Цели.
Образовательные:
- Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества
- Показать сущность и значение патриотизма и гражданственности, типы мировоззрения.
Воспитательные:
- Формирование отношения к духовной жизни общества.
- Воспитание коммуникативности, толерантности в общении с другими.
- Формирование у учащихся положительного отношения к учению, к знаниям.
Развивающие:
- Развитие умения осуществлять сопоставления, рационально решать познавательные и проблемные задачи
- Развитие у учащихся речи, памяти, внимания и восприятия.
- Уметь применять логические операции: систематизации, обобщения, сравнения, анализ.
Структура урока:
- Изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.
- Понятия. Духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.
Оборудование.
- Раздаточный материал с заданиями.
- Компьютер, проектор, проекционный экран
Ход урока
I. Изучение нового материала
Кадр 1. Посмотрите на изображения на слайде. Они совершенно разные, но есть то, что их объединяет. Обсудите в группе, в чем их единство и сделайте вывод, какова тема урока.
Кадр 2. Значит, мы сейчас с вами будем говорить о духовном мире личности.
Тема урока: Духовный мир личности.
Как вы думаете, в соответствии с темой урока, какую цель мы для себя сегодня должны поставить?
Кадр 3
Цель урока: Получить представление о сущности духовного мира личности и его значении для современного общества.
Что же такое духовный мир личности? Давайте посмотрим, что же по этому поводу думали такие люди как Ф.М. Достоевский и Сократ. Работать будем в группах. У вас на столах лежат карточки. Прочитайте документы и выполните к ним задания.
Группы, первые выполнившие задания карточек №1 и №2, составляют схемы на доске.
Проверка.
Кадр 4
Карточка №1 1. Прочитайте. Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой- то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”. 2. Найдите в списке характеристики Духовного мира личности. Знания, жизнь, качество жизни, вера, убеждения, физическое здоровье, чувства, благосостояние, социальное положение, способности, ценности, гражданские свободы, стремления. Сделайте вывод. Как вы понимаете выражение: духовный мир личности? (Ответ. Духовный мир личности. Знания, вера, убеждения, чувства, способности, ценности, стремления.) |
Кадр 5
Карточка №2 Прочитайте притчу: Однажды Сократ со своими учениками шел по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия (жизни). Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа: - Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне. - Конечно, потому что ты зовешь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания. Используя слова, дополните Модель духовной личности: способности, мировоззрение, убеждения, потребности, ценностные ориентации, характер, темперамент, задатки, культурный диапазон. Модель духовной личности Как вы понимаете выражение: духовный мир личности? |
Кадр 6
Мы пришли к выводу, что духовный мир личности непосредственно связан с принадлежностью человека к социальной общности и духовной жизни общества.
Философ Федотов писал, “что духовная жизнь отличает человека от других живых существ”. Человека с развитой духовной жизнью обладает духовностью- высшим уровнем развития и саморегуляции личности. На этом уровне мотивами, смыслами жизни человека становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности.
Как вы думаете, что является высшими человеческими ценностями?
Кадр 7. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение)
Работая в группах, составьте портрет Патриота и портрет Гражданина. Сделайте вывод, в чем сходство и в чем различие этих двух понятий.
Кадр 8. Запишите понятия в тетрадь. Патриот – человек любящий свое отечество, предан ему, стремится своими действиями служить его интересам. Гражданин - это человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает общественным чувством соучастия в больших и малых делах
Патриотизм – это деятельность на благо Родины, обеспечивающая не только ее успех и могущество, но и уважительное отношение к другим народам Гражданственность - это проявление ответственного отношения человека, осознающего не только свои права, но и обязанности, к другим людям и обществу в целом.
Кадр 9.
Прочитайте отрывок из стихотворения Юрия Визбора “Ночная дорога”.
“Нет дороге окончанья, есть зато её итог.
Дороги трудны, но хуже без дорог”.
- Что означают эти слова?
Какой именно жизненный путь выберет человек- это зависит от его мировоззрения, которое влияет на формирование менталитета человека.
Вспомните, какие еще понятия вы знаете:
- что такое мировоззрение?
- что такое менталитет?
Кадр 10
Для того, чтобы лучше понять, что такое мировоззрение, менталитет выполним задания в группах: (работа с учебником)
Задание 1. Составить синквейн на тему “Мировоззрение – ядро духовной жизни”. Стр . 301 и стр. 304 |
Задание 2. Графически показать классификацию типов мировоззрения. Стр.302-303 |
Задание 3. Составить тезисный план на тему “Менталитет человека”. Стр. 304-305 |
Если забыли, что такое синквейн, тезисный план, графическая работа с текстом, можно взять Памятку на столе. Первые, составившие синквейн и схему, выходят к доске.
Проверка. Можно задавать вопросы выступающему на уточнение сообщаемого материала.
1. Слушаем синквейн.
2. Объяснить классификацию типов мировоззрения.
3. Слушаем тезисный план на тему “Менталитет человека”.
II. Проверка нового материала.
Сейчас проверим, как вы усвоили материал по теме "Духовный мир"
Подписали фамилию и имя на чистом листе, лежащем у вас на парте. (варианты заданий раздаются с учетом способностей и возможностей учащихся)
Вариант 1. Отметьте “+” верное
утверждение, “-” неверное утверждение. 1. Гуманизация образования — это внимание к индивидуальным особенностям личности + 2. Мировоззрение формируется под влиянием только личного опыта. - 3. О нравственных качествах человека следует судить по его намерениям. + 4. Менталитет — специфический психологический склад, способ мышления, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом. + 5. Мировоззрение человека не определяет отношение человека к окружающему миру.- 6. Патриотизм проявляется в ответственности за развитие социальных и политических институтов своей страны. + |
Вариант 2. Обозначьте
правильный вариант ответа. 1. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
2. Нормы морали охраняются:
3. Верны ли следующие суждения о самообразовании?
4. Какая ситуация регулируется нормами морали?
5.“Система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации — это ...”. |
Вариант 3 1. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. |
|||
Предмет изучения | Наука | ||
1 | Власть в обществе | А | Психология |
2 | Поведение человека, его индивидуальные особенности | Б | Экономика |
3 | Производство и обмен | В | Политология |
2. Установите соответствие: к каждому определению первого столбца подберите соответствующее понятие из второго. | |||
Деятельность | Сфера деятельности | ||
1 | Создание художественного образа | А. | Наука |
2 | Выдвижение гипотез | Б. | Искусство |
3 | Эксперимент | ||
4 | Формирование чувства прекрасного | ||
5 | Новые, достоверные знания |
Кадр 11.
Проверяем работу. Без ошибок - “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”
Кадр 12.
Подведем итог:
Почему духовный мир личности является важнейшей ценностью современного общества?
Итоговые оценки за урок выставляются с учетом письменной работы.
Кадр 13.
Домашнее задание.
Параграф 29, вопросы стр. 305-306, (для всех)
Дифференцированно (по выбору):
**Задания стр. 306, : №2 - письм., №3 — устно
***Документ стр.306-307 вопросы
Источники:
1. ЕГЭ-2009. Обществознание. Тематические тренировочные задания / Г.И. Аверьянова. М.: Эксмо, 2009.
2.Обществознание. Учебник для 11 класса. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. М.: Просвещение, 2008
3.Поурочные разработки по обществознанию: профильный уровень: 11 класс / Е.Н.Сорокина. М.: Вако, 2009.
4.abinged.ucoz.ru
http:// ru.wikipedia.org/wiki/
nama-hatt.narod.ru
ipozitiv.ru