Десятичные дроби

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (661 кБ)


Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цели урока

  • знакомство с записью и чтением десятичных дробей
  • совершенствование вычислительных навыков
  • развитие интереса к предмету

Задачи урока

обучающие:

  • научить записывать и читать десятичные дроби;
  • совершенствовать вычислительные навыки

развивающие:

  • развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения,
  • воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в парах.
  • Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

В ходе урока учащиеся

  • развивают умения грамотно записывать и читать десятичные дроби
  • приобретают знания о происхождении десятичных дробей

Необходимое оборудование и материалы

  • компьютер
  • экран
  • мультимедийный проектор
  • принтер
  • печатные средства (раздаточный материал).

Мотивация учащихся: Вряд ли нужно еще раз доказывать огромное образовательное и воспитательное значение элементов историзма в преподавании математики. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: систематически и правильно поставленное вкрапление сведений из истории математики способствует лучшему усвоению науки, возбуждает интерес к ней, делает ее не столь “сухой”, какой она кажется многим ученикам. Все это сказывается на отношении учащихся к математике как к учебному предмету, на мотивации их учебной деятельности.

Ход и содержание урока

1. Вступительное слово учителя.

Как называют числа, с помощью которых считают количество предметов? Вы уже знакомы с множеством натуральных чисел. Из предложенных чисел выберите натуральные числа. Вы также знакомы и с обыкновенными дробями, из предложенных чисел выберите обыкновенные дроби. Какие числа называют смешанными? Из предложенных чисел выберите смешанные числа. Остались два числа, с которыми вы еще не знакомы, но может кто-нибудь из вас знает, что это за числа? Слайд №1 Да, ребята, есть обыкновенные дроби и есть – десятичные дроби. Слайд №2 Мы с вами сегодня будем вести разговор о десятичных дробях (учащиеся записывают тему урока). Слайд №3

В ходе изучения темы мы научимся читать, записывать, сравнивать и выполнять все арифметические действия с десятичными дробями. Но все постепенно. Сегодня остановимся на чтении и записи дробей, а также совершим увлекательное путешествие в далекое прошлое.

2. Объяснение нового материала.

Слайд №4

Числа со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.

Слайд №5

Любое число, знаменатель дробной части которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби. Если дробь правильная, то перед запятой пишут цифру 0

Слайд №6

Десятичные дроби состоят из целой части и дробной. Вспомним таблицу разрядов. (Предлагается небольшая разминка).

Слайд №7

После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе. Работа по учебнику №1145

3. Исторический экскурс

Слайд № 8-13

Материал помогали искать и готовить в виде презентации совместно учащиеся 5 и 11 классов

Слайд №14

Физкультурная минутка

4. Практическая часть урока.

Основное содержание практической части урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Разминка на закрепление нового материала Слайд № 15 Предлагает учащимся записать следующие дроби в виде десятичных дробей. Учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях обыкновенные дроби и переводят их в десятичные. По окончании проводится взаимопроверка с соседом по парте
Самостоятельная работа по вариантам

Слайд № 16-17

Предлагает учащимся записать следующие дроби в виде десятичных дробей и   записать десятичные дроби в виде обыкновенных дробей или смешанного числа. Учащиеся по вариантам решают примеры, с последующей проверкой на слайде Слайд № 16-17
Итог урока Каждый ученик ставит “+” за правильный ответ и “-” за неверный ответ в бланк ответов
ФИ учащегося
разминка см №1 см №2
1      
2      
3      
4      
5      
Ребята обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют работу, заполняют бланк и выставляют оценку.
  • 15 “+” - 5
  • 11-14 “+” - 4
  • 8-10 “+” - 3
  • менее 8 “+” - 2
  Подводится итог работы

- что нового вы узнали сегодня на уроке?

- вспомним, как обозначали дробь в разных странах.

- кого из ученых считают изобретателем десятичных дробей?

Учащиеся отвечают на вопросы

Слайд № 18

Слайд № 19 п. 30;

ответить на вопросы

№1166, №1147 (на повт. №1160)

Получают разъяснение.

 

Проверка и оценивание ЗУНКов Проверка ЗУНков проводится во второй половине урока

Учащиеся работают в парах и оценивают работу каждого участника в паре. (Каждому учащемуся выдается бланк ответов)

Каждому учащемуся выставляется общая оценка по результатам трех видов работ

- оценка за разминку

- оценка за см №1

- оценка за см №2

Рефлексия деятельности на уроке В конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, продолжая начало моей фразы:

Что нового вы сегодня узнали...

  • было интересно...
  • было трудно...
  • теперь я могу...
  • я научился...
  • у меня получилось ...
  • я смог...
  • я попробую...
  • меня удивило...
Домашнее задание По учебнику
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются) Н. Я. Виленкин, В.И.Жохови др. Математика 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений. Мнемозина, 2009 г.

Г.И. Глейзер. История математики в школе. Просвещение, М1964г.

А.П.Юшкевич. История математики с древнейших времен до начала нового времени. Наука, М.1970г.

Коллекция картинок- http://kartinki-best.ucoz.ru/photo/7

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа По сравнению с традиционной формой ведения урока, использование презентации высвобождает большое количество времени, которое употреблено для дополнительного объяснения материала и отработке большего количества практических заданий.
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений нет
Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе. Презентация используется учителем на протяжении всего урока, смена слайдов, демонстрация анимационных эффектов происходят по щелчку мыши.