Цель:
- помочь учащимся осознать свое отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
- обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения.
Задачи:
- развитие осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
- воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что ЗОЖ делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем.
Ведущий: ученица 11 класса
Вводная часть: сегодня мы проводим классный час на тему “Быть здоровым – здорово”. На сегодняшний день это очень актуальная тема, так как мы – молодёжь – будущее страны, то насколько мы будем востребованы, и работоспособны в будущем зависит от нашего здоровья. А здоровье нужно беречь с ранних лет.
Учитель:
Факторы здоровья
Здоровье формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Ученые провели исследование и сделали вывод: от чего зависит наше здоровье. Мы попробуем эти данные обобщить в виде формулы здоровья.
Формула здоровья (100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность + +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.
- Как вы думаете, какие из составляющих этой формулы зависят от самого человека? (Образ жизни).
Мы не будем с вами обсуждать факторы, не зависящие от нас. Поговорим об образе жизни. Какие факторы образа жизни влияют на состояние здоровья?
Факторы образа жизни (заполняется совместно с учениками)
Факторы образа жизни | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
1 . Движение | Физические нагрузки, высокая двигательная активность | Гиподинамия |
2. Закаливание | Воздух, вода, солнце | Их отсутствие |
3. Питание | Правильное, сбалансированное | Неправильное |
4. Режим | Четкий, правильный распорядок дня | Безволие, неорганизованность, слабохарактерность |
5. Вредные привычки | Отказ от вредных привычек | Курение, алкоголь, наркотики, токсикомания |
Ведущий: сейчас мы разберемся, какие на ваш взгляд факторы являются препятствующими здоровому образу жизни. Как вы думаете, почему вы разделены на команды именно в таком составе? Всё просто. Мальчики свои проблемы знают, девочки тоже. Но ведь интересно узнать видите ли вы проблемы друг в друге?
Прослушайте правила нашей работы:
1) Когда отвечает человек из команды, остальные молчат, вопросы задаются после ответа.
2) На каждом этапе отвечают разные люди.
3) Формулировка ответов должна быть короткой, четкой и ясной.
4) Слово беретё, когда разрешит ведущий.
5) На каждом этапе вашей работы вам рекомендуется записывать свои мысли на листочке. Выбрать из них самую главную мысль, записать её на отдельный листочек и после выступления отдать ведущему.
6) Если после вашего ответа к вам появляются вопросы, то в начале следующего этапа вы сначала даёте ответы на вопросы.
Комментарий: ведущий заполняет слайды с выводами, сданными командами после каждого этапа.
1 ЭТАП (Постановка гипотезы). Первым этапом будет постановка гипотезы. Объясню. Вам нужно обозначить: что, по вашему мнению, мешает мальчикам быть здоровыми. Соответственно мальчикам нужно обозначить: что, по их мнению, мешает девочкам быть здоровыми. На обсуждения вам даётся 5 минут. За это время вы должны выявить и сформулировать существующую проблему и выписав на отдельном листочке отдать мне.
2 ЭТАП (Обоснование гипотезы). Вам нужно подтвердить свою гипотезу наглядными примерами из жизни. Опишите то, как вы понимаете проблему. На обсуждения даётся 10 минут.
3 ЭТАП (Как решить проблему). Вам нужно придумать методы, с помощью которых можно решить проблему. На обсуждения у вас есть 10 минут.
Учитель: команды приготовили информацию по теме классного часа, и сейчас приглашаю вас послушать рубрику “Это интересно”.
Команда девочек.
Российские медики разработали тест “Доживете ли вы до 70?”, который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
Команда мальчиков.
Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7–8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
Учитель: пока ведущий заполняет слайды с вашими выводами, мы посмотрим презентацию “Мы за здоровый образ жизни”.
3 ЭТАП (Заключение). Показываются слайды, отражающие каждый этап диспута, проговариваются выводы.
Этапы диспута | Девочки | Мальчики |
1 ЭТАП (Постановка гипотезы) | ||
2 ЭТАП (Обоснование гипотезы) | ||
3 ЭТАП (Как решить проблему) |