Азбука Интернет-общения

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (351 кБ)


Формат проведения: школьное занятие, классный час

Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие)

Цель: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования Интернета, знакомство с правилами “сетевого этикета” и правами ребенка в онлайновой среде.

Задачи занятия:

образовательные:

  • изучение информированности детей о безопасной работе в сети Интернет;
  • знакомство с правилами безопасной работы в Интернете, правилами “сетевого этикета”, правами ребенка в онлайновой среде;
  • повышение уровня осведомленности детей о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в Интернете.

развивающие:

  • развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
  • развитие критического мышления;
  • формирование информационной культуры обучающихся,

воспитательные:

  • воспитание дисциплинированности при работе в сети;
  • здоровьесберегающие:
  • соблюдение санитарных норм на занятии, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии;

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).

Программно-дидактическое обеспечение: презентация “Азбука Интернет общения”, образовательные видеофайлы с сайта http://www.youtube.com “Развлечения и безопасность в Интернет”, “История одного знакомства”, “Остерегайся мошенничества в Интернет”, “Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете”, информационные плакаты.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Актуализация представлений и знаний об Интернете у детей

Ребята, а вы знаете, что такое интернет? А как часто вы используете Интернет и для чего? (Выслушать ответы детей).

3. Представление героев и цели занятия (слайды 2-3 презентации)

Учитель: Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться с друзьями и учиться, играть в игры. Появился Интернет, и люди теперь посылают друг другу сообщения, перезваниваются, и даже “болтают” в Интернете чаще, чем по телефону! А знаете ли вы основные правила поведения в сети Интернет?

Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями общения ничуть не меньше, чем реальная жизнь: сетевая жизнь в этом отношении даже опасней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, мы не видим собеседника, перед нами только компьютер.В Интернете есть свои правила, и их нужно знать!Сегодня на занятии мы познакомимся с азбукой Интернет общения. Она научит нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось! А помогут нам наши друзья и помощники,отважные герои диснеевского мультфильма “Чип и Дейл спешат на помощь”. Чип старший из братьев бурундучков. В отличие от своего брата Дейла, немножко безответственного, Чип крайне серьезен и подходит к делам со всей ответственностью. Чип предлагает Дейлу и нам ребята познакомиться с азбукой Интернет общения (правилами поведения в сети Интернет).

4. Изучение азбуки Интернет общения (правил поведения в сети Интернет)

Правило №1. Изучи “сетевой этикет” (слайд 4)

Ребята, а вы знаете, что в онлайне есть свой “сетевой этикет”. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если напечатать сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, собеседник может подумать, что на него кричат. Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов! Помните, что вы говорите с человеком и можете нечаянно его обидеть!Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Не опускайтесь до брани и ругательств, даже если вас сознательно провоцируют на это. После того как напишете письмо, перечитайте его и на всякий случай включите программу проверки орфографии. И не переусердствуйте со смайликами! Дейл их обожает, но не всегда помнит, какой смайлик, что означает!

Правило №2.Позаботься о своей конфиденциальности (слайд 5)

Общаясь в социальных сетях, играя в онлайн игры, позаботьтесь о своей конфиденциальности. Нам кажется, что мы действуем анонимно в онлайновой среде, но это не всегда так. Можно оставить своё реальное имя на одном форуме, упомянуть о своём месте жительства в чате, проговориться о своей фамилии в своём блоге - и вот уже в сети имеется достаточно много персональной информации. Её не так сложно собрать и затем использовать.

Поэтому, ребята никогда не указывайте личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные). Везде, где возможно, вместо своего реального имени нужно использовать ник, чтобы только настоящие друзья могли вас узнать.

Дважды подумайте прежде, чем разместить или рассказать о чем-нибудь в онлайновой среде. После размещения информации, фотографий или любого другого материала в интернете ничто не может помешать другим людям, использовать его.

Вы должны знать, публикуя фото или видео в  интернете, что  каждый может посмотреть их. Запомните: не публикуйте фотографии, на которых изображены другие люди. Делайте это только с их согласия. Используйте надежные пароли и храните их в секрете.

А сейчас, ребята, Чип предлагает нам посмотреть внимательнообразовательное видео от YouTube о том, как избежать опасных ситуаций в Интернете:http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE

Правило №3. Будь осторожен с незнакомыми людьми (слайд 6)

У Дейла много виртуальных друзей и со всеми он готов встретиться и поболтать. Однако Чип советует ему не торопиться. Иногда онлайновые контакты перерастают в дружбу. Появляется желание встретиться в реальном мире. Хорошенько подумайте, прежде чем встречаться с онлайновым другом в реальной жизни. Действительно ли это нужно? Имейте в виду, что онлайновый друг может оказаться совсем другим человеком, не таким, каким мы его себе представляли. Уверены ли вы в том, что в реальной жизни вам будет так же интересно? Никогда не ходите на такие встречи в одиночку, обязательно попросите кого-нибудь из взрослых пойти с вами. Это поможет избежать проблем в случае, если встреча с другом обернётся разочарованием.

Запомните ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Давайте посмотрим об этом короткий мультфильм:http://www.youtube.com/watch?v=z33JK6mPzOc&feature=youtu.be

Правило №4. Спрашивай взрослых (слайд 7)

Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-тотрудностью в интернете: например, вас кто-тообижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (Выслушатьответыдетей).

Давайте спросим Чипа, как поступить в этом случае?Конечно, вы должны обратиться к вашим родителям или учителям!Ничего стыдного в этом нет!

Родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что делать, ведь не всегда можно справиться с проблемой самостоятельно. И не бойтесь осуждения и насмешек! Виноват тот, кто обманул или воспользовался доверчивостью ребенка.

Правило №5. Немедленно уйди с “нехорошего” сайта (слайд 8)

Учитель: Ребята, а было у вас такое, что вы ищите что-то нужное в интернете, а на компьютере появляется совсем не то? А как вы думаете, что надо делать, чтобы этого не случилось? (Выслушать ответы детей).

Что же нам посоветуют Чип и Дейл? Действительно, если веб-сайт выглядит подозрительно или имеет страницу с  предупреждением для лиц моложе 18 лет, покиньте его немедленно. Некоторые сайты не предназначены для детей.Не заходите на неприличные сайты и не делись ссылками на такие сайты. Если ты видишь, что что-то тебя беспокоит, обсуди это с родителями или с  кем-то, кому ты доверяешь.Знайте, как уйти с веб-сайта, если поиск по интернету привелна неприятный или неприличный веб-сайт. Нажмитеcontrol-alt-delete, если сайт не позволяет тебе выйти, или выключи монитор компьютера и сообщи об  этом взрослым.Попросите родителей установить программное обеспечение для фильтрации  информации из интернета, которое блокировало бы   ''неправильные'' сайты.

Правило №6. Остерегайся мошенников (слайд 9)

Ребята запомните: не все является тем, чем кажется на первый взгляд. К сожалению, если нечто кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, то, скорее всего вас пытаются обмануть. Могут сделать какое-нибудь крайне заманчивое предложение, пообещать что-то восхитительное, и,кажется, ничего или почти ничего не будут просить взамен. Но ничего не бывает бесплатным! Всегда перепроверяйте информацию с помощью других надежных источников. Подумайте - зачем кому-то совершенно незнакомому, пусть даже вы и пообщались какое-то время в онлайне, дарить вам что-то дорогое или оказывать большую услугу? В таких ситуациях крайне велик шанс того, что это собеседник надеется получить что-то взамен обманным путём. В Интернете много мошенников и об этом необходимо помнить!

А ещё не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов — люди ненавидят спамеров (тех, которые засоряют Сеть рекламой, непрошеными письмами массовой рассылки)!

А сейчас, ребята, наши герои предлагают нам посмотреть интересный и полезный видеосюжет от YouTube “Остерегайся мошенничества в Интернет”: http://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w&feature=channel

Правило №7. Права ребенкав онлайновой среде)

А еще наши герои Чип и Дейл хотят напомнитьвам, что дети тоже имеют права в онлайновой среде и другие люди, должны уважать их. Вы никогда не должены терпеть преследования или запугивания со стороны других людей. Законы и уважение достойного и приемлемого поведения действуют и в онлайновой среде, и в реальной жизни.

И наши герои, Чип и Дейл, предлагают нам ещё один небольшой видеосюжет “Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете!”http://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8&feature=channel

5. Физминутка

Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и поиграем! А заодно и проверим, как мы усвоили сегодня азбуку Интернет общения.

Вы услышите несколько высказываний. Если ваш ответ “Да”, наклоните головукправому плечу, если “Нет” к левому.

  1. В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.
  2. Если пришло сообщение с незнакомого адреса, все равно его открою и прочитаю. Вдруг там что-нибудь интересное?
  3. Чтобы не сталкиваться с неприятной информацией в интернете, попрошу родителей установить на мой браузер фильтр.
  4. Регистрируясь в социальных сетях, обязательно укажу свою личную информацию: фамилию, имя, сотовый телефон и домашний адрес. Мне нечего скрывать!
  5. Хочу заказать подарок в Интернет-магазине. Обязательно посоветуюсь с родителями.
  6. Если мой новый онлайновый друг предложит мне встретиться, обязательно пойду на встречу. Ведь интересно как он выглядит!
  7. На компьютере должна быть антивирусная программа.
  8. Обязательно  добавлю всех незнакомых людей в свой контакт-лист. Пусть у меня будет больше контактов, чем у моих друзей.
  9. Информацию, найденную в Интернет необходимо перепроверить, чтобы убедиться, что она действительно является верной.
  10. Если я получу “письмо счастья”, то обязательно разошлю его всем своим друзьям.

Молодцы!

6. Подведение итогов (слайд 11, чтобы перейти со слайда 3, щелкнуть на изображение Чипа)

Ребята, Чип и Дейл напоминают, что вы имеете право пользоваться сетью и изучить все, что может предложить вам цифровой мир! Но если возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде, обязательно расскажите об этом кому-нибудь, кому вы доверяете. Любую проблему можно решить!

Настало время прощаться! Сегодня вы узнали основные правила поведения и общения в сети Интернете! Надеюсь, вы запомните их, и они вам помогут в дальнейшем!

7. Интернет-ресурсы

  1. http://detionline.com
  2. http://fid.su
  3. http://interneshka.net/
  4. http://images.yandex.ru
  5. http://play.mirchar.ru/razumnye-pravila-dlya-detey/
  6. http://www.youtube.com/
  7. http://www.podrastem.com/publ/11-1-0-13