Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цели урока
- знакомство с записью и чтением десятичных дробей
- совершенствование вычислительных навыков
- развитие интереса к предмету
Задачи урока
обучающие:
- научить записывать и читать десятичные дроби;
- совершенствовать вычислительные навыки
развивающие:
- развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
- вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
воспитательные:
- воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
- формировать эмоциональную культуру и культуру общения,
- воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.
- Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся
- развивают умения грамотно записывать и читать десятичные дроби
- приобретают знания о происхождении десятичных дробей
Необходимое оборудование и материалы
- компьютер
- экран
- мультимедийный проектор
- принтер
- печатные средства (раздаточный материал).
Мотивация учащихся: Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь “сухой”, какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.
Ход и содержание урока
1. Вступительное слово учителя.
Как называют числа, с помощью которых считают количество предметов? Вы уже знакомы с множеством натуральных чисел. Из предложенных чисел выберите натуральные числа. Вы также знакомы и с обыкновенными дробями, из предложенных чисел выберите обыкновенные дроби. Какие числа называют смешанными? Из предложенных чисел выберите смешанные числа. Остались два числа, с которыми вы еще не знакомы, но может кто-нибудь из вас знает, что это за числа? Слайд №1 Да, ребята, есть обыкновенные дроби и есть – десятичные дроби. Слайд №2 Мы с вами сегодня будем вести разговор о десятичных дробях (учащиеся записывают тему урока). Слайд №3
В ходе изучения темы мы научимся читать, записывать, сравнивать и выполнять все арифметические действия с десятичными дробями. Но все постепенно. Сегодня остановимся на чтении и записи дробей, а также совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое.
2. Объяснение нового материала.
Слайд №4
Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.
Слайд №5
Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби. Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0
Слайд №6
Десятичные дроби состоят из целой части и дробной. Вспомним таблицу разрядов. (Предлагается небольшая разминка).
Слайд №7
После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. Работа по учебнику №1145
3. Исторический экскурс
Слайд № 8-13
Материал помогали искать и готовить в виде презентации совместно учащиеся 5 и 11 классов
Слайд №14
Физкультурная минутка
4. Практическая часть урока.
Основное содержание практической части урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||
Разминка на закрепление нового материала Слайд № 15 | Предлагает учащимся записать следующие дроби в виде десятичных дробей. | Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях обыкновенные дроби и переводят их в десятичные. По окончании проводится взаимопроверка с соседом по парте | ||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа по вариантам Слайд № 16-17 |
Предлагает учащимся записать следующие дроби в виде десятичных дробей и записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа. | Учащиеся по вариантам решают примеры, с последующей проверкой на слайде Слайд № 16-17 | ||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока | Каждый ученик ставит “+” за правильный
ответ и “-” за неверный ответ в бланк ответов
|
Ребята обмениваются тетрадями с
соседом по парте, проверяют работу, заполняют
бланк и выставляют оценку. |
||||||||||||||||||||||||||||
Подводится итог работы - что нового вы узнали сегодня на уроке? - вспомним, как обозначали дробь в разных странах. - кого из ученых считают изобретателем десятичных дробей? |
Учащиеся отвечают на вопросы Слайд № 18 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Слайд № 19 | п. 30; ответить на вопросы №1166, №1147 (на повт. №1160) |
Получают разъяснение. |
Проверка и оценивание ЗУНКов | Проверка ЗУНков проводится во
второй половине урока Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. (Каждому учащемуся выдается бланк ответов) Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ - оценка за разминку - оценка за см №1 - оценка за см №2 |
|
Рефлексия деятельности на уроке | В конце урока подводятся итоги,
обсуждение того, что узнали, и того, как работали
– т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою
активность, эффективность работы класса,
увлекательность и полезность выбранных форм
работы. Ребята по кругу высказываются одним
предложением, продолжая начало моей фразы: Что нового вы сегодня узнали...
|
|
Домашнее задание | По учебнику | |
В помощь учителю | ||
Использованные источники и литература (если имеются) | Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др. Математика 5
класс учебник для общеобразовательных
учреждений. Мнемозина, 2009 г. Г.И. Глейзер. История математики в школе. Просвещение, М1964г. А.П.Юшкевич. История математики с древнейших времен до начала нового времени. Наука, М.1970г. Коллекция картинок- http://kartinki-best.ucoz.ru/photo/7 |
|
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа | По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий. | |
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет | |
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Презентация используется учителем на протяжении всего урока, смена слайдов, демонстрация анимационных эффектов происходят по щелчку мыши. |