ЦЕЛИ УРОКА:
1. Дидактические.
- Изучить сущность оплодотворения.
- Распознавать этапы развития зародыша и плода.
- Изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины.
- Закрепить знания о строении мужской и женской половых систем, половых клеток, о роли половых хромосом в определении пола.
2. Развивающие.
- Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление, память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь;
- Hазвивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное.
- Развивать коммуникативные умения.
3. Воспитательные.
- Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать гигиеническому, половому, эстетическому и нравственному воспитанию.
ОБОРУДОВАНИЕ: Слайд-презентация; дидактический материал в конвертах. В каждом конверте два варианта заданий (тест и таблица) по строению половой системы и половых клеток; два варианта заданий по изучению нового материала (таблица и текст для самостоятельного изучения с заданием); два варианта тестов на закрепление нового материала; карточки для самооценки деятельности на уроке.
Время урока: 45 мин.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний по строению половой системы, половых клеток (по выбору) .
III. Формулирование темы, задач, мотивация. Выявление субъектного опыта.
IV. Изучение нового материала
- рассказ учителя об оплодотворении, о стадиях образования бластулы и гаструлы; стадиях формирования зародыша и плода, образовании плаценты, ее значении; обмене веществ между зародышем и материнским организмом;
- работа с дидактическим материалом по выбору (изучение биогенетического закона).
Индивидуальная и парная работа.
- отчет о работе;
- рассказ учителя о вреде никотина и алкоголя для организма беременной женщины;
V. Закрепление знаний: работа с учебником по выбору: составить краткий конспект или заполнить, составить схему;
- обобщение.
VI. Самопроверка (по выбору)
VII. Информация о домашнем задании на выбор учащихся
VIII. Рефлексия.
IX. Подведение итогов урока. Обобщение о повышении субъективного опыта учащихся.
Ход урока
Этап урока | Дидактические цели | ФОПД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Предполагаемый результат |
Организационный момент | Настроить учащихся на работу | Общеклассная | Проверяет принадлежности у детей. Сообщает о формах работы на уроке. (Презентация 1) Слайды 1-2 |
Проверяют у себя принадлежности, слушают учителя. Настраиваются на работу. | Учащиеся готовы к работе. |
Проверка знаний учащихся (по выбору) | Проверить, закрепить знания и умения, подготовить к восприятию нового материала. | Индивидуальная | Предлагает форму работы
(самостоятельно по модулю (Приложение
1) или с учителем по выбору). Раздает модули,
предлагает форму проверки (тест с выбором
правильных ответов или заполнение таблицы (Приложение 2)). Слайды 3-5 Индивидуальное задание у доски ученик получает в конверте. К доске выходит ученик, который готов рисковать, т.к. он не знает, что это за задание. |
Выполняют выбранные задания. | Учащиеся вспомнили строение мужской и женской половых систем, половых клеток.Проверили свои знания по ключу. Самопроверка. Взаимопроверка. Оценили свои знания. |
Выявление субъективного опыта учащихся. | Актуализировать знания по способам размножения, эмбрионального развития, биогенетический закон. | Общеклассная | Задает вопросы, с помощью которых дети
вспоминают термины: зигота, набор хромосом,
яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение,
беременность. (Презентация 2. Слайды 1-5) Задает вопрос: "В чем же заключается тайна развития зародыша? Какой путь развития прошел каждый из нас?" (Приложение 1) слайд 6 |
Отвечают на вопросы учителя, пытаются ответить на проблемный вопрос. Формулируют тему урока. | Вспоминают термины, понятия. Заинтересовываются темой. |
Изучение нового материала (по выбору) | Изучить особенности эмбрионального развития в соответствии с общебиологическим законом. | Парная, индивидуальная. | Раздает разные дидактические задания для выбора, объясняет, чем они отличаются друг от друга. Первый способ изучения - чтение учебника и ответы на вопросы. Второй способ - изучение структурированного конспекта и заполнение обобщающей таблицы "Развитие зародыша человека" (более высокий уровень). Слайды 7-9 | Выбирают для себя форму изучения и изучают новый материал. | Изучены особенности эмбрионального развития человека. Изучили биогенетический закон. |
Закрепление (по выбору) | Закрепить изученный материал | Общеклассная. Групповая. | Просит зачитать записи, сделанные в тетради, таблице "Развитие зародыша человека" по этапам. Делается обобщение. Предлагает на выбор двум группам: 1) заполнить с помощью учебника схему "Режим беременной женщины" или просто выписать эти правила из учебника. Слайд 10. Правила обосновываются. 2) составить при помощи учебника схему "Роды. Последовательность действий" или просто выписать это из учебника. | Зачитывают свои записи, слушают отвечающего. Дополняют или исправляют свои записи. Подводится итог. | Закрепили знания. |
Самопроверка (по выбору) | Проверить усвоение нового материала. | Индивидуальная | Выбирают форму проверки (тест с выбором
одного правильного ответа или вставить
пропущенные слова) Слайды 11-12 Рефлексия. Слайд 13 |
Выполняют выбранные задания | Проверили знания. Усвоили новый материал. Оценили свои знания. |
Домашнее задание | Информировать о домашнем задании, содержащем основную часть и дополнительную по выбору | Общеклассная | Информирует о домашнем задании. Слайд
14 Обязательная часть - параграф 61 по учебнику. Дополнительная часть по выбору: 1) Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на зародыш человека; 2) Статистический материал о рождаемости |
Записывают домашнее задание в дневники. Слушают учителя. | К следующему уроку подготовят домашнее задание. |