Начальная школа – это первооснова воспитания и образования.
Ее главная задача – так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник независимо от своих возможностей мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.
Усиление акцентов на вариативность и личностную направленность системы начального образования требует от учителя поиска современных эффективных методов и технологий обучения.
Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.
Что же такое информационно-образовательная среда (ИОС)?
Особенности формирования информационно-образовательной среды отражаются в нормативных документах федеральной образовательной политики.
Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начальной школы важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и другое.
В условиях информатизации образования и, в целом, становления информационного общества развивающая образовательная среда определяется как информационно-образовательная. И это связано прежде всего с тем, что всё, что окружает человека, начинает рассматриваться как информация или её источник.
В целом, можно говорить о том, что ИОС – система информационной, технической и учебно-методической составляющих, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс.
Но создание ИОС – это не только внедрение ИКТ в образовательный процесс. Ведь обеспечить школу современной компьютерной техникой несложно, было бы достаточное финансирование. Гораздо сложнее правильно использовать эти ресурсы, чтобы строить образовательный процесс совсем по-другому, на новом уровне.
Качество ИОС сегодня можно определить и как способность этой среды обеспечить систему возможностей для эффективного личностного саморазвития (становления) ребенка в ходе образовательного процесса.
Итак, информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня.
И при её создании в начальной школе на первое место встаёт ЛИЧНОСТЬ самого ПЕДАГОГА, его квалификация и компетенция. Профессиональное мастерство учителя сегодня складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:
- проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
- правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей, организация проектной деятельности);
- оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
- свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.
Если говорить о моей педагогической деятельности, то вся моя работа – это прежде всего постоянное самообразование, повышение своей квалификации и педагогического мастерства на всевозможных курсах, семинарах, конкурсах, которых в моей жизни всегда было немало.
Так, к примеру, несколько лет назад я окончила годичные курсы при РГУ им. С.А. Есенина по теме: «Преподавание информатики в начальной школе» и в настоящее время преподаю информатику для младших школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Совсем недавно я освоила новый курсы:
- «Развитие умения работать с информацией в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»;
- «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века» (Intel Обучение для будущего) и др.;
- стала лауреатом Всероссийской (дистанционной) олимпиады педагогов начальной школы (с международным участием), посвящённой 55-летию системы Л.В. Занкова в номинации «Разработка итоговой комплексной работы для 1 класса».
Используя в своей каждодневной работе современные образовательные технологии:
- деятельностного метода;
- метода проектов;
- информационно-коммуникационных технологий;
- технологии инновационной оценки «Портфолио»,
добиваюсь высоких результатов в обучении своих воспитанников.
Среди моих учеников – победители и лауреаты Всероссийских конкурсов и фестивалей, например, таких, как:
- «Инфознайка» (2010 и 2012 годы);
- «Познание и творчество» (2010 и 2011 годы);
- участники Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» (2011 и 2012 годы);
- участники Всероссийской интернет-выставки достижений учащихся (2012 год).
Но, помимо роли самого учителя и качества его профессиональной деятельности, ИОС включает в себя и другие составляющие:
1) наличие в ОУ компонентов на бумажной основе
(в моём классе этот ресурс представлен большим количеством словарей, пособий для учителя и учеников, который, конечно же, появился не сразу, а накапливался и собирался в течение многих лет)
2) наличие в ОУ компонентов на CD-DVD носителях
(электронные приложения к различным учебникам, электронные пособия, тесты, электронные тренажёры) – такая «электронная» библиотека при правильном использовании очень помогает учителю и его ученикам в работе и постоянно пополняется мною
3) наличие в ОУ Интернет-среды
(в нашей школе существуют 2 компьютерных класса; создан и функционирует школьный сайт; в школе работает локальная сеть с постоянным доступом в Интернет)
С 1 сентября 2012 года доступ к сети Интернет стал возможен и в моём кабинете начальных классов, что в будущем позволит мне, я надеюсь, вести урок с использование мультимедиа коллекции, показывать детям приёмы и способы поиска информации в сети, вести Интернет-уроки, электронный журнал для родителей.
Кроме того, в этом учебном году в кабинет приобретён мобильный компьютерный класс ICLab Mini (15 нетбуков+1 учительский ноутбук), в котором уже создана локальная сеть, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения у младших школьников.
В будущем хотелось бы так же оборудовать свой кабинет как многофункциональное пространство – не только для учёбы, но и для отдыха и расслабления…
Кроме того, новые требования ФГОС предполагают, что библиотека ОУ должна быть укомплектована печатными образовательными и ЭОР по всем предметам (чего, к сожалению, в нашей школе пока нет в полном объёме, хотя школьная библиотека обновила свои книжные ресурсы почти на 100%).
Необходимо также наладить и автоматизацию управленческой деятельности: документооборота, управления и планирования учебной деятельности.
Так что есть над чем работать и к чему стремиться…
Таким образом, в самом общем виде единая ИОС школы представляет собой комплексную систему, в которой должны быть задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса (администрация, учителя, ученики, родители, вышестоящие организации, другие учебные заведения и т.д.).
Однако, я думаю, переход на новые образовательные стандарты, создание ИОС в школе невозможен без учителя нового типа – ДУМАЮЩЕГО, ТВОРЧЕСКОГО, СОВРЕМЕННОГО.
Именно «кадры решают всё», и это, на мой взгляд, самая главная задача при формировании нашей новой школы – ШКОЛЫ БУДУЩЕГО!