;
- экран;
- принтер.
Предварительная подготовка:
- разобрать 2 компьютера;
- проверить наличие на компьютере для жюри файла электронного протокола игры, Приложение 1;
- проверить наличие следующих приложений: пакет MS Office;
- разместить на компьютерах необходимые заготовки – Приложение 2;
- распечатать необходимый раздаточный материал – Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7.
ПЛАН ИГРЫ
- Вступительное слово, знакомство с жюри, участниками, жеребьевка – 6 минут
- Аударыспак (конкурс капитанов) – 5 минут
- Конкурс дизайнеров – 12 минут
- Защита работ дизайнеров – 5 минут
- Турнир виртуозов – 5 минут
- Кокпар тарту – 7 минут
- Подведение итогов, вручение дипломов – 5 минут
3а. Алтыбакан – 6 минут
3б. Жамбы ату – 6 минут
ХОД ИГРЫ
Перед началом игры каждый участник получает именной бейдж, Приложение 8.
1. Вступительное слово, знакомство с жюри, участниками, жеребьевка
(На экране титульный слайд с названием мероприятия, Презентация)
Слайд 1
- Добрый день дорогие участники и гости! Рада приветствовать вас на интеллектуальном поединке знатоков информатики “Кибер-байга”. В этот прекрасный день свои знания и умения в области информационных технологий продемонстрируют учащиеся 10-х классов. Позвольте представить членов беспристрастного уважаемого жюри (перечислить членов жюри, указывая имена и род деятельности)
- Поприветствуем наших участников:
- Сафронов Артур - 10А
- Фирсова Наталия – 10А
- Скакунова Екатерина – 10А
- Рамазанов Алмат – 10А
- Ахапкина Ирина – 10А
- Токаева Молдир – 10Б
- Смагулов Темирлан – 10Б
- Смольников Денис – 10Б
- Тореханов Байдаулет – 10Б
- Булумбаева Асель – 10Б
На экранах команд картинки с названием команд и изображением их символов, Приложение 9, Приложение 10.
- Среди многочисленных традиций и обычаев казахского народа есть традиция устраивать байгу – конные состязания, и посвящать ее каким-либо памятным событиям. И сегодня нашу необычную “Кибер-байгу” мы посвящаем празднованию Дня первого Президента.
(На экране слайд с изображением портрета Президента)
Слайд 2
Выступление учащегося с краткой информацией о первом Президенте Республики Казахстан Нурсултане Абишевиче Назарбаеве.
- Существует много видов байги: Жорга жарыс, Кунан байга, Аламан байга. Кибер-байга, как вы могли сегодня заметить. Каждая из них имеет свои особенности. Например, жорга жарыс – состязание на иноходцах.
(На экране слайд с изображением Жорга жарыс)
Слайд 3
- Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади с раннего возраста, если у нее имелись задатки. Этим занимались специальные мастера (жоргашы).
(На экране титульный слайд с названием мероприятия)
Слайд 1
- В нашей “Кибер-байге” тоже есть свои особенности: наличие двух команд, в каждой команде по капитану, готовность быстро продемонстрировать свои умения, знания, навыки, смекалку, уважение соперников и обязательно улыбка, ведь мы сегодня собрались здесь получить именно положительные эмоции. И пусть кто-то обскачет, а кто-то отстанет, но главное, что к финишу придут все!
- А теперь, чтобы начать наш поединок, участники разделятся на команды. Каждый из вас при входе в зал получил именной жетон с номером, а сейчас внимание на экран.
(На экране слайд для жеребьевки)
Слайд 5
- Пожалуйста, убедитесь, что на экране присутствуют те же самые номера. Называйте свой, чтобы члены жюри могли их сопоставить с экраном. Внимание.
(На экране 10 квадратов с номерами участников; квадраты через один по щелчку мыши окрашиваются в красный и зеленый цвета; затем квадраты по цветам перемещаются в разные стороны, возле каждого номера появляется имя участника и название команд Тyлпар, Аргымак.)
- Ну, что ж, наши участники уже на конях, но кто же из них капитан? Я прошу участников турнира разойтись за рабочие места, обсудить и озвучить имена капитанов.
- Капитан – это самый смелый, капитан – это самый отважный, капитан – всегда первый.
2. Аударыспак (конкурс капитанов)
- И наш первый этап Кибер-байги будет именно для капитанов. Это состязание мы назвали Аударыспак.
(На экране слайд с изображением Аударыспак)
Слайд 6
- Небольшая справка. Аударыспак – борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от целого аула и рода.
- Я не сомневаюсь, что наши капитаны обладают всеми этими качествами. Но блеснуть они должны не физической силой, а умением подключить компьютер.
- Жюри сможет узнать, кто победил, когда услышит приветственную мелодию операционной системы Windows. Команды заработают 2 и 1 балл соответственно.
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
Слайд 7
3. Конкурс дизайнеров
- Следующий этап нашей Кибер-байги – это конкурс дизайнеров. На данном этапе вам необходимо будет создать в приложении MS PowerPoint мультимедийное поздравление для нашего Президента в честь праздника. Для выполнения этого задания выберите по 2 участника из своей команды. Команда в течение конкурса имеет право один раз попросить помощь у консультанта (член жюри). Если одной консультации будет не достаточно, то за дополнительные обращения к нему будет сниматься по 0,5 балла за каждое. При оценивании конечного результата будут учитываться следующие критерии: стиль, цветовое решение, оригинальность, защита. Уважаемое жюри, прошу засечь время.
3а. Алтыбакан
- А тем временем мы оставим наших виртуальных лошадей и покачаемся на качелях. Следующий конкурс – Алтыбакан.
(На экране слайд Алтыбакан)
Слайд 8
- Небольшая справка. Алтыбакан (буквально “шесть столбов”) – казахские качели, сооружались из шести столбов, концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алтыбакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую-нибудь веселую песню, остальные подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга.
- Для этого турнира нам понадобится 6 человек, т.е. все оставшиеся участники. Вам будут заданы 6 вопросов, на которые как можно быстрее нужно дать правильный ответ. Команда, которая быстрее решит логическую задачку – поднимает руку, и ей дается право первой ответить на вопрос. При этом будут заработаны 2 балла. Если ответ неправильный, то с команды снимается 0,5 балла и право ответа передается другой команде.
Вопросы на конкурс:
- Груша весит тяжелее, чем яблоко. А яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик. (Груша)
- Два мальчика играли на домбре, а один на кобызе. На чем играл Айдын, если Нурлан и Аскар и Аскар с Айдыном играли на разных инструментах. (Айдын играл на домбре)
- На столе стояли три стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одиного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (три)
- У Мадины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько яблок было у Мадины? (три)
- Бревно разделили на три части. Сколько сделали распилов? (два)
- Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова. (Петя Чернов и Миша Белов)
(На экране слайды с вопросами)
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
3б. Жамбы ату
- Напоминаю, что у наших дизайнеров осталось 5 минут, работа кипит, а мы продолжаем нашу байгу. Следующий конкурс Жамбы ату и по традиции справка. Жамбы ату – стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень.
- В нашем конкурсе скорость и меткость будут играть не последнюю роль, так как командам предстоит ответить за 3 минуты на как можно большее количество вопросов, то есть попасть в цель наибольшее количество раз. Турнир начнет команда, уступившая в предыдущем состязании. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неверный ответ баллы не начисляются, но и не снимаются, второй попытки ответить на вопрос не дается, происходит переход к следующему вопросу. Будьте внимательны, вас ожидают сюрпризы, как приятные, так и не очень. Но всему свое время. Начнем.
(На экране слайд с полем вопросов)
Слайд 15–65
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
4. Защита мультимедийных поздравительных
- Итак, наши дизайнеры завершили свою работу, предоставим им слово. Напоминаем, что защита не должна превышать по времени 2 минут.
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
5. Турнир виртуозов
- Компьютеры у нас освободились и на полном скаку мы врываемся в следующий этап – турнир Компьютерных виртуозов.
- Виртуозно можно управлять лошадью, а можно и компьютерной мышкой, причем даже с закрытыми глазами. Команды, выберите виртуоза, которому мы завяжем глаза, и в таком состоянии ему предстоит произвести установку программы (WinRar), а направлять его действия будут члены команды. Кто быстрее справится с этим заданием, тот заработает 5 баллов, отставшая команда – в два раза меньше.
- Напоминаю, что нужно быть взаимно вежливыми и очень внимательными. Не мешать друг другу, не управлять своим виртуозом слишком громко, дабы не сбивать команду соперников.
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
6. Кокпар тарту
- Наша байга вышла на финишную прямую. Пришпорим наших виртуальных коней на последнем рывке. Я объявляю конкурс Кокпар тарту.
- Кокпар тарту связана с борьбой за тушу животного. Цель – первым донести тушу козла до условленного места. По сигналу судьи каждый старался захватить тушу, остальные бросались в погоню, чтобы вырвать добычу.
- Наши команды на полном скаку постараются распаковать имеющийся архив с заданием и выполнить это задание как можно быстрее, первым распечатать и отдать выполненное задание членам жюри, т.е. постараться вырвать победу из рук соперника.
(На экране слайд с изображением Кокпар тарту, а затем, после того, как команды распакуют архив с заданием, на экран выводится слад с этим заданием для всех присутствующих. После проверки работ учащихся выводится слайд с результатом задания для всех присутствующих.)
(На экране слайд для внесения результатов этапа)
7. Подведение итогов, вручение дипломов
Вот и замкнулся круг, по которому во весь опор пронеслась наша “Кибер-байга”. Я попрошу членов жюри огласить ее результат. Кто же пришел к финишу первым? Тyлпар или Аргымак?
Слово жюри. Награждение участников именными дипломами, Приложение 11.