Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе.
Задачи:
обучающие:
- закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глаголов;
- способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей;
- обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания;
развивающие:
- развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
- развивать умения обнаруживать морфологические признаки и орфограммы, связанные с темой “Глагол”;
- активизировать словарный запас учащихся;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование:
для учителя:
- плакаты: “Глагол как часть речи”, “Морфемный разбор глагола”, “Морфологический разбор глагола”, “Синтаксический разбор глагола”;
- схема “что такое глагол”;
- рисунок Его Величества Глагола;
- карточки с глагольными суффиксами –ть, -ти; и –чь;
- таблица времён глагола;
- плакат “страна Глаголия”;
- карточки с личными и родовыми окончаниями глагола и глагольным суффиксом –л;
- рисунки: 1 спряжение и 2 спряжение;
- алгоритм написания гласных –е, -и в окончаниях глаголов;
- рисунки: -тся, -ться;
- алгоритм написания -тся, -ться в глаголах;
- схемы морфемного разбора различных глаголов;
для учащихся:
- таблица времён глагола;
- карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. Формулирование темы и цели урока.
- Какая часть речи так о себе говорит:
Я действие люблю, люблю движение,
Бездействовать я просто не могу!
И с теми я дружить не стану,
Кто ленится и спит буквально на ходу!
- Как вы догадались?
- Что же такое глагол?
На доске схема:
Мы с вами закончили изучение глагола, как части речи. Узнали о нём много нового.
- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке, какова будет наша цель?
Но мы будем не просто повторять, обобщать, систематизировать.
Его Величество Глагол приглашает нас совершить путешествие в удивительную страну, в которой он правит. А вот будет ли оно увлекательным, зависит от нас с вами.
III. Минутка чистописания.
- Посмотрите, как красиво Глагол зашифровал название своей страны:
- Кто может её расшифровать?
- А попасть в страну Глаголию сможет только тот, кто сумеет так же красиво написать её название. Нелёгкая задача. Здесь очень много трудных соединений, которые, несмотря на то, что мы заканчиваем 4-ый класс, не у всех получается правильно. Особенно соединения букв Л, Я с предыдущими буквами. Потренируемся сначала их писать.
А теперь напишите в тетради название страны, в которую мы отправляемся.
IV. Совершенствование умений и навыков и закрепление изученного.
1) Неопределённая форма глагола.
Глагол прислал нам сопровождающих, которые доведут нас до самых ворот этой чудесной страны.
На доске карточки:
Да это, по-моему, наши старые знакомые!
- Узнали их? Кто они такие?
- Как вы думаете, почему именно этих сопровождающих прислал нам глагол?
Значит, мы начинаем наше путешествие с самого начала. Но давайте поближе познакомимся с нашими сопровождающими, узнаем, как их зовут. Впрочем, они согласны, чтобы вы сами дали им имена. Назовите глаголы с суффиксами -ть; -ти и оканчивающихся на -чь.
Выберем по одному имени для каждого из них и запишем в тетрадь в столбик.
2) Образование временных форм у глаголов совершенного и несовершенного вида. Работа в парах.
Вот уже вдали показались башенки главных дворцов Его Величества Глагола.
- Сколько их?
- Как вы думаете, почему именно 3, а не 2 и не 5.?
Дополнение схемы на доске:
Внутри дворцов очень красиво. Наши сопровождающие согласились провести для нас экскурсию по ним. Но оказалось, что некоторым из глаголов открыт доступ в любой дворец, а другим – кое-куда ход закрыт.
- В чём тут дело?
- Какие же глаголы могут проходить всюду? Почему?
- А для каких глаголов есть ограничения? Почему?
Работа в парах: заполните таблицу, поставьте знаки “+” или “-”.
На доске и у учащихся на партах карточки:
Наст. вр. |
Прош. вр. |
Будущ. вр. |
|
Что делать? (несов. вид) | |||
Что сделать? (сов. вид) |
Проверка.
Измените глаголы, написанные у вас в тетрадях, по временам.
Оцените свою работу в тетради.
Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу соседа по парте).
3) Физкультминутка.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод
“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“Прыгать” - прыгаю,
“Бегать” - бегаю.
И я прыгал, и я двигал,
И я топал, и полол,
Пока не выучил глагол.
4) Изменения глаголов настоящего и будущего времен по лицам и числам (спряжение) и глаголов прошедшего времени по родам и числам.
И вот мы уже у ворот страны Глаголии. Но, оказывается, не только мы спешим сюда.
- Вот сколько у нас попутчиков! Узнали их? (на доске карточки с личными, родовыми окончаниями глаголов и глагольным суффиксом –л)
Встали они на перепутье и не знают, для кого из них какая дорога правильной будет. Посоветуйте им кому куда направляться (в какой дворец) и объясните, почему.
Выведите их на нужную дорогу: мальчики, помогите личным окончаниям, а девочки – родовым окончаниям и суффиксу - л. (учащиеся по два человека (мальчик и девочка) выходят к доске и выполняют задание)
5) Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа.
Только приготовились глаголы войти в ворота, как путь им преградили два грозных стражника. Гостей во дворец прошедшего времени они пропустил беспрепятственно, а вот личные окончания - задержали и заявили, что прежде чем пройти, они должны разобраться по парам и чётко представится (назвать себя). (К доске выходят ученики по два человека: -у, -ю - окончания 1- го лица, ед.ч.
-ешь, -ишь - окончания 2 - го лица ед.ч. и т.д.)
- Догадались вы, как зовут этих грозных стражников? (1 спряжение и 2спряжение)
- Окончания первого лица единственного числа понравились обоим стражникам, и они их пропустили беспрепятственно, а вот с остальными окончаниями вышла заминка. Оказалось, что вместе они могут пропускать в ворота только тех, кто им обоим понравиться. А тут - те, кто одному нравится, а другому - ни капельки. И наоборот. Как же быть?
- Кого же пропустит стражник 1 спряжения? (окончания с гласной е)
- А стражник 2 спряжения? (окончания с гласной и)
- Но стражники пропустят окончания только с одним условием, что они найдут своё место в пословицах.
На доске пословицы:
Цену вещи узна... , когда потеря... .
Где стро... , там всегда ямы ро... .
Кто добрых слов не слыш..., тот легко другого обид... .
- Растерялись окончания, заблудиться боятся. Что вы им посоветуете?
На доске выстраивается алгоритм:
Запишите пословицы в тетрадь, допишите окончания.
Оцените свою работу в тетради.
Проверка.
6) Физкультминутка.
Повторим глаголы исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать и обидеть,
Ненавидеть и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя!
А ещё есть брить, стелить.
И про них нельзя забыть.
Что про них нельзя забыть?
7) Правописание сочетаний -тся, -ться. Работа в группах.
Ворота распахнулись, и навстречу нам спешат придворные Его Величества Глагола.
- Кто они?
Постфикс -ся - всем нам понятно -
Сделает глагол возвратным!
- Почему этот суффикс получил такое название?
- Послушайте сказку о возвратных глаголах:
Глагол вышел из дома, но на дороге стоял постфикс -ся. Пришлось Глаголу возвратиться, хоть возвращаться и не хотелось. Так глагол стал возвратным.
- Какие глаголы в этой сказке возвратные? Запишите их. Выделите постфиксы.
Проверка.
- Это, конечно, сказка. А какие глаголы называются возвратными?
- Постфиксы так приветливо нам улыбаются, а сами такими коварными бывают. Мало того, что так и хочется (раньше хотелось) вместо -ся написать -ца, так ещё мягкий знак перед ними то пишется, то не пишется. Но мы научились с их коварством бороться. Как?
На доске алгоритм:
Что делает? Что делают? (3 л.)
тся
Что делать? (н.ф.)
ться
Работа в группах: замените словосочетания одним словом и запишите в соответствующий столбик:
- Надуть губы (обидеться, надуться).
- Попасть впросак (ошибиться).
- Машет кулаками (дерётся).
- Нестись сломя голову (очертя голову) - (торопиться).
- Держит ушки на макушке (прислушивается).
- Чувствует себя не в своей тарелке (стесняется).
Проверка.
- Какие глаголы записали в 1 столбик? Почему в них не пишется мягкий знак?
-.Какие глаголы записали во 2 столбик?
8) Игра “Встань – сядь”.
9) Разбор глаголов по составу.
- Оказывается путь к дворцам Его Величества Глагола лежит через Поляну загадок, которую не перейдёшь, пока загадки не разгадаешь:
а) – О каких глаголах идёт речь? Как догадались?
На доске:
ить – н.ф., 2 спр., наст. или будущ. время
ается - 1 спр., 3-е л., ед.ч., возвр.
б) Разберите полученные глаголы по составу и найдите схемы, к которым они относятся.
Оцените свою работу в тетради.
Проверка.
10) Роль глаголов в предложении.
Вот мы и во дворце Его Величества Глагола. Но здесь большой переполох. Один из его подданных перепутал все буквы в одном важном послании.
На доске текст послания:
Бисглоголов жызьнь за техаит движение за тухаит и всё ва крук за мираит и нерадуица.
- Что надо сделать?
- Поможем исправить ошибки?
Запишите текст послания без ошибок и объясните все орфограммы, обозначьте их графически.
Проверка.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
Проверка.
- В предложении несколько глаголов. Какую роль они выполняют?
Его Величество Глагол благодарит нас за помощь.
11) Морфологический разбор глагола.
Выберите любой глагол из предложения и разберите как часть речи.
Взаимопроверка.
- Глаголы у вас разные. Имеет смысл проверять морфологический разбор остальных глаголов? Почему?
V. Рефлексия.
- Однажды Его Величеству Глаголу предложили ответить на вопросы анкеты. А будь вы на его месте, как бы вы на них ответили?
Вопросы анкеты:
а) Что вы больше всего любите?
б) С кем дружите?
в) Кого не любите?
- Понравилось вам путешествие по стране Глаголи?
- Оцените свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
- А теперь представьте себе, что мы очутились в совсем другой стране - Безглаголии. Радостно было ли вам там находиться?
- Почему?
- Дома напишите небольшой рассказ об этой стране, о том, что чувствовали вы, попав в эту страну, и каково живётся жителям Безглаголии.