Непрерывная непосредственно образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Тема: "О чем рассказывает Красная книга"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель: Сформировать у детей представление о Красной книге, ее назначении.

Задачи:

  • Познакомить детей с Красной книгой НАО.
  • Познакомить с растениями и животными округа, которые исчезают и занесены в Красную книгу.
  • Познакомить детей с причинами исчезновения отдельных растений и животных.
  • Развивать связную речь, внимание
  • Воспитывать доброе, ответственное отношение к природе; сформировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо беречь.

Оборудование: “Красная книга”, презентация, разрезные картинки с изображением животных из Красной книги.

Предварительная работа:

  • экскурсия в краеведческий музей “Животный мир Ненецкого округа”,
  • знакомство и рассматривание фотоальбома “Заповедные дали Ненецкого автономного округа”,
  • глобус

Презентация.

1. Воспитатель читает стихотворение А. Филосьянц. слайд 3

В целой Солнечной системе
Только на Земле есть жизнь.
Только здесь шумят леса
И щебечут птицы.
Лишь на ней одной увидишь ты
Нежные цветы среди травы
И полет изящной стрекозы
Над зеркальной гладью чистых вод.
Жизнь нас восхищает красотой
И многообразием дивных форм.
Сознавая уникальность эту,
Мы должны беречь свою планету,
Понимать, что нет другой такой.

2. Вопросы детям слайд 4

- К чему призывает автор стихотворения?

- Почему растения и животные нуждаются в охране?

- Почему они исчезают?

- Что вы делаете для охраны природы?

Люди стали замечать, что некоторые растения и животные становятся редкими и даже перестают встречаться совсем.

Ученые подсчитали только за последние 200 лет полностью уничтожено, стерто с лица Земли более 200 видов животных. В наши дни гибель видов растений и животных идет быстрее. И все потому, что люди грубо вмешиваются в законы природы. Конечно, человек пытается сберечь животных, ставших редкими. Но список исчезающих животных все равно растет.

Зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили список. Потом списки издали в виде книги. Назвали ее “Красная книга”.

3. Демонстрация “Красной книги” слайд 5

- Почему эта книга красная?

4. Животные “Красной книги”.

Белый медведь слайд 6, 7, 8.

Самый крупный хищник Севера. Живет на побережье морей. От холода защищает толстый слой жира и белая или чуть золотистая шкура с густой шерстью. Даже подошвы лап защищены мехом. Хорошо плавает и ныряет. Основная пища – тюлени, но ест рыбу, песцов, моржат.

Причина исчезновения: незаконная охота.

Дикий северный олень слайд 9, 10.

Окраска шерсти очень светлая, голова темнее туловища, брюхо, низ шеи и подхвостье – белые. Самка и самец имеют рога. Питаются олени травой, листьями, мхами и лишайниками, могут поедать грибы, яйца, пьют морскую воду.

Причина исчезновения: незаконная охота, загрязнение природной зоны.

Морж слайд 11, 12.

Самый крупный из ластоногих. Тело толстое неуклюжее, голова округлая, небольшая, с короткой и очень широкой мордой. Кожа очень толстая и покрыта редкими волосами. Передние ласты крупнее задних. Верхние клыки постоянно растут и превратились в огромные бивни. Избегает открытого моря и предпочитает мелководье. Лежбища устраивает на берегу или на плавучей льдине. Питается моллюсками. Причина исчезновения: охота.

Тюлени слайд 13, 14.

Полуводные животные.

Держатся вблизи берегов, избегают открытого моря и льдов. Под кожей толстый слой жира. Питается рыбой, крабами.

Причина исчезновения: охота, рыболовство, загрязнение территории.

Малый тундровый лебедь слайд 15, 16.

По размерам уступает лебедю – шипуну. Оперение чисто белое. Лапы черные, клюв черный с желтым рисунком на надклювье. Голос громкий и звонкий.

Яйца высиживают и самка, и самец.

Причина исчезновения: охота, освоение нефтегазовых месторождений.

Орлан – белохвост слайд 17, 18, 19.

Самая крупная хищная птица. Встречается у морских побережий.

Имеет бурое оперение и белый хвост. Редкая жертва ускользает от этой расчетливой и жестокой птицы. Нападает на птиц, рыб, лис, домашних животных. Чаще использует острые когти, чем клюв.

Причина исчезновения: охота. Орлан белохвост очень чувствителен к присутствию людей, поэтому надолго оставляет кладку, и яйца погибают.

Серый журавль слайд 20, 21.

Красивая птица. Тело длинное, оперение серое, голова и шея темные. От глаз по бокам головы и шеи идет белое пятно. Красная “шапочка” - участок голой кожи.

Живут на болотах. С раннего утра заняты поиском пищи. Главный корм – семена, корешки, ягоды. Но поедают и насекомых, червей и маленьких рыбок.

Причина исчезновения: разработка нефтяных и газовых месторождений.

5. Д/и “Собери картинку”.

Детям вручаются конверты с разрезными картинками с изображением животных (белого медведя, моржа, тюленя, северного оленя, малого тундрового лебедя, орлана-белохвоста, серого журавля). Количество конвертов соответствует количеству детей.

- Кто быстрее соберет картинку?

6. Растения “Красной книги”.

Слайды 22, 23, 24, 25.

- Как называется это растение?

- Почему эти растения оказались занесенными в “Красную книгу”?

Слайд 26 Родиола розовая.

Листья толстые. Цветки мелкие, желтые или зеленоватые. Встречаются на приморских песках, каменистых обрывах. Встречается редко. Лекарственное растение. Меры охраны – запрет сбора и выкопки, организация заказника в месте наибольшего скопления.

Слайд 27

Запомни: растения, занесенные в Красную книгу, нельзя рвать, а на животных запрещена охота.

7. Экологический тренинг.

- Представьте себя деревьями.

Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем -
Крылья мы сложим назад.

8. Воспитатель читает стихотворение.

Если деньги накопить,
Можно многое купить -
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.

Дерева, трава и птица
Не всегда сумеют сами защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.

Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в группе. Слушая рассказы, читая журналы о редких животных и растениях, мы будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы запомнить растения и животных на страницах Красной книги.