Формат проведения: школьное занятие, классный час
Форма занятия: смешанное (интегрированное занятие)
Цель: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования Интернета, знакомство с правилами “сетевого этикета” и правами ребенка в онлайновой среде.
Задачи занятия:
образовательные:
- изучение информированности детей о безопасной работе в сети Интернет;
- знакомство с правилами безопасной работы в Интернете, правилами “сетевого этикета”, правами ребенка в онлайновой среде;
- повышение уровня осведомленности детей о возможностях решения неприятных и опасных ситуаций, возникающих в Интернете.
развивающие:
- развитие способности анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора;
- развитие критического мышления;
- формирование информационной культуры обучающихся,
воспитательные:
- воспитание дисциплинированности при работе в сети;
- здоровьесберегающие:
- соблюдение санитарных норм на занятии, соблюдение правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов, применяемых на занятии;
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.
Методы и формы обучения: словесный (дискуссия, рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), частично-поисковый, проблемный, метод мотивации интереса; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией).
Программно-дидактическое обеспечение: презентация “Азбука Интернет общения”, образовательные видеофайлы с сайта http://www.youtube.com “Развлечения и безопасность в Интернет”, “История одного знакомства”, “Остерегайся мошенничества в Интернет”, “Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете”, информационные плакаты.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие.
2. Актуализация представлений и знаний об Интернете у детей
Ребята, а вы знаете, что такое интернет? А как часто вы используете Интернет и для чего? (Выслушать ответы детей).
3. Представление героев и цели занятия (слайды 2-3 презентации)
Учитель: Совершенно верно, в интернете можно искать информацию, можно общаться с друзьями и учиться, играть в игры. Появился Интернет, и люди теперь посылают друг другу сообщения, перезваниваются, и даже “болтают” в Интернете чаще, чем по телефону! А знаете ли вы основные правила поведения в сети Интернет?
Работа в глобальных электронных сетях богата подводными камнями общения ничуть не меньше, чем реальная жизнь: сетевая жизнь в этом отношении даже опасней, поскольку, когда мы используем компьютерную связь, мы не видим собеседника, перед нами только компьютер.В Интернете есть свои правила, и их нужно знать!Сегодня на занятии мы познакомимся с азбукой Интернет общения. Она научит нас делать так, чтобы в интернете с нами ничего плохого не случилось! А помогут нам наши друзья и помощники,отважные герои диснеевского мультфильма “Чип и Дейл спешат на помощь”. Чип старший из братьев бурундучков. В отличие от своего брата Дейла, немножко безответственного, Чип крайне серьезен и подходит к делам со всей ответственностью. Чип предлагает Дейлу и нам ребята познакомиться с азбукой Интернет общения (правилами поведения в сети Интернет).
4. Изучение азбуки Интернет общения (правил поведения в сети Интернет)
Правило №1. Изучи “сетевой этикет” (слайд 4)
Ребята, а вы знаете, что в онлайне есть свой “сетевой этикет”. Что считается делать и говорить хорошо, а что нет? Например, если напечатать сообщение ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, собеседник может подумать, что на него кричат. Общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов! Помните, что вы говорите с человеком и можете нечаянно его обидеть!Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Не опускайтесь до брани и ругательств, даже если вас сознательно провоцируют на это. После того как напишете письмо, перечитайте его и на всякий случай включите программу проверки орфографии. И не переусердствуйте со смайликами! Дейл их обожает, но не всегда помнит, какой смайлик, что означает!
Правило №2.Позаботься о своей конфиденциальности (слайд 5)
Общаясь в социальных сетях, играя в онлайн игры, позаботьтесь о своей конфиденциальности. Нам кажется, что мы действуем анонимно в онлайновой среде, но это не всегда так. Можно оставить своё реальное имя на одном форуме, упомянуть о своём месте жительства в чате, проговориться о своей фамилии в своём блоге - и вот уже в сети имеется достаточно много персональной информации. Её не так сложно собрать и затем использовать.
Поэтому, ребята никогда не указывайте личную информацию (номер мобильного телефона, адрес места жительства и другие данные). Везде, где возможно, вместо своего реального имени нужно использовать ник, чтобы только настоящие друзья могли вас узнать.
Дважды подумайте прежде, чем разместить или рассказать о чем-нибудь в онлайновой среде. После размещения информации, фотографий или любого другого материала в интернете ничто не может помешать другим людям, использовать его.
Вы должны знать, публикуя фото или видео в интернете, что каждый может посмотреть их. Запомните: не публикуйте фотографии, на которых изображены другие люди. Делайте это только с их согласия. Используйте надежные пароли и храните их в секрете.
А сейчас, ребята, Чип предлагает нам посмотреть внимательнообразовательное видео от YouTube о том, как избежать опасных ситуаций в Интернете:http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE
Правило №3. Будь осторожен с незнакомыми людьми (слайд 6)
У Дейла много виртуальных друзей и со всеми он готов встретиться и поболтать. Однако Чип советует ему не торопиться. Иногда онлайновые контакты перерастают в дружбу. Появляется желание встретиться в реальном мире. Хорошенько подумайте, прежде чем встречаться с онлайновым другом в реальной жизни. Действительно ли это нужно? Имейте в виду, что онлайновый друг может оказаться совсем другим человеком, не таким, каким мы его себе представляли. Уверены ли вы в том, что в реальной жизни вам будет так же интересно? Никогда не ходите на такие встречи в одиночку, обязательно попросите кого-нибудь из взрослых пойти с вами. Это поможет избежать проблем в случае, если встреча с другом обернётся разочарованием.
Запомните ребята, нужно не только не давать информацию о себе чужим людям, но и не встречаться с незнакомцами. Давайте посмотрим об этом короткий мультфильм:http://www.youtube.com/watch?v=z33JK6mPzOc&feature=youtu.be
Правило №4. Спрашивай взрослых (слайд 7)
Ребята, а что все-таки делать, если вы встретились с какой-тотрудностью в интернете: например, вас кто-тообижает, или вы отправили смс на незнакомый номер? (Выслушатьответыдетей).
Давайте спросим Чипа, как поступить в этом случае?Конечно, вы должны обратиться к вашим родителям или учителям!Ничего стыдного в этом нет!
Родители или другие взрослые могут помочь или дать хороший совет о том, что делать, ведь не всегда можно справиться с проблемой самостоятельно. И не бойтесь осуждения и насмешек! Виноват тот, кто обманул или воспользовался доверчивостью ребенка.
Правило №5. Немедленно уйди с “нехорошего” сайта (слайд 8)
Учитель: Ребята, а было у вас такое, что вы ищите что-то нужное в интернете, а на компьютере появляется совсем не то? А как вы думаете, что надо делать, чтобы этого не случилось? (Выслушать ответы детей).
Что же нам посоветуют Чип и Дейл? Действительно, если веб-сайт выглядит подозрительно или имеет страницу с предупреждением для лиц моложе 18 лет, покиньте его немедленно. Некоторые сайты не предназначены для детей.Не заходите на неприличные сайты и не делись ссылками на такие сайты. Если ты видишь, что что-то тебя беспокоит, обсуди это с родителями или с кем-то, кому ты доверяешь.Знайте, как уйти с веб-сайта, если поиск по интернету привелна неприятный или неприличный веб-сайт. Нажмитеcontrol-alt-delete, если сайт не позволяет тебе выйти, или выключи монитор компьютера и сообщи об этом взрослым.Попросите родителей установить программное обеспечение для фильтрации информации из интернета, которое блокировало бы ''неправильные'' сайты.
Правило №6. Остерегайся мошенников (слайд 9)
Ребята запомните: не все является тем, чем кажется на первый взгляд. К сожалению, если нечто кажется слишком хорошим, чтобы быть правдой, то, скорее всего вас пытаются обмануть. Могут сделать какое-нибудь крайне заманчивое предложение, пообещать что-то восхитительное, и,кажется, ничего или почти ничего не будут просить взамен. Но ничего не бывает бесплатным! Всегда перепроверяйте информацию с помощью других надежных источников. Подумайте - зачем кому-то совершенно незнакомому, пусть даже вы и пообщались какое-то время в онлайне, дарить вам что-то дорогое или оказывать большую услугу? В таких ситуациях крайне велик шанс того, что это собеседник надеется получить что-то взамен обманным путём. В Интернете много мошенников и об этом необходимо помнить!
А ещё не рассылайте свои письма одновременно на сотни адресов — люди ненавидят спамеров (тех, которые засоряют Сеть рекламой, непрошеными письмами массовой рассылки)!
А сейчас, ребята, наши герои предлагают нам посмотреть интересный и полезный видеосюжет от YouTube “Остерегайся мошенничества в Интернет”: http://www.youtube.com/watch?v=AMCsvZXCd9w&feature=channel
Правило №7. Права ребенкав онлайновой среде)
А еще наши герои Чип и Дейл хотят напомнитьвам, что дети тоже имеют права в онлайновой среде и другие люди, должны уважать их. Вы никогда не должены терпеть преследования или запугивания со стороны других людей. Законы и уважение достойного и приемлемого поведения действуют и в онлайновой среде, и в реальной жизни.
И наши герои, Чип и Дейл, предлагают нам ещё один небольшой видеосюжет “Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете!”http://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8&feature=channel
5. Физминутка
Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и поиграем! А заодно и проверим, как мы усвоили сегодня азбуку Интернет общения.
Вы услышите несколько высказываний. Если ваш ответ “Да”, наклоните головукправому плечу, если “Нет” к левому.
- В сети нужно уважать личную жизнь окружающих пользователей.
- Если пришло сообщение с незнакомого адреса, все равно его открою и прочитаю. Вдруг там что-нибудь интересное?
- Чтобы не сталкиваться с неприятной информацией в интернете, попрошу родителей установить на мой браузер фильтр.
- Регистрируясь в социальных сетях, обязательно укажу свою личную информацию: фамилию, имя, сотовый телефон и домашний адрес. Мне нечего скрывать!
- Хочу заказать подарок в Интернет-магазине. Обязательно посоветуюсь с родителями.
- Если мой новый онлайновый друг предложит мне встретиться, обязательно пойду на встречу. Ведь интересно как он выглядит!
- На компьютере должна быть антивирусная программа.
- Обязательно добавлю всех незнакомых людей в свой контакт-лист. Пусть у меня будет больше контактов, чем у моих друзей.
- Информацию, найденную в Интернет необходимо перепроверить, чтобы убедиться, что она действительно является верной.
- Если я получу “письмо счастья”, то обязательно разошлю его всем своим друзьям.
Молодцы!
6. Подведение итогов (слайд 11, чтобы перейти со слайда 3, щелкнуть на изображение Чипа)
Ребята, Чип и Дейл напоминают, что вы имеете право пользоваться сетью и изучить все, что может предложить вам цифровой мир! Но если возникли вопросы или проблемы при работе в онлайн-среде, обязательно расскажите об этом кому-нибудь, кому вы доверяете. Любую проблему можно решить!
Настало время прощаться! Сегодня вы узнали основные правила поведения и общения в сети Интернете! Надеюсь, вы запомните их, и они вам помогут в дальнейшем!
7. Интернет-ресурсы