Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


Термин “технология” появился от греческого techne – искусство, мастерство, умения и “логия” - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;
  • целеполагание;
  • проектирование;
  • конструирование;
  • организационно-деятельностный компонент;
  • контрольно-управленческий компонент.

Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить: научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.

Существует множество классификаций технологий воспитания.

1. По научной концепции:

- деятельностные;

- поведенческие;

- интериоризаторские,

- нейролингвистического программирования.

2. По философской основе:

- гуманистические,

- материалистические;

- прагматические;

- антропософские.

3. По категории объекта:

- коллективные;

- индивидуальные;

- групповые;

- массовые.

Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе:

  • шоу-технологии;
  • технология обучения;
  • технология “Коллаж”;
  • диалоговые технологии;
  • технология педагогического общения;
  • технология педагогики сотрудничества;
  • модель трудового воспитания А.А. Католикова;
  • технология “Экология и диалектика” Л.В.Тарасова;
  • технология педагогического разрешения конфликта;
  • информационно-коммуникационная технология (ИКТ);
  • технология предъявления педагогического требования;
  • технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова;
  • технология педагогической оценки поведения и поступков детей;
  • авторская модель “Русская школа” (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина);
  • технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского;
  • технология самосовершенствования личности школьника (Г.К.Селевко);
  • технологии воспитания на основе системного подхода (В.А.Караковский, Л.И.Новикова);
  • технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, Н.П.Капустин);
  • технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
  • технологии личностно-ориентированного обучения: гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания;
  • многочисленные здоровьесберегающие технологии (по классификации, предложенной Н.К.Смирновым): медико-гигиенические технологии (МГТ), физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ), экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.

Подробнее остановимся на воспитательных технологиях, которые я чаще всего использую в своей практике.

Диалоговые технологии

Дебаты

Дебаты - интерактивная педагогическая технология; форма проведения воспитательного мероприятия или учебного занятия; или форма интеллектуальной игры; обмен мнениями, прения; общественное движение. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Цель использования:

- развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

- развитие воли, памяти, мышления,

-развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

- формирование готовности противостоять “информационному зомбированию” и;

- развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает); обязательно наличие “спикера” в каждой команде; суть – убедить нейтральную сторону, судей, что ваши аргументы лучше.

Структура дебатов:

- определение темы (в виде утверждения), целей;

- формирование команд;

- работа с информацией по теме (“мозговой штурм”, поиск информации, составление вопросов);

- подготовка команд;

- критерии оценки;

- форма анализа и оценки;

- рефлексия.

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

Содержание всего процесса “Дебатов” см. в Приложении 1.

Примерные темы для дебатов: Жизнь - это игра. Служба в армии- за и против. Смертная казнь - за и против. Проблема “отцов и детей” разрешима. Введение школьной формы оправдано. Легко ли быть молодым (современным)? Атомные электростанции: польза или вред? Выбор профессии: для души или для денег. Обучение в старших классах должно быть профильным. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным. Жить в большом городе лучше, чем в маленькой деревне. Употребление нецензурных выражений в речи: за и против. Родители должны нести ответственность за преступления своих детей. Кто виноват, что подростки становятся преступниками: дети или взрослые? “Засорение” русского языка иноязычными словами – закономерный и непоправимый процесс. В современном обществе модно быть здоровым (воспитанным, образованным, “крутым”) человеком.

“Мозговой штурм” или “Мозговая атака”

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение “кукушки” (засекает время); ограничение времени 10 – 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Примерные темы для проведения мозгового штурма:

“Ассоциации” (твой взгляд на слово: ночь, красота, дружба).

Распределение ролей (изобрази зайчика, утюг, дерево).

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста.

“Коммуникативное письмо”

Незаконченное предложение. “У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я...”

Контраргументы. “Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность”

Ранжирование (что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

- соревновательность на сцене;

- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Этапы: подготовка (“Сцена”, “Ведущий”, “Зал”, оценивание, оформление); реализация: запуск (разогрев); сценическое действо; финал; диагностика результата.

Схема реализации технологии

1. Подготовка шоу-программы. Решение принимается организатором или группой организаторов (учителем, группой педагогов, группой учеников-активистов и т.п.) на основе некоторых исходных идей (исходными идеями могут служить, например, форма популярной телеигры, идеи празднования знаменательной даты, следования доброй школьной традиции и т.д.). Планирование осуществляется педагогом или небольшой группой. Будущие участники к выдвижению идей и планированию шоу не привлекаются, но могут участвовать в творческой подготовке шоу по заданиям организаторов.

Задачами организаторов на этом этапе являются: разработка или поиск сценария шоу; распределение ответственности за режиссуру, использование технических средств (аудио- и видеотехники, освещения) и т. д.; подготовка “сцены”, “зала”, ведущего, процедуры оценивания, оформления.

Решение последней задачи включает пять относительно самостоятельных технологических блоков: “сцена”, ведущий, “зал”, оценивание, оформление. Эти блоки связаны лишь общей идеей, участники подготовительной работы в каждом блоке могут и не знать, чем заняты другие участники подготовки шоу.

“Сцена”: решение о главном принципе отбора участников “сцены”; сбор участников, объяснение им задач, выбор формы шоу, настрой на участие, если надо – формирование команд, “домашних заданий”; помощь в подготовке “сцены” к участию в шоу.

Ведущий: решение о ведущем; разработка программы ведения шоу и образа ведущего; репетиция ведения шоу.

“Зал”: решения о способе формирования “зала” (все желающие без ограничений, только по пригласительным билетам, только определённое количество представителей от каждого класса); определение структуры “зала” (расположение мест, отведение мест для зрителей, для участников, “групп поддержки”, учителей, гостей, для жюри); создание настроя “зала” (через слово, действия, оформление, введение правил); обращения к “залу”, поддерживающие интерес к шоу, вовлекающие зрителей в участие (эмоциональные обращения к “залу”, рассчитанные на определённую реакцию зрителей, болельщиков; задания для “зала”, обращение к “залу” за помощью и т. д.).

Оценивание: предмет оценивания и критерии оценки (что и как оценивается); кто и когда оценивает; техника оценивания (как именно будет происходить оценивание: в баллах или рангах, будут оценивающие сами подсчитывать сумму баллов, или этим займётся специальная счётная комиссия, нужны ли бланки, будут ли вестись судейские протоколы); способы предъявления оценок.

Оформление: определение предметов оформления (зал, сцена, вход, место для жюри и др.); определение ключевых образов и символов, передающих ценности и эмоции готовящегося шоу; выбор техники исполнения элементов оформления.

2. Проведение воспитательного шоу включает три части: запуск, основная часть (“задание-оценивание” + сценическое действо), финал. В качестве основных механизмов реализации шоу-программы С.Д. Поляков выделяет “эмоциональное заражение” (передачу эмоций от человека к человеку), соревновательность и импровизицию.

Запуск – организационное начало шоу. Задачи запуска: создать определённый эмоциональный настрой участников; выделить заложенные в шоу-программе ценности. Решение этих задач возлагается на ведущего.

Основная часть шоу-программы состоит из чередующихся конкурсов и оцениваний, а параллельно с ними разворачивается сценическое действо, которое поддерживает интерес зрителей и включает их в происходящее на сцене. Оценивание заданий может производиться жюри, отдельным компетентным человеком, либо всеми зрителями (с помощью голосования жетонами (тогда для подсчёта голосов в начале шоу-программы надо будет сформировать счётную комиссию), аплодисментами (чем громче аплодисменты, тем выше оценка) и другими способами).

В финале, кроме итогового оценивания, по мнению С.Д.Полякова, необходимо “смягчение соревновательности” между участниками соревнования и между “сценой” и “залом”. Это может достигаться словом и действием, объединяющим участников конкурсов (“сцену”): совместный выход на сцену взявшись за руки всех конкурсантов, рукопожатия, обмен памятными подарками, утешительные призы, благодарные слова друг другу, подчёркивание ведущим достоинств проигравшего и т. п.; “сцену” и “зал”: общая песня, общая мини-игра, одновременные движения, общий ритуал (например, вставание при вносе-выносе школьной символики) и т. п.

3. Подведение итогов осуществляется как анализ воспитательного шоу проводится на уровне организаторов. Анализ шоу рядовыми участниками в данной технологии необязателен. Для более глубокого анализа необходимо во время шоу фиксировать отношение участников (“сцены” и “зала”) к происходящему. Так, по ходу шоу-программы педагог может отмечать заинтересованность и активность зрителей-болельщиков при проведении разных конкурсов. В конце попросить участников оценить привлекательность шоу для себя, например: выполняя 1-3 несложных действия типа “Поднимите руки только те, для кого участие в сегодняшнем празднике оказалось интересным, привлекательным”; голосованием с помощью цветных жетонов или закрашивания клеток разными цветами (каждый цвет означает определённое настроение, степень удовлетворённости, заинтересованности).

Игры-шоу: “Звездный час”, “Зов джунглей”, “Поле чудес”, КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву “С”, “М” и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: “А давай поговорим о...”, “А я хочу сказать о...”. Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология “Коллаж”

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике “Коллаж” предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: “Моя заветная мечта”, “Кем стать?”, “Добрый означает щедрый?”, “Я есть часть глобального”.

Список литературы и интернет-источников

  1. Бабанский Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. 1982 г.
  2. Воспитательная шоу-технология [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/publ/organizacija_vospitatelnoj_raboty/uchebnye_materialy/vospitatelnaja_shou_tekhnologija/4-1-0-65
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы.- М.: “ВАКО”, 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  4. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  5. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем.
  8. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
  9. Поляков С.Д. Воспитательные технологии. – М., 2003.
  10. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам: учебное пособие для педагогов и учащихся / http://ru.idebate.org/sites/live/files/Svetenko_book.pdf
  11. Светенко Т.В.Путеводитель по дебатам для школьников и студентов: [Учебное пособие] / Т.В. Светенко, И.В. Галковская. - 2-е изд., испр. и доп. - Псков: ПГПИ, 2001.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  14. Турнир дебатов "Школа толерантности": [Учебно-метод. пособие] / Т.Б. Пасман, Т.А. Полковникова, В.М.Сапогов, Н.А. Болотникова, Т.В. Светенко; Отв. ред. Т.В.Светенко. - Псков: ПОИПКРО, 2003.
  15. Устинов Д. “Дебаты”: учитесь убеждать! http://www.syntone.ru/library/article_syntone/content/1264.html
  16. Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе”. М., Просвещение.
  17. http://trepsy.net/kommunikat/stat.php?stat=205
  18. http://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_мозгового_штурма
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Коллаж