Путешествие в сказку "Как олененку маму искали"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


  • Использование здоровье сберегающих и информационно-коммуникативных технологий.
  • Игровые технологии.
  • Музыкотерапия.
  • Су Джок терапия

Лексическая тема: “Дикие животные наших лесов и их детеныши”.

Цель: развитие речи.

Образовательные задачи. Актуализация словаря по теме “Дикие животные и их детеныши”. Совершенствование словообразовательных навыков (употребление существительных с суффиксами: -ИХ-, -УХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -НОК-, -АТ-, -ЯТ-). Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД). Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи), общей и мелкой моторики, зрительного и слухового внимания, творческого воображения подражательности.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа. Разучивание игры “На водопой” на музыкальном занятии.

Оборудование. Компьютер, мультимедийная доска, зеркала, карточки для слогового анализа слов, прищепки, теневое изображение диких животных, мольберт, магнитная доска, иллюстрации к сказке, плоскостные изображения для составления картинки, предметные картинки с изображениями диких животных

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по волшебному лесу на поезде.(слайд2) Приготовьтесь к посадке, будьте внимательны, двери закрываются, поезд отправляется. (Дети садятся на свои места). Закройте глазки и представьте удивительный лес полный загадок и приключений. (Звучит запись звука движущегося поезда).

Вот мы и в лесу. (Звучит музыка: звуки леса). Расскажите, что вы увидели по пути в лес из окошка нашего поезда.(слайд 3)

Дети рассказывают, что они представляли.

2. Рассказывание под музыку сказки логопедом. Развитие творческого воображения, слухового внимания.

Логопед. Посмотрите, какая чудесная полянка. Ой, кто же это здесь плачет. Это маленький олененок. У него тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный хвостик. (слайд 3)

- Мама! Мама! – жалобно тянет олененок.

На ветке дуба появилась белка (слайд 3) и спрашивает:

- Что случилось?

- Я потерял маму.

- А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

- Нет, - плачет малыш.

Из-за дуба вразвалочку вышла медведица (слайд 3) и говорит:

-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

-Нет, - продолжает плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха (слайд 3)и сказала:

- Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

- Нет, – ревет малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда выскочила зайчиха (слайд 3). Она спрашивает:

- Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

- Нет! Нет! – еще сильней зарыдал малыш.

С сопением из норы вылезала барсучиха (слайд 3).

- Может быть, у твоей мамы белые полоски на мордочке?

- Нет – рассмеялся малыш. – Где вы видели маму с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке.

- Да уж, смеются все мамы. – А какая она?

- Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.

- Знаем, знаем. Как хорошо, что ты малыш знаешь приметы своей мамы.

- Олененок! Олененок! – послышался голос мамы-оленихи.

Олененок услышал голос своей мамы и побежал к ней. (слайд 3)

Логопед. Вот такая история произошла с малышом Олененком. Вам понравилось?

Ответы детей.

3. Развитие дыхания.

Логопед. Звери рады нашему присутствию на полянке и предлагают поиграть с ними. Давайте превратимся в маленьких ежат и подышим вместе с ежихой. (слайд 4) (Частые и короткие вдохи и выдохи через нос)

А теперь станьте зайчатами и восстановите дыхание после бега. (слайд 5) (Глубокий медленный вдох через нос, и медленный выдох через рот).

4. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед. Какое сейчас время суток?

Дети. Утро.

Логопед. А что нужно делать по утрам?

Дети. Зарядку.

Логопед. И сейчас мы вместе с Олененком сделаем зарядку для язычка. Эту зарядку делает олененок каждое утро.

Олененок утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо – влево, вправо – влево
Чистим зубки, мы умело (Артикуляционное упражнение “Почистим зубки”) (слайд 6)
Олененок наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем,
Все покажем язычком. (Артикуляционное упражнение “Расческа”) (слайд 6)
Вот и завтракаем мы.
Олененок спек блины
Со сметаною они. (Артикуляционное упражнение “Блинчик”) (слайд 6)
А теперь чайком запьем.
Чай мы в чашечку нальем. (Артикуляционное упражнение “Чашечка”) (слайд 6)
Олененок сыт! Олененок рад!
Олененок любит всех ребят! (Артикуляционное упражнение “Улыбка”) (слайд 6)

5. Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов.

Логопед. У вас на столах лежат карточки. Посмотрите и угадайте, кто там изображен. (Теневое изображение диких животных) (слайд 7). Назовите, кто изображен и посчитайте количество слогов, показав это с помощью карточки и прищепки.

Картинки: волк, лиса, белка, медведь, лось, заяц.

Логопед. Назовите первый звук в названии своего животного.

Дети. Волк – звук [в], лиса – звук [л'], белка – звук [б'], медведь – звук [м'], лось – звук [л], заяц – звук [з].

6. Упражнение “На водопой”. Совершенствование словообразовательных навыков (употребление в речи имен существительных с суффиксами –ИХ-, -ИЦ-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -АТ-, -ЯТ-)

Логопед. Встаньте в круг и представьте, что мы превратились в диких животных.

Дети.

Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
Идут по кругу друг за другом.
За мамой-лосихой топал лисенок, Идут, громко топая
За мамой-лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках.
За мамой-ежихой катился ежонок Двигаются в полуприседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалочку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Двигаются прыжками.
За мамой-зайчихой – косые зайчата, Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.
Волчица вела за собою волчат, Крадутся большими шагами.
Все мамы и дети напиться хотят. Поворачиваются лицом в круг, встают на четвереньки, делают лакательные движения.

Логопед. Пора отправляться домой. (слайд 8) Приготовьтесь к посадке, будьте внимательны, двери закрываются, поезд отправляется. (Звучит запись звука движущегося поезда). Закройте глазки. Вот мы снова в нашей группе.

7. Игра с “колючим” мячом “Кто где живет?”

Логопед. Послушайте предложения. Правильно ли я их составила?

  1. У белки нора.
  2. У медведя логово.
  3. У бобра норка.
  4. У волка берлога.
  5. У ежа хатка.
  6. У лисы дупло.

Дети. Неправильно.

Логопед. Тогда ловите мячик и исправляйте мои ошибки.

Дети ловят мячик и составляют правильные предложения.

  • У белки дупло.
  • У медведя берлога.
  • У бобра хатка.
  • У волка логово.
  • У ежа норка.
  • У лисы нора.

8. Игра “Кто откуда?” Совершенствование грамматического строя речи употребление в речи предлогов НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, расширение глагольного словаря.

На доске появляются рисунки с изображениями лесных мам, большого дуба, пня, куста, норы. (слайд 9)

Логопед. Вспомните, где сидела мама-белка?

Дети. Белка сидела на ветке дуба.

Логопед. Откуда вразвалочку вышла медведица?

Дети. Медведица вышла из-за дуба.

Логопед. Откуда выкатилась ежиха?

Дети. Ежиха выкатилась из-под пня.

Логопед. Откуда выскочила зайчиха?

Дети. Зайчиха выскочила из кустов.

Логопед. Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Дети. Барсучиха вылезла из норы.

9. Беседа по сказке.

Разыгрывание сценки по ролям. Развитие диалогической речи, творческого воображения. Совершенствование общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи).

Логопед. Где мы побывали сегодня?

Дети. В волшебном лесу.

Логопед. Чей плач мы услышали?

Дети. Плакал олененок.

Логопед. Опишите олененка.

Дети. У него тоненькие ножки, огромные глаза, крошечный хвостик.

Логопед. Что случилось с олененком?

Дети. Он потерял маму.

Логопед. Какие лесные мамы пришли на помощь олененку?

Дети. Белка, медведица, ежиха, зайчиха и барсучиха.

Логопед. Давайте с вами попробуем сами рассказать эту сказку.

Далее логопед выбирает детей на роли олененка и лесных мам. Дети разыгрывают сценку по ролям.

Логопед. Чем закончилась эта сказка?

Дети. Олененок услышал голос своей мамы и побежал к ней.

10. Подведение итога.

Логопед. Чем мы сегодня занимались?

Дети. Путешествовали, играли в игры, делили слова на слоги, находили первый звук в слове, были героями сказки.

Логопед. Дома расскажите сказку маме и папе.

Литература.

  • Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011.