Поколения связующая нить

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Удивляет, что многие школьники не могут вспомнить место работы родителей, их специальность и образование. Этот пример – лишь одно из свидетельств кризиса отношений “отцов и детей”, отсутствия общих духовных интересов разных поколений во многих современных семьях. Как преодолеть этот разрыв, соединить разорванную нить поколений?

Объединить младшее и старшее поколения внутри одной семьи помогает совместная работа детей, их пап и мам, бабушек и дедушек над своей родословной. В этой работе заложен большой нравственный смысл. Работа над историей своего рода объединит все поколения семьи, многих родственников, живущих в других городах и даже странах.

В написании родословных могут участвовать не только подростки и старшие школьники, но и учащиеся младших классов. Конечно же, работы младших и старших будут отличаться глубиной проникновения в историю семьи: у старшеклассников – это серьезные генеалогические исследования, а у младших школьников – небольшие занимательные рассказы о семейных историях и преданиях; наивные, но искренние сочинения о мамах и папах, бабушках и дедушках.

Ошибаются те, кто считает, что изучения заслуживают лишь знаменитые дворянские роды. Ведь в истории каждой семьи, если она правдиво и подробно описана, как в капле воды, отражается история поколения и всей страны.

А как много дает для самопознания и младшему школьнику, и старшекласснику погружение в историю своих предков!

Что является для ребят толчком к написанию родословной? Как правило, инициатива здесь принадлежит учителю. Давая задание ученикам, педагог непременно опирается на поддержку их родителей, бабушек и дедушек, особенно если речь идет о младших школьниках. Взрослые должны найти время ответить на вопросы детей, вместе с ними посмотреть альбомы с семейными фотографиями, разобрать семейный архив, показать реликвии и награды, хранящиеся в семье. Ребятам учитель поможет составить список вопросов, которые они могут задать взрослым, чтобы проследить вехи жизненного пути нескольких поколений своего рода, составить родословное древо, записать интересные истории и легенды, которые хранят “старейшины” рода.

Бывает так, что кто-то в семье уже занимался историей рода, собрал немало материалов, документально подтвержденных архивными источниками, и уже создал родословное древо. В таком случае школьник должен изучить этот материал и продолжить поиск.

В моем классе работа по составлению родословных началась с объявления школьного конкурса на лучшее генеалогическое древо. Детей и родителей идея их создания заинтересовала. Младшие школьники с огромным увлечением приступили к изучению истории своего рода, а родители не только поддержали их начинания, но и оказали существенную помощь. Ребята совместно с родителями составили родословные и написали сочинения о любимых мамах и папах, бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках. Какой же неподдельный интерес у ребят вызвали работы их одноклассников! С каким восхищением они рассматривали различные варианты генеалогических древ, с восторгом, “раскрыв рты”, слушали сочинения. Хотя многие из них отразили в своих работах историю трех-четырех поколений своего рода, можно надеяться, что эти исследования, став постарше, они продолжат, и тогда время “Иванов, не помнящих родства”, безвозвратно канет в лету, и нить, соединявшую поколения, рано или поздно удастся восстановить.