Модуль «Табличная форма представления данных» входит в учебно-методический комплекс «Табличный процессор Microsoft Excel» (ранее был представлены модули «Графические возможности табличного процессора Excel», «Данные в MS Excel»), и является электронным сопровождением к учебнику «Информатика, 8 класс», авторы Н.Т. Ермеков, Н.Ф. Стифутина (может использоваться как самостоятельное пособие при изучении темы). Он призван расширить рамки изучения темы «Табличный процессор Excel», осветить основные понятия, помочь понять принципы работы табличного процессора с формулами, научить строить диаграммы.
Основная цель УМП: он должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, обеспечить усвоение базового уровня знаний всеми учащимися.
На изучение всего материала отводится 9 уроков, но учитель может скоординировать свою деятельность и деятельность учащихся таким образом, что отдельные учащиеся могут изучить материал по методу опережающего обучения, сдавая все контролирующие тесты, практические и проверочные работы по индивидуальной программе.
Блок_1 (1 урок).
Временной отрезок: 1 урок (теория + практика).
Рассматриваемые вопросы:
- Прямоугольные таблицы;
- Электронные таблицы.
Опорный материал для учащихся: г.8, стр.91-97 (информатика – 8 класс, авторы: Е.В.Шевчук, Н.С. Кольева), базовый лист, опорный конспект.
Опорный материал для учителя: «Сборник примеров и задач в Excel»
Цели:
- Изучив данный блок, вы познакомитесь со
следующими понятиями:
- таблица;
- прямоугольная таблица;
- электронная таблица;
- строка;
- столбец;
- ячейка;
- адрес ячейки;
- диапазон;
- исходная и первичная информация.
- Научитесь:
- строить прямоугольные таблицы;
- определять адрес ячейки;
- указывать диапазон ячеек.
Используемый материал: презентация, базовый лист, контрольный лист, практикум.
Используемое оборудование и ПО: компьютеры, программа Power Point,Word.
Первичные ЗУН учащихся: Учащиеся должны знать основы работы с ОС Windows (уметь работать с папками, файлами), уметь работать в текстовом процессоре MS Word (строить таблицы, заполнять их текстом, знать элементы форматирования текста).
План урока №1:
1. Подготовительный этап:
1) Организационный момент
2) Объявление целей урока
2. Теоретическая часть:
1) Лекционный материал:
- прямоугольные таблицы;
- электронные таблицы;
- сообщение уч-ся по теме: «Электронные таблицы».
2) Просмотр учебной презентации;
3) Работа с базовым листом;
4) Работа по опорному конспекту.
3. Практическая часть:
Выполнение практикума.
4. Закрепление рабочего материала:
Контрольные листы.
5. Завершающий этап:
1) Домашнее задание;
2) Отслеживание ЗУН учащихся в таблице-карте.
Работа по плану:
1. Подготовительный этап:
1) Проверка по списку;
2) Объявление целей занятия:
Цель занятия состоит в следующем, сегодня вы узнаете, что такое прямоугольная таблица, познакомитесь с понятием – электронная таблица, и с основными её объектами: строкой, столбцом, ячейкой. Узнаете, для чего нужны электронные таблицы, и как указать адрес ячейки или диапазон ячеек.
2. Теоретическая часть
1) Лекционный материал
Прямоугольные таблицы
Прежде всего, дадим определение, что такое
таблица.
Таблица – это упорядоченная в строках и
столбцах информация (строка– это
горизонтальное объединение смежных клеток, а столбец
– вертикальное объединение смежных клеток). Чаще
всего каждый столбец имеет наименование (графы),
а строка – номер. С таблицами мы сталкиваемся
очень часто, например классный журнал. Который
содержит следующие графы: № п/п, ФИ, дата
проведения урока, тема урока. Пересечением
столбца и строки в классном журнале является ячейка
– место для оценки.
Когда в таблице несколько строк её называют – прямоугольной,
когда одна строка – линейной.
Электронные таблицы
Вычисления с помощью ручки и бумаги довольно скучный процесс. Раньше, когда не было компьютера, сложные вычисления выполняли целые коллективы людей. Отнимало это очень много времени и сил. Вычислители исписывали огромное количество бумаги.
Для обработки числовой информации на ПК служат специальные программы, которые называются электронными таблицами.
Из истории: Первая электронная
таблица Vizicalc (визуальный компьютер) была создана
в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном. Первыми кто
стал применять ЭТ, были экономисты, которые с
восторгом приняли это новшество.
Главное назначение ЭТ – выполнять различные
расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд
некоторых специалистов: экономистов,
бухгалтеров, работников отделов кадров,
инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится
работать с таблицами и различными вычислениями.
Теперь мы знаем, что для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер позволяет представлять их в электронной форме, а это дает возможность не только отображать, но и обрабатывать данные. Класс программ, используемых для этой цели, называется электронными таблицами.
Мы сегодня будем знакомиться с ЭТ Microsoft Excel. Загрузка этой электронной таблицы осуществляется аналогично Microsoft Word.
Особенность электронных таблиц заключается в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек. Расчет по заданным формулам выполняется автоматически. Изменение содержимого какой-либо ячейки приводит к пересчету значений всех ячеек, которые с ней связаны формульными отношениями, и тем самым к обновлению всей таблицы в соответствии с изменившимися данными.
Применение электронных таблиц упрощает работу с данными и позволяет получать результаты без проведения расчетов вручную или специального программирования. Наиболее широкое применение электронные таблицы нашли в экономических и бухгалтерских расчетах.
Одним из наиболее распространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является программа Microsoft Excel.
(Заслушать сообщение по теме: «Электронные таблицы»).
2) Просмотр учебной презентации <Приложение 1>.
3) Работа с базовым листом<Приложение 2>.
Таблица – это упорядоченная в строках и
столбцах информация.
Таблица, состоящая из нескольких строк,
называется прямоугольной.
Строка – это горизонтальное объединение
нескольких смежных клеток.
Столбец – вертикальное объединение смежных
клеток.
Первичная информация – информация в
таблице, содержащая исходные данные.
Производная информация – является
результатом выполнения некоторых операций над
исходными данными.
Электронная таблица – это компьютерный
образ обычной таблицы, в клетках (ячейках)
которой записаны данные (тексты, числа, формулы).
Ячейка – это минимальный элемент таблицы
для хранения данных.
Каждая ячейка имеет свой адрес,
определяемый её координатами: буквами,
которые идентифицируют столбцы, и цифрами,
которые определяют номер строки (например – А1
или В6).
Адрес может иметь не только ячейка, но и группа
смежных ячеек – блок, который и называется диапазоном
(например – А1 : С3).
4) Опорный конспект <Приложение 3>.
Открываем файл Опорный конспект.
3. Практическая часть
Практикум <Приложение 4>.
Задание№1. Работа в текстовом процессоре Microsoft Word.
Используя схему работы, постройте таблицу№1 по образцу:
1. Набери заголовок таблицы (18 размер,Times New Roman,
по центру);
2. В строке меню выбери пункт – Таблица –
Добавить – Таблица;
3. В диалоговом окне Вставка таблицы выбери
количество столбцов (5) и количество строк (8) –
нажми ОК;
4. Заполни таблицу данными.
5. Покажи результат работы учителю. Документ не
сохраняется.
Доходы от ярмарки
Товар | Количество | Цена | Общая стоимость | Доля от прибыли в % |
Сдобные булочки | 130 | 10 | 1300 | 13% |
Пирожки | 130 | 10 | 1300 | 13% |
Соки на разлив | 140 | 10 | 1400 | 14% |
Разделочные доски | 50 | 50 | 2500 | 25% |
Швабры | 15 | 100 | 1500 | 15% |
Табуретки | 10 | 200 | 2000 | 20% |
Итого: | 10000 |
Задание №2 Работа в табличном процессоре Microsoft Excel.
Создать компьютерный образ таблицы №1:
Используй следующую схему работы:
1. Запуск программы: Пуск – Программы –
Microsoft Excel;
2. В диапазон ячеек А2:Е9 внеси данные указанные в
таблице, выполни заливку ячеек;
3. Для того чтобы объединить диапазон ячеек
А1:Е1 (под заголовок таблицы) выполни следующую
последовательность действий:
- Выдели данную группу ячеек (используя метод выделения и протягивания);
- Указывая на выделенный диапазон ячеек вызови контекстное меню (правой кнопкой мыши);
- Выбери пункт – Формат ячеек;
- В появившемся диалоговом окне Формат ячеек выбери вкладку (вверху) – Выравнивание;
- Во фрейме Отображение проставь флажок Объединение ячеек.
- Покажи результат выполнения работы учителю. Прими самостоятельно решение о сохранении документа.
4. Закрепление рабочего материала
Контрольные вопросы:
- Что такое таблица?
- Какая таблица называется прямоугольной?
- В чём различие между первичной информацией и производной?
- Что такое строка, столбец, клетка?
- Что такое электронная таблица?
- Для каких целей используются электронные таблицы?
- Что называют ячейкой электронной таблицы?
- Что такое диапазон?
- Как обозначаются строки, столбцы, клетки в электронных таблицах?
5. Завершающий этап
Домашнее задание: г.8, стр.91-97 (информатика
– 8 класс, авторы: Е.В.Шевчук, Н.С. Кольева)
Составить базовый лист (в рабочей тетради) по
контрольным вопросам учебника: стр.96
Выставление оценок в оценочную таблицу <Приложение 5>.