Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе.

Задачи:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописании безударных личных окончаний глаголов;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей;
  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания;

развивающие:

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся;
  • развивать умения обнаруживать морфологические признаки и орфограммы, связанные с темой “Глагол”;
  • активизировать словарный запас учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
  • воспитывать интерес к изучению родного языка.

Оборудование:

для учителя:

  • плакаты: “Глагол как часть речи”, “Морфемный разбор глагола”, “Морфологический разбор глагола”, “Синтаксический разбор глагола”;
  • схема “что такое глагол”;
  • рисунок Его Величества Глагола;
  • карточки с глагольными суффиксами –ть, -ти; и –чь;
  • таблица времён глагола;
  • плакат “страна Глаголия”;
  • карточки с личными и родовыми окончаниями глагола и глагольным суффиксом –л;
  • рисунки: 1 спряжение и 2 спряжение;
  • алгоритм написания гласных –е, -и в окончаниях глаголов;
  • рисунки: -тся, -ться;
  • алгоритм написания -тся, -ться в глаголах;
  • схемы морфемного разбора различных глаголов;

для учащихся:

  • таблица времён глагола;
  • карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Всех зовёт он на урок.
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

II. Формулирование темы и цели урока.

- Какая часть речи так о себе говорит:

Я действие люблю, люблю движение,
Бездействовать я просто не могу!
И с теми я дружить не стану,
Кто ленится и спит буквально на ходу!

- Как вы догадались?

- Что же такое глагол?

На доске схема:

Мы с вами закончили изучение глагола, как части речи. Узнали о нём много нового.

- Как вы думаете, что нам предстоит сделать на уроке, какова будет наша цель?

Но мы будем не просто повторять, обобщать, систематизировать.

Его Величество Глагол приглашает нас совершить путешествие в удивительную страну, в которой он правит. А вот будет ли оно увлекательным, зависит от нас с вами.

III. Минутка чистописания.

- Посмотрите, как красиво Глагол зашифровал название своей страны:

- Кто может её расшифровать?

- А попасть в страну Глаголию сможет только тот, кто сумеет так же красиво написать её название. Нелёгкая задача. Здесь очень много трудных соединений, которые, несмотря на то, что мы заканчиваем 4-ый класс, не у всех получается правильно. Особенно соединения букв Л, Я с предыдущими буквами. Потренируемся сначала их писать.

А теперь напишите в тетради название страны, в которую мы отправляемся.

IV. Совершенствование умений и навыков и закрепление изученного.

1) Неопределённая форма глагола.

Глагол прислал нам сопровождающих, которые доведут нас до самых ворот этой чудесной страны.

На доске карточки:

Да это, по-моему, наши старые знакомые!

- Узнали их? Кто они такие?

- Как вы думаете, почему именно этих сопровождающих прислал нам глагол?

Значит, мы начинаем наше путешествие с самого начала. Но давайте поближе познакомимся с нашими сопровождающими, узнаем, как их зовут. Впрочем, они согласны, чтобы вы сами дали им имена. Назовите глаголы с суффиксами -ть; -ти и оканчивающихся на -чь.

Выберем по одному имени для каждого из них и запишем в тетрадь в столбик.

2) Образование временных форм у глаголов совершенного и несовершенного вида. Работа в парах.

Вот уже вдали показались башенки главных дворцов Его Величества Глагола.

- Сколько их?

- Как вы думаете, почему именно 3, а не 2 и не 5.?

Дополнение схемы на доске:

Внутри дворцов очень красиво. Наши сопровождающие согласились провести для нас экскурсию по ним. Но оказалось, что некоторым из глаголов открыт доступ в любой дворец, а другим – кое-куда ход закрыт.

- В чём тут дело?

- Какие же глаголы могут проходить всюду? Почему?

- А для каких глаголов есть ограничения? Почему?

Работа в парах: заполните таблицу, поставьте знаки “+” или “-”.

На доске и у учащихся на партах карточки:

 

Наст. вр.

Прош. вр.

Будущ. вр.

Что делать? (несов. вид)      
Что сделать? (сов. вид)      

Проверка.

Измените глаголы, написанные у вас в тетрадях, по временам.

Оцените свою работу в тетради.

Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями и оценивают работу соседа по парте).

3) Физкультминутка.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод
“Кричать” - кричу,
“Вертеть” - верчу,
“Прыгать” - прыгаю,
“Бегать” - бегаю.
И я прыгал, и я двигал,
И я топал, и полол,
Пока не выучил глагол.

4) Изменения глаголов настоящего и будущего времен по лицам и числам (спряжение) и глаголов прошедшего времени по родам и числам.

И вот мы уже у ворот страны Глаголии. Но, оказывается, не только мы спешим сюда.

- Вот сколько у нас попутчиков! Узнали их? (на доске карточки с личными, родовыми окончаниями глаголов и глагольным суффиксом –л)

Встали они на перепутье и не знают, для кого из них какая дорога правильной будет. Посоветуйте им кому куда направляться (в какой дворец) и объясните, почему.

Выведите их на нужную дорогу: мальчики, помогите личным окончаниям, а девочки – родовым окончаниям и суффиксу - л. (учащиеся по два человека (мальчик и девочка) выходят к доске и выполняют задание)

5) Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Самостоятельная работа.

Только приготовились глаголы войти в ворота, как путь им преградили два грозных стражника. Гостей во дворец прошедшего времени они пропустил беспрепятственно, а вот личные окончания - задержали и заявили, что прежде чем пройти, они должны разобраться по парам и чётко представится (назвать себя). (К доске выходят ученики по два человека: -у, -ю - окончания 1- го лица, ед.ч.

-ешь, -ишь - окончания 2 - го лица ед.ч. и т.д.)

- Догадались вы, как зовут этих грозных стражников? (1 спряжение и 2спряжение)

- Окончания первого лица единственного числа понравились обоим стражникам, и они их пропустили беспрепятственно, а вот с остальными окончаниями вышла заминка. Оказалось, что вместе они могут пропускать в ворота только тех, кто им обоим понравиться. А тут - те, кто одному нравится, а другому - ни капельки. И наоборот. Как же быть?

- Кого же пропустит стражник 1 спряжения? (окончания с гласной е)

- А стражник 2 спряжения? (окончания с гласной и)

- Но стражники пропустят окончания только с одним условием, что они найдут своё место в пословицах.

На доске пословицы:

Цену вещи узна... , когда потеря... .

Где стро... , там всегда ямы ро... .

Кто добрых слов не слыш..., тот легко другого обид... .

- Растерялись окончания, заблудиться боятся. Что вы им посоветуете?

На доске выстраивается алгоритм:

Запишите пословицы в тетрадь, допишите окончания.

Оцените свою работу в тетради.

Проверка.

6) Физкультминутка.

Повторим глаголы исключения:
Гнать, держать,
Смотреть и видеть,
Дышать, слышать и обидеть,
Ненавидеть и терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на е спрягать нельзя!
А ещё есть брить, стелить.
И про них нельзя забыть.
Что про них нельзя забыть?

7) Правописание сочетаний -тся, -ться. Работа в группах.

Ворота распахнулись, и навстречу нам спешат придворные Его Величества Глагола.

- Кто они?

Постфикс -ся - всем нам понятно -
Сделает глагол возвратным!

- Почему этот суффикс получил такое название?

- Послушайте сказку о возвратных глаголах:

Глагол вышел из дома, но на дороге стоял постфикс -ся. Пришлось Глаголу возвратиться, хоть возвращаться и не хотелось. Так глагол стал возвратным.

- Какие глаголы в этой сказке возвратные? Запишите их. Выделите постфиксы.

Проверка.

- Это, конечно, сказка. А какие глаголы называются возвратными?

- Постфиксы так приветливо нам улыбаются, а сами такими коварными бывают. Мало того, что так и хочется (раньше хотелось) вместо -ся написать -ца, так ещё мягкий знак перед ними то пишется, то не пишется. Но мы научились с их коварством бороться. Как?

На доске алгоритм:

Что делает? Что делают? (3 л.)

тся

Что делать? (н.ф.)

ться

Работа в группах: замените словосочетания одним словом и запишите в соответствующий столбик:

  • Надуть губы (обидеться, надуться).
  • Попасть впросак (ошибиться).
  • Машет кулаками (дерётся).
  • Нестись сломя голову (очертя голову) - (торопиться).
  • Держит ушки на макушке (прислушивается).
  • Чувствует себя не в своей тарелке (стесняется).

Проверка.

- Какие глаголы записали в 1 столбик? Почему в них не пишется мягкий знак?

-.Какие глаголы записали во 2 столбик?

8) Игра “Встань – сядь”.

9) Разбор глаголов по составу.

- Оказывается путь к дворцам Его Величества Глагола лежит через Поляну загадок, которую не перейдёшь, пока загадки не разгадаешь:

а) – О каких глаголах идёт речь? Как догадались?

На доске:

ить – н.ф., 2 спр., наст. или будущ. время

ается - 1 спр., 3-е л., ед.ч., возвр.

б) Разберите полученные глаголы по составу и найдите схемы, к которым они относятся.

Оцените свою работу в тетради.

Проверка.

10) Роль глаголов в предложении.

Вот мы и во дворце Его Величества Глагола. Но здесь большой переполох. Один из его подданных перепутал все буквы в одном важном послании.

На доске текст послания:

Бисглоголов жызьнь за техаит движение за тухаит и всё ва крук за мираит и нерадуица.

- Что надо сделать?

- Поможем исправить ошибки?

Запишите текст послания без ошибок и объясните все орфограммы, обозначьте их графически.

Проверка.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

Проверка.

- В предложении несколько глаголов. Какую роль они выполняют?

Его Величество Глагол благодарит нас за помощь.

11) Морфологический разбор глагола.

Выберите любой глагол из предложения и разберите как часть речи.

Взаимопроверка.

- Глаголы у вас разные. Имеет смысл проверять морфологический разбор остальных глаголов? Почему?

V. Рефлексия.

- Однажды Его Величеству Глаголу предложили ответить на вопросы анкеты. А будь вы на его месте, как бы вы на них ответили?

Вопросы анкеты:

а) Что вы больше всего любите?

б) С кем дружите?

в) Кого не любите?

- Понравилось вам путешествие по стране Глаголи?

- Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

- А теперь представьте себе, что мы очутились в совсем другой стране - Безглаголии. Радостно было ли вам там находиться?

- Почему?

- Дома напишите небольшой рассказ об этой стране, о том, что чувствовали вы, попав в эту страну, и каково живётся жителям Безглаголии.