Повторительно-обобщающий урок по теме "Основы термодинамики"

Разделы: Физика


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Систематизация и углубление знаний по теме основы термодинамики
  • Развитие логического мышления, вычислительных навыков при решении задач.
  • Воспитание коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде.

ТИП УРОКА: применение полученных знаний

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая

МЕТОДЫ УРОКА: эвристический, поисковый, (словесный, ситуативно-игровой), мозговой штурм

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: карточки-задания (задачи, кроссворды, задачи по профессии); таблицы Менделеева.

ЛИТЕРАТУРА: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. “Физика - 10”. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике, Володин В., Хазановский П. “Энергия, век двадцать первый”.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 3 мин

  • присутствие учащихся на уроке
  • готовность учащихся к уроку (наличие ручек)
  • психологический настрой учащихся к уроку
  • сообщение темы, цели урока, формы проведения, задач стоящих перед учащимися.

ПОВТОРЕНИЕ

  1. Основные понятия темы.
  2. Название, обозначение, единицы измерения, уравнения.
  3. Самостоятельное решение задач.
  4. Изопроцессы в газах.
  5. Профессиональная направленность.
  6. Кроссворд.
  7. Сообщение
  8. Итоги.

ИТОГ УРОКА

Стенограмма повторительно-обобщающего урока “Основы термодинамики”

Урок проводится в смешанной группе по профессиям: портной и токарь.

Сегодня мы проводим итоговый урок по теме “Основы термодинамики” 1ч. 20мин.

Цель  урока: систематизировать знания по теме “Основы термодинамики”

Работать будем по плану, написанному на доске.

Работать будем таким образом: группа разбита на 4 подгруппы по 4 человека (два - портных и два - токари) и один консультант. За каждый этап, каждый обучающийся и подгруппа в целом получает баллы, наивысший “5”баллов. В конце урока каждый из вас получит оценку, и по каждой группе будут подведены итоги. Оценивать будут консультанты и я.

После каждого задания консультант выставляет баллы на доске в таблицу, а я объясняю следующее задание. На каждое задание даю определенное время.

Первое и второе задания выполняются устно (отвечают все).

Третье и четвёртое задания выполняются на доске (по одному человеку с каждой подгруппы).

Пятое задание – выдаются карточки – задания с вопросами профессиональной направленности каждой группе для токарей и портных.

Шестое задание выполняет каждый индивидуально

Седьмое задание - один из подгруппы делает сообщение.

При подведении итогов предоставляю слово консультантам, которые называют обучающихся, набравших наибольший балл и объявляют общий балл.

Основные понятия темы - фронтальный опрос – 10 мин

1) Задачи-вопросы

1. В тёплую комнату внесли с улицы бутыль, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутыли. Почему?

Ответ: при нагревании газа в бутыли его внутренняя энергия увеличилась и совершилась работа.

2. Резиновый мяч упал с некоторой высоты. После удара о землю он подскочил вверх. Какие превращения энергии произошли при этом?

Ответ: потенциальная энергия превратилась в кинетическую энергию.

3. Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?

Ответ: за счёт силы трения.

4. Почему, помешивая ложечкой горячий чай, мы вызываем его охлаждение?

Ответ: происходит процесс теплопередачи.

5. Какой газ приданной температуре обладает большей внутренней энергией - идеальный или реальный (при равном числе молекул)?

Ответ: реальный, т.к. его молекулы обладают потенциальной и кинетической энергиями.

6. Совершается ли работа в следующих случаях?

А) резиновый мяч надувают насосом – совершается

Б) тот же мяч раздувается при нагревании – совершается

В) воду нагревают в открытой кастрюле – совершается

Г) воду нагревают в закрытом сосуде – не совершается

7. Может ли газ нагреться или охладиться без теплообмена с окружающей средой? Как это происходит?

Ответ: при U=A

8. Почему бензин, поступающий в цилиндр двигателя внутреннего сгорания, испаряется в основном не во время такта всасывания, а во время такта сжатия?

Ответ: при U=A повышается температура смеси, Что способствует испарению бензина.

9. Какие процессы называют необратимыми? Приведите примеры.

Ответ: это процессы, протекающие только в одном определенном направлении, в обратном направлении они самопроизвольно протекать не могут. Все процессы в природе необратимы.

10. Если из стакана вылить часть воды, то суммарная кинетическая энергия молекул уменьшится. Означает ли это, что температура уменьшилась?

Ответ: нет, температура воды не изменится.

11. После включения нагревательного прибора температура воздуха в комнате повысилась. Увеличилась ли внутренняя энергия воздуха в комнате?

Ответ: да, т.к. внутренняя энергия зависит от температуры.

12. Возможна ли передача теплоты от холодильника нагревателю без совершения работы?

Ответ: нет, т.к. это необратимый процесс.

2) Названия, обозначения, единицы измерения, уравнения. – 10 мин

3) Самостоятельное решение задач - 15 мин

1) Насколько изменяется внутренняя энергия гелия массой 400гр при увеличении температуры на 27оС. Ответ: U=373кДж.

2) Какую работу совершает кислород массой 320гр. При изобарном нагревании на 10к? Ответ: А = 831Дж.

3) Какое количество теплоты необходимо для изохорного нагревания гелия массой 8кг на 100к. Ответ: Q=249,3Дж.

4) В цилиндре компрессора сжимают идеальный одноатомный газ, количество вещества которого 4 моль, при этом за один ход поршня температура поднялась на 10к. Определите, как изменилась энергия? Ответ: U = 498,6Дж

4) Изопроцессы в газах – 10 мин

Дать характеристику изопроцессам (название, уравнение, график)

Профессиональная направленность – 10 мин

Задачи профессиональной направленности для портных

1) При задержке движения махового колеса рукой можно получить ожог. Почему? Ответ: А —> Q

2) При обработке капроновой ткани, ткань оплавляется. Почему это происходит? Ответ: А —> Q

3) При стачивании швов, ткань делает посадку (собирается). От чего это происходит? Ответ: А —> Q

4) При утюжке сильно увлажненной ткани можно получить ожог. Почему?

Ответ: А —> Q

Задачи профессиональной направленности для токарей

Почему при затачивании резцов, на заточном станке, резец нагревается?

Ответ: А —> Q

Для чего используют смазочно-охлаждающую жидкость при сверлении?

Ответ: А —> Q

Почему крупная витая стружка иногда имеет темный синий цвет?

Ответ: А —> Q

4) Почему при обработке цилиндрической поверхности детали резцом, деталь и резец нагреваются? Ответ: А —> Q

Выполнить кроссворд – 10 мин

  1. Энергия движения
  2. Сумма потенциальной и кинетической энергии молекул
  3. Способ изменения внутренней энергии.
  4. Название изопроцесса, при Т = const.
  5. Процесс, протекающий в одном направлении.
  6. Процесс в теплоизолированной системе.
  7. Энергия взаимодействия.
  8. Процесс, протекающий без совершения работы.
  9. Часть устройства теплового двигателя.
  10. От какого параметра зависит внутренняя энергия тела?
  11. Процесс, протекающий при Р = const.
  12. Отношение полезной работы к количеству теплоты от нагревателя.
  13. Машина, преобразующая внутреннюю энергию в механическую.

Домашнее задание

Сообщения – группы заранее получили поручение сделать сообщение о применении какого-либо вида энергии – 5 мин (Приложение)