ЦЕЛИ УРОКА:
- Систематизация и углубление знаний по теме основы термодинамики
- Развитие логического мышления, вычислительных навыков при решении задач.
- Воспитание коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде.
ТИП УРОКА: применение полученных знаний
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: индивидуальная, групповая
МЕТОДЫ УРОКА: эвристический, поисковый, (словесный, ситуативно-игровой), мозговой штурм
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: карточки-задания (задачи, кроссворды, задачи по профессии); таблицы Менделеева.
ЛИТЕРАТУРА: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. “Физика - 10”. Степанова Г.Н. Сборник задач по физике, Володин В., Хазановский П. “Энергия, век двадцать первый”.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 3 мин
- присутствие учащихся на уроке
- готовность учащихся к уроку (наличие ручек)
- психологический настрой учащихся к уроку
- сообщение темы, цели урока, формы проведения, задач стоящих перед учащимися.
ПОВТОРЕНИЕ
- Основные понятия темы.
- Название, обозначение, единицы измерения, уравнения.
- Самостоятельное решение задач.
- Изопроцессы в газах.
- Профессиональная направленность.
- Кроссворд.
- Сообщение
- Итоги.
ИТОГ УРОКА
Стенограмма повторительно-обобщающего урока “Основы термодинамики”
Урок проводится в смешанной группе по профессиям: портной и токарь.
Сегодня мы проводим итоговый урок по теме “Основы термодинамики” 1ч. 20мин.
Цель урока: систематизировать знания по теме “Основы термодинамики”
Работать будем по плану, написанному на доске.
Работать будем таким образом: группа разбита на 4 подгруппы по 4 человека (два - портных и два - токари) и один консультант. За каждый этап, каждый обучающийся и подгруппа в целом получает баллы, наивысший “5”баллов. В конце урока каждый из вас получит оценку, и по каждой группе будут подведены итоги. Оценивать будут консультанты и я.
После каждого задания консультант выставляет баллы на доске в таблицу, а я объясняю следующее задание. На каждое задание даю определенное время.
Первое и второе задания выполняются устно (отвечают все).
Третье и четвёртое задания выполняются на доске (по одному человеку с каждой подгруппы).
Пятое задание – выдаются карточки – задания с вопросами профессиональной направленности каждой группе для токарей и портных.
Шестое задание выполняет каждый индивидуально
Седьмое задание - один из подгруппы делает сообщение.
При подведении итогов предоставляю слово консультантам, которые называют обучающихся, набравших наибольший балл и объявляют общий балл.
Основные понятия темы - фронтальный опрос – 10 мин
1) Задачи-вопросы
1. В тёплую комнату внесли с улицы бутыль, закрытую пробкой. Через некоторое время пробка выскочила из бутыли. Почему?
Ответ: при нагревании газа в бутыли его внутренняя энергия увеличилась и совершилась работа.
2. Резиновый мяч упал с некоторой высоты. После удара о землю он подскочил вверх. Какие превращения энергии произошли при этом?
Ответ: потенциальная энергия превратилась в кинетическую энергию.
3. Почему при обработке детали напильником деталь и напильник нагреваются?
Ответ: за счёт силы трения.
4. Почему, помешивая ложечкой горячий чай, мы вызываем его охлаждение?
Ответ: происходит процесс теплопередачи.
5. Какой газ приданной температуре обладает большей внутренней энергией - идеальный или реальный (при равном числе молекул)?
Ответ: реальный, т.к. его молекулы обладают потенциальной и кинетической энергиями.
6. Совершается ли работа в следующих случаях?
А) резиновый мяч надувают насосом – совершается
Б) тот же мяч раздувается при нагревании – совершается
В) воду нагревают в открытой кастрюле – совершается
Г) воду нагревают в закрытом сосуде – не совершается
7. Может ли газ нагреться или охладиться без теплообмена с окружающей средой? Как это происходит?
Ответ: при U=A
8. Почему бензин, поступающий в цилиндр двигателя внутреннего сгорания, испаряется в основном не во время такта всасывания, а во время такта сжатия?
Ответ: при U=A повышается температура смеси, Что способствует испарению бензина.
9. Какие процессы называют необратимыми? Приведите примеры.
Ответ: это процессы, протекающие только в одном определенном направлении, в обратном направлении они самопроизвольно протекать не могут. Все процессы в природе необратимы.
10. Если из стакана вылить часть воды, то суммарная кинетическая энергия молекул уменьшится. Означает ли это, что температура уменьшилась?
Ответ: нет, температура воды не изменится.
11. После включения нагревательного прибора температура воздуха в комнате повысилась. Увеличилась ли внутренняя энергия воздуха в комнате?
Ответ: да, т.к. внутренняя энергия зависит от температуры.
12. Возможна ли передача теплоты от холодильника нагревателю без совершения работы?
Ответ: нет, т.к. это необратимый процесс.
2) Названия, обозначения, единицы измерения, уравнения. – 10 мин
3) Самостоятельное решение задач - 15 мин
1) Насколько изменяется внутренняя энергия гелия массой 400гр при увеличении температуры на 27оС. Ответ: U=373кДж.
2) Какую работу совершает кислород массой 320гр. При изобарном нагревании на 10к? Ответ: А = 831Дж.
3) Какое количество теплоты необходимо для изохорного нагревания гелия массой 8кг на 100к. Ответ: Q=249,3Дж.
4) В цилиндре компрессора сжимают идеальный одноатомный газ, количество вещества которого 4 моль, при этом за один ход поршня температура поднялась на 10к. Определите, как изменилась энергия? Ответ: U = 498,6Дж
4) Изопроцессы в газах – 10 мин
Дать характеристику изопроцессам (название, уравнение, график)
Профессиональная направленность – 10 мин
Задачи профессиональной направленности для портных
1) При задержке движения махового колеса рукой можно получить ожог. Почему? Ответ: А —> Q
2) При обработке капроновой ткани, ткань оплавляется. Почему это происходит? Ответ: А —> Q
3) При стачивании швов, ткань делает посадку (собирается). От чего это происходит? Ответ: А —> Q
4) При утюжке сильно увлажненной ткани можно получить ожог. Почему?
Ответ: А —> Q
Задачи профессиональной направленности для токарей
Почему при затачивании резцов, на заточном станке, резец нагревается?
Ответ: А —> Q
Для чего используют смазочно-охлаждающую жидкость при сверлении?
Ответ: А —> Q
Почему крупная витая стружка иногда имеет темный синий цвет?
Ответ: А —> Q
4) Почему при обработке цилиндрической поверхности детали резцом, деталь и резец нагреваются? Ответ: А —> Q
Выполнить кроссворд – 10 мин
- Энергия движения
- Сумма потенциальной и кинетической энергии молекул
- Способ изменения внутренней энергии.
- Название изопроцесса, при Т = const.
- Процесс, протекающий в одном направлении.
- Процесс в теплоизолированной системе.
- Энергия взаимодействия.
- Процесс, протекающий без совершения работы.
- Часть устройства теплового двигателя.
- От какого параметра зависит внутренняя энергия тела?
- Процесс, протекающий при Р = const.
- Отношение полезной работы к количеству теплоты от нагревателя.
- Машина, преобразующая внутреннюю энергию в механическую.
Домашнее задание
Сообщения – группы заранее получили поручение сделать сообщение о применении какого-либо вида энергии – 5 мин (Приложение)