Учебник Алгебра. 8 класс. В 2-х частях. Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е.
Цель:
- Закрепить умения и навык в решении квадратных уравнений общего вида
- Провести диагностику усвоения стандартной системы знаний и умений каждого обучающегося на закрепительном этапе изучения темы
- Научить обобщать и систематизировать знания, осмыслить материал, делать выводы по материалу обязательного уровня.
- Содействовать рациональной организации труда; развивать познавательные процессы; память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность.
Содержание темы. Данная тема по программе 8 класса любого действующего учебника по алгебре из Федерального комплекта.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации с элементами соревнования.
Организационные формы общения. групповая, индивидуальная, коллективная.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
2.Сообщение условий соревнования.
3. Входной контроль – актуализация опорных знаний, устный счет.
4. Соревнование: кто больше решит квадратных уравнений, в процессе которого происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний, проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения практических заданий стандарта.
5. Итог соревнования, подведение итогов урока.
6. Творческое домашнее задание.
7. Рефлексия
Ход урока
I. Мотивационная беседа с обучающимися.
Учитель: 14 лет – время, когда уже пора всерьез задуматься над вопросом, который вы хорошо знаете еще по знаменитым строчкам В.В. Маяковского “ У меня растут года, будет и 17. Где работать мне тогда, чем заниматься?” Поэт был прав, когда говорил “Все работы хороши, выбирай на вкус!” А каков ваш вкус? Что вас более всего привлекает? История? Химия? Литература? Математика? Не торопитесь принимать окончательного решения, но думать о нем уже пора. И не только думать. Важно попробовать себя в разных направлениях. А для этого надо испытать себя. И здесь математика имеет значительные преимущества перед другими предметами. Усердное изучение математики систематические занятия учат правильно рассуждать, принимать обоснованные решения, защищать и отстаивать свое мнение, развивать внимание, память, воображение. Все это делает человека подлинно культурным и образованным.
В ходе урока вы должны показать уровень усвоения темы. В конце урока мы с вами будем оценить работу каждого. Оценка впрямую будет зависеть от количества правильно решенных уравнений.
II. Сообщение условий соревнования.
Каждый решает одно уравнение у доски, а затем самостоятельно в тетради. Уравнения написаны на карточках и лежат на рабочем столе учителя, на другом столе стоит урна. Вы берете карточку решив, опускаете ее в “импровизированную урну для голосования” и берете следующую. Обязательно отмечаете каждое уравнение в листе контроля. Тем самым мы определим победителей нашего соревнования. Но вы будете соревноваться не только друг с другом, но и сами с собой (стараясь повысить свой результат). А еще вы соревнуетесь с 8а и 8б классами. Кто больше решит уравнений. Поэтому соберитесь, настройтесь на серьезную работу. А сейчас открыли тетради, записали тему урока: “Решение квадратных уравнений”
III. Актуализация опорных знаний.
1. Презентация. Приложение № 1
В ходе которой обучающиеся отвечают на вопросы:
- общий вид квадратного уравнения
- коэффициенты квадратного уравнения
- от чего зависит количество корней квадратного уравнения
- формула дискриминанта.
- формула корней квадратного уравнения
2. Устные упражнения.
а)Найти коэффициенты квадратного уравнения (по демонстрационным карточкам) Приложение № 2
б)Назвать вид квадратного уравнения (полное или неполное) Приложение № 2
в)Устный счет. Квадраты чисел от 1 до 10 и от 10 до 20 . Корень квадратный из числа: 0, 1, 4, 9,.....400...-4, -100...
IV. Решение квадратных уравнений. Приложение № 3
Первая пятерка идет к доске.
Первый ряд, затем второй и третий по очереди берут карточки и начинают работать.
К доске выходит вторая пятерка и т. д.
Учитель выступает в роли консультанта и помощника.
V. Итог урока.
Подводится итог соревнования, определяются победители, они получают высший бал на уроке. Приложение № 4.
Подсчитывается общее число решенных уравнений и записывается на итоговом листе соревнования по классам.
В конце урока все сдают тетради, и после проверки все оценки выставляются в журнал.
В заключительной беседе на магнитную доску помещаются формулы
- Общий вид уравнения
- Коэффициенты
- Дискриминант и условия наличия корней квадратного уравнения
- Формула корней квадратного уравнения. Приложение № 5
VI. Домашнее задание:
В качестве дополнения к домашнему заданию из учебника желающим предлагаются две интересные задачи.
№ 1
Задачи на квадратные уравнения встречаются в трудах индийских математиков уже с V в. н. э. Вот одна из задач индийского математика XII в.
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А двенадцать по лианам...
Стали прыгать, повисая...
Сколько ж было обезьянок,
Вы скажите, в этой стае?
№ 2
На вопрос о возрасте одна дама ответила, что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696, то получится одно и то же число.
VII. Рефлексия.
Желание победить в соревновании между классами, детей мобилизовало, все проявили огромное желание как можно больше решить, и интрига сохранилась до последнего урока.
В каждом классе был решительный настрой победить. Это очень активизировало работу обучающихся.
Итог соревнования по классам
- 8б – 135 уравнений
- 8а – 130 уравнений
- 8в – 96 уравнений
Дети высказывали желание, чтобы еще проводились такие уроки.
- Приложение № 1 Презентация “Квадратные уравнения”
- Приложение № 2 Квадратные уравнения для фронтальной работы с классом.
- Приложение № 3 Квадратные уравнения для индивидуальной работы.
- Приложение № 4 Лист контроля.
- Приложение № 5 Обобщение. Формулы